04.11.1997
2254
Аргентина, с середины прошлого столетия принимающая эмигрантов из многих европейских стран, и сегодня рада иностранцам. В отличие от небедных государств, вроде Соединенных Штатов или Канады, построенных некогда такими же выходцами из Европы, но просто так на жительство к себе не приглашающих.
О том, что Аргентина готова дать приют и достойную жизнь каждому желающему, в "i" писалось уже не раз. Сообщали мы и о формальностях, которые надо соблюсти потенциальному аргентинцу, чтообы получить иммиграционную визу (см. "i" Ь 6(165) от 19 февраля 1997 года, с. 14 и Ь 48(157) от 10 декабря 1996 года, с. 15). Теперь - о том, ради чего стоит туда ехать.
О шотландцах, швейцарцах и прочих достойных
Аргентина, хоть и расположена по другую сторону экватора, хуже от этого не становится. Это отнюдь не диковатая экзотическая страна, затерянная в глуши латиноамериканского континента, своеобразная, но, безусловно, не провинциальная, каковой представляется большинству из нас, несведущих обывателей. Не хочу сказать, что родина гаучо и танго воплощает в жизнь романтические мечты о рае на земле. Нет, конечно: просто Аргентина - одно из тех немногочисленных мест, где люди способны существовать в гармонии друг с другом и природой, работать за пристойное вознаграждение, не превращая труд в самоцель, и наслаждаться каждым моментом, сулящим наслаждение. Что, в общем, и есть та самая достойная жизнь.
Трудно поверить, но в начале XX века Аргентина считалась чуть ли не самым богатым в мире государством, оставив далеко позади Северную Америку с Северной Европой и по валовому национальному продукту, и по гигантскому экспорту - мяса, зерна, шерсти... Поговорка даже была такая: "Богат, как аргентинец".
Отсюда и тысячи европейцев, пытавшихся обрести благополучие в живописных предгорьях Анд, - южные итальянцы, перебравшиеся с Пиреней баски, галисийцы и каталонцы, педантичные немцы и австрийцы со швейцарцами, ирландцы с шотландцами, русские с евреями...
Плотность коренного индейского населения тогда уже была весьма незначительна, африканцев же в стране сроду не было. Таким образом, появилась невероятная в условиях Южной Америки совершенно белая страна, католическая по духу, испанская по способу выражения мыслей и более или менее европейская по стилю жизни. Знакомая аргентинская студентка, яркая брюнетка, уверяет, что она - единственная уцелевшая черноволосая жительница
Буэнос-Айреса. Все остальные, дескать, - натуральные блондинки.
Тогда же, век назад, каждый пришелец выбирал себе тепленькое местечко, сообразуясь с собственными представлениями о правильной жизни. Морозоустойчивые шотландцы, к примеру, скоро разобравшись с последними уцелевшими индейцами, забрались в восхитительную Патагонию, с нетающими ледниками и дивными озерами, поближе к 37-й параллели, воспетой Жюлем Верном в "Детях капитана Гранта". И стали с горским упрямством и очевидным успехом разводить овец и строить дороги.
Сравнительно немногочисленные потомки конкистадоров (не больше 10-15% населения страны) растворились в поселенцах современных. Галисийский акцент до сих пор слышится повсюду. Наравне с каталонским, итальянским и немецким.
Русские и евреи, в незначительном количестве рассредоточившиеся по стране, в массе своей осели в столице. В которой, как и в любой уважающей себя столице, заметны представители самых разных, в том числе и редких для Латинской Америки национальностей. Например, сирийцев. Нынешний президент Карлос Менем, между прочим, - из сирийцев. Мусульманин по рождению, пусть и крестившийся во взрослом состоянии, он, тем не менее, был избран главой государства - отличная иллюстрация новой аргентинской конституции, демократической и веротерпимой, позволяющей даже президенту не быть потомственным католиком.
Как и в любой приличной стране, в Аргентине присутствует собственная
Швейцария. Отличающаяся от Швейцарии подмосковной (Звенигород) или, скажем, ориентальной (в Ливане) тем, что живут там, всем на удивление, коренные швейцарцы. В XIX веке в Гельветической Конфедерации было, видимо, так голодно и неспокойно, что бедные люди потянулись на далекий континент в поисках лучшей жизни. И обнаружили ее в Андах, среди горного пейзажа, прозрачных озер и реликтовых сосен, где стоит сегодня город Сан-Карлос ди Барилоче, в двух часах лета от Буэнос-Айреса. Привыкшие к изнурительному труду и неизбалованные хорошим климатом, они пробавлялись рыбалкой, катались на лыжах и, повинуясь национальным склонностям, потихоньку развивали туризм. Уже тогда.
Курорт для любопытных бразильцев
Район Барилоче окончательно освоили в начале XX века. Там и сегодня - сплошные швейцарцы, в третьем-четвертом поколении. Архитектура - шале. Любимый продукт - шоколад.
Шоколад, в отличие от шерсти или зерна, не экспортируют, а поедают в немереных количествах на месте. В Барилоче не меньше десятка огромных шоколадных магазинов, по которым слоняются аргентинские швейцарцы, а перед входом - мастер-шоколадник того же происхождения, который тут же варит сладкий продукт. Один из знаменитых сортов, существующий последние лет сто, называется "Мамушка" (с ударением на втором слоге), - живое свидетельство дружбы народов.
Нынешний Барилоче - изумительный горнолыжный курорт вполне мирового уровня, куда зимой с удовольствием ездят европейцы с американцами (у них в это время жарко и для лыж - не сезон) и соседи-бразильцы - на снег поглядеть (снежинки складывают в пакеты, не догадываясь, что те растают). Климат весьма схож с нашим, зато жилье - дешевле. Этим обстоятельством воспользовался Сильвестр Сталлоне, незамедливший приобрести в этом райском уголке виллу.
Вам ничто не мешает последовать его примеру и построить - нет, не виллу, а скромный домик, этак на 100-120 квадратных метров. Тысяч за 40 долларов, включая кусок чудного леса гектаров в 10-15.
Гостеприимство, не мешающее патриотизму
В Аргентине любят иностранцев вообще и россиян в частности. Проявляют свою благожелательность, как могут, с первых же дней не давая эмигрантам почувствовать, что они - чужаки. Несмотря на пресловутую разговорчивость, аргентинцы готовы даже выслушать незнакомца. Когда тому приспичит.
Русский для аргентинца - прежде всего образованный европеец, а значит, носитель культуры - сколь высокой, столь и древней. А культуру там уважают. Смешно, но для многих аргентинцев жители
России до сих пор - альтернатива янки. Если иметь ввиду традиционную неприязнь всех латиноамериканцев к гринго, станет понятно, что мы для них - исторический противовес Северной Америки.
Их любовь к Европе и нелюбовь к Штатам сказывается на всем - на образовании, путешествиях, образе мышления. Их Аргентина - часть Европы, волею судеб заброшенная на другой материк. Конфессий - много, дискриминации - нет, безалаберность и общительность - сродни российской.
Аргентинцы не любят ездить за границу, предпочитая путешествовать по своей стране, достаточно для этого разнообразной и интересной. Если же отправляются в отпуск за границу, то выбирают
Париж,
Лондон или
Брюссель, объезжая, точнее, облетая нелюбимых, хоть и близких северных соседей.
То же и с детьми. Юных наследников не посылают учиться в
США, даже английскому. Если на европейский университет не хватает средств, стараются послать ребенка в
Англию,
Францию,
Германию хоть на пару месяцев. Но даже те счастливчики, которым довелось окончить Оксфорд, чаще всего в Старом Свете не оседают: патриоты.
Бурлящая столица
В отличие от
Москвы, которая, как известно, не Россия, Буэнос-Айрес для любого аргентинца - центр и страны, и Вселенной. Место, куда возвращаются из дальних странствий, потому что лучше него - нет.
"Как восхитителен Буэнос-Айрес при вечернем освещении, огни Каванага и Комеги..." Или так: "Улица Хуана Баутисты Альберти, зачитанные романы в рычащих автобусах,... сырая надоедливая погода..." Чарующие названия - Коимбра, Монте-Редондо, Мартинганса, Пампильоса, многократно воспетые Кортасаром и Борхесом.
Обволакивающие аккордеонные интонации танго Астора Пьяццолы, не потускневшие от возраста, уже вошедшие в репертуар классических музыкантов. Гром футбольного стадиона, болельщики, убежденные, что аргентинский футбол - самый правильный футбол на свете. Исторический матч за шахматную корону образца 1927 года между Александром Алехиным и Хосе Раулем Капабланкой, принесший Алехину титул чемпиона мира.
К чести Буэнос-Айреса, его настоящее достойно грандиозного прошлого. Он и сегодня остается одним из самых тусовочных и культурных центров мира. Teatro Colon (Театр Колумба), в котором, кроме латиноамериканских музыкантов, с удовольствием выступают мировые звезды: Ростропович, Кисин и Павароти - далеко не полный перечень последнего года. Кстати, в этом же театре когда-то впервые было прилюдно исполнено танго, тогда только-только появившееся.
Все концентрируется в столице. Население Буэнос-Айреса и пригородов - треть населения страны. Когда город спит, непонятно. Дискотеки, открывающиеся к полуночи, к середине ночи достигают пика посещаемости. Столичные портеньо (буэнос-айресские денди), равно как и добродушные отцы семейств с домочадцами (включая младенцев), ужинающие в два-три часа ночи в ресторанчике, - стандартная картина.
Различные национальные общины предпочитают группироваться в определенных районах, не делая при этом из своей национальной или конфессиональной принадлежности культа. Одна из улиц, представляющая собой непрерывную цепь милых ювелирных лавочек, почти целиком принадлежит армянам. Еврейская община, четвертая по размерам после
Израиля, США и России, насчитывает ни много ни мало 400.000 человек.
Сиесты в Буэнос-Айресе нет: не жарко. Поэтому столичные жители - не такие расслабленные, как большинство южноамериканцев. Влияние континента сказывается в легком отношении ко времени: опоздание на встречу на полчаса-час вовсе опозданием не считается. Одно из любимых выражений: "Незачем волноваться сегодня - завтра всегда наступит".
Не слишком, но все-таки деловые
Пренебрежение ко времени не сказывается на деловой активности. Например, на строительстве - Аргентина переживает сегодня строительный бум. Строятся магазины, офисы, автострады. Реконструируется знаменитый столичный район портовых кабаков Ла Бока - малая родина танго.
Инициативный человек, стремящийся развить собственное дело, не прогадает, сосредоточив силы на обслуживании. С аргентинцами конкурировать легко, так как перерабатывать они не любят. Имея $20.000 и связав судьбу с малым бизнесом, можно уверенно смотреть в будущее: небольшой спортивный зал, парикмахерская, массажный салон, мастерская, кафе его обеспечат.
Один из наиболее выгодных видов бизнеса - туристический. Турфирм в Аргентине явно не хватает, хотя достопримечательностей там не меньше, чем у соседей.
Бразилию знают все, ездят туда на карнавал и посмотреть на водопады Игуасу. А водопады эти - как раз на границе Аргентины с Бразилией. Западные европейцы наведываются в пампасы Патагонии и плавают на круизных лайнерах по югу - Антарктида, Огненная земля, пингвины. А наши соотечественники - нет. Они, похоже, вообще ничего об этих красотах не знают, а в Аргентину ездят за шубами.
Перспективы - радужные, но реальные
В стране все будто специально устроено, чтобы не мешать человеку заниматься делом. Умеренные налоги. В отличие от остальных стран Южной Америки, кроме разве что
Чили, в Аргентине нет жестокой преступности, экономического рэкета и наркомафии.
При всей недавней бурной политической жизни, с меняющимися военными режимами и проигранной Фолклендской войной 82-го года, Аргентина сегодня - верный оплот демократии. По уровню жизни она не дотягивает до Штатов или
Скандинавии, оставаясь на уровне Южной Европы, но стабильно входит в число первых тридцати стран мира. А аргентинский песо с 1992 года сохраняет равенство с американским долларом.
Аргентинские зарплаты, может, и не самые большие в мире (у квалифицированного рабочего - $$1.000-1.500 в месяц, у инженера - $$1.500-2.500), но с нашими, особенно в провинции, не сравнимы. И зарплату, что приятно, платят, причем вовремя.
Школы, как и университеты и больницы, есть бесплатные (федеральные) и платные (частные). В Аргентине есть любая промышленность. Нет только атомной. И слава Богу. А есть отличное пиво и вино, не хуже известного у нас чилийского.
Да, вот еще: знакомые аргентинцы убеждали меня, что стейки и коровы у них - самые большие и вкусные. Естественно, в мире. Можно поверить на слово, но лучше - проверить.
Материал подготовлен при содействии иммиграционного бюро "Агентство ВИЗА-СЕРВИС".
К сведению потенциальных иммигрантов
Минимальный срок оформления аргентинской иммиграционной визы -1 месяц
Расходы на оформление (включая гонорар адвокату) - $$2.500-3.000 (в зависимости от состава семьи)
Язык страны - испанский (для получения иммиграционной визы знание языка не требуется)
Приобретаемый иммиграционный статус: временный вид на жительство - 1 год, продление - еще на 1 год, постоянный вид на жительство - через 2 года, гражданство - через 3 года
Необходимость постоянного проживания в Аргентине для получения гражданства - не требуется
После оформления аргентинского паспорта иностранца или после получения гражданства разрешен безвизовый въезд в США, большинство стран Западной Европы (с правом работы по найму) и Латинской Америки
Средний аргентинский уровень зарплат: квалифицированный рабочий - $$1.000-1.500, инженер $$1.500-2.500
Прожиточный минимум аргентинской семьи (3 человека) $750
Минимальный капитал для начала ведения "семейного бизнеса" в Аргентине - $$10.000-20.000
Средние цены на недвижимость в Аргентине: трехкомнатная квартира в Буэнос-Айресе (площадью 80-100 квадратных метров) в районах проживания среднего класса - $$35.000-50.000; дом в пригороде Буэнос-Айреса (площадью 100 квадратных метров) с участком 10 соток - $$30.000-40.000. Цены в провинции на 30-50% ниже.
Образование: бесплатное, начальное (7 классов) - обязательное.
Ирина МАК, Ада ШМЕРЛИНГ
Источник: Иностранец, #41