Ситуация с бронированиями новогодних туров на лыжные курорты Австрии далека от позитива. Но отельеры надеются, что россияне, которые не купили турпакеты, закажут размещение напрямую. Время для этого у них пока есть, считает глава представительства Austrian National Tourism Board Геральд Бём (фото).
- Нынешние темпы продаж вас расстраивают?
- У туроператоров объемы сократились, это не радует, ведь обычно бронирования горнолыжных туров происходили значительно раньше. Остается надежда, что удержать турпоток на приемлемом уровне помогут самостоятельные туристы. Но пока трудно сказать, как они себя поведут. В этом году глубина продаж настолько сократилась, что сейчас, в начале декабря, еще идут бронирования. Раньше большинство мест уходило в августе-сентябре-октябре. Люди знали, что Новый год нужно покупать заранее, чтобы получить хорошие отели и избежать очередей в консульстве. Сейчас экономическая ситуация заставляет выжидать, плюс многие обладают мультивизами. Но день «икс», когда нужно решить, «еду или нет», так или иначе наступает для всех. И этот день сейчас, похоже, сдвинулся на середину декабря. Пока он не наступил, отельеры надеются на лучшее, и мы вместе с ними.
- Популярная тема наших средств массовой информации – что европейские курорты еще поплачут без туристов из России. Насколько в реальности российский рынок важен для австрийских курортов и отелей?
- Очень важен, особенно на Новый год. Но в целом по году доля россиян в общем турпотоке в Австрию – чуть больше 1,5%. И российская, и австрийская пресса много пишет о том, как много приезжает россиян, поэтому кажется, что их доля очень велика. Но реальные цифры показывают, что это не так. Россиян много на определенных курортах и в городах в определенное время года. Но в Австрии есть федеральные земли, например, Штирия, Бургенланд, Нижняя и Верхняя Австрия, Каринтия с очень большим туристическим предложением, и туда активно ездят сами австрийцы, а также жители соседних европейских стран – Германии, Нидерландов и других. Скажем, в Верхней Австрии есть хорошие семейные лыжные курорты, может быть, не так высоко расположенные и не такие богатые, как в Тироле и Циллертале, но, тем не менее, привлекательные для жителей Вены, которым туда близко ехать.
Кроме того, исторически Австрия, если смотреть на несколько десятилетий назад, была летним направлением – в 60-70-е годы 70% ночевок иностранных туристов приходилось на лето. Только потом, с ростом популярности горных лыж, это соотношение немного выровнялось и сейчас составляет примерно 50 на 50. А россиян летом практически нет – 70% приезжает зимой. Поэтому в зимний сезон, тем более на Новый год, они заметнее. Так что падение на российском рынке неприятно, но катастрофой не будет.
- Какие рынки наиболее важны для Австрии?
- Порядка 40% турпотока приходится на Германию, она лидирует с огромным отрывом. Например, в 2013 году туристы совершили в Австрии 132 млн. ночевок, из них 50% – немцы. На втором месте австрийцы – 35 млн. ночевок. То есть два этих рынка вместе дают 70% всех ночевок. Плюс жители Нидерландов – 9 млн. ночевок и 8% рынка, и дальше с отрывом следуют Швейцария, Великобритания и т.д. Россия – на восьмом месте. В прошлом году к нам приехали 500 тысяч российских туристов, которые провели в стране 2 млн. ночевок.
- Но ведь наверняка там, где россиян в последние годы было очень много – в Майерхофене, Зельдене, Целль-ам-Зее, снижение потока почувствуют?
- Конечно, но и там отдыхают не только россияне. Когда кризис начинался, предполагалось, что больше всего от него пострадают демократичные курорты с доступными ценами. Сейчас мы считаем, что все сегменты пострадают одинаково.
- Какова статистика прибытий в первые месяцы года?
- Очень неплохая. В январе-сентябре у нас было 378 тысяч прибытий из России с сокращением всего на 5%. Но здесь надо понимать, что январь-февраль были еще хорошими месяцами – кризис и вместе с ним колебания по месяцам начались позже. Скажем, в мае-октябре мы получили минус по прибытиям и ночевкам на 11%, в октябре поток упал уже почти на 19%, а ночевки – на 19,5%. В итоге январь-октябрь дали минус 6% по прибытиям и минус 5,2% по ночевкам.
- Нынешняя ситуация хуже, чем было 2008-2009 годах?
- Да, намного. В 2008 году нам очень помог чемпионат Европы по футболу, на который приехали дополнительные 15 тысяч болельщиков из России. В 2009 году мы ждали спада, но его не было, итог года получился нулевой, что с учетом прироста 2008 года было хорошим результатом. А вообще турпоток в Австрию рос каждый год с начала 2000-х на 15-20%, а то и больше.
- Что вы делаете, чтобы вернуть россиян?
- Маркетинговая активность курортов в последние месяцы была очень высокой. Если посчитать суммарное число пресс-конференций, выступлений – это была самая активная осень на моей памяти. Представители курортов приезжали именно для того, чтобы поддержать российских туроператоров и показать туристам, что в Австрии их все ждут. Для нас очень важно изменить настроение россиян. 30 октября в Вене проходил большой форум с участием России. Там как раз речь шла о том, что туризм – это сфера вне политики. Австрийские бизнесмены выступают против санкций и борются с ними. Хотя, как мне кажется, то, что сейчас происходит, больше связано с ценами на нефть и курсом рубля. Если нефть вновь начнет дорожать – и в туризме все наладится.
- Снижают ли цены гостиницы, чтобы привлечь больше туристов из России?
- В Австрии все очень консервативны, боятся менять цены, так как это крайняя мера: если ты опускаешь цену, потом уже вверх не пойдешь. Поэтому на австрийских курортах нет ценовых подвижек. А вот туроператоры, имеющие лишние квоты мест, от которых не смогли отказаться, вынуждены предлагать скидки или фиксированный курс. Но надо учитывать, что сейчас у операторов бронируется меньше половины общего объема туров, а возможно и меньше – с учетом череды банкротств. Так что скидки в турфирмах не означают, что отельеры снизили цены.
Источник: http://www.ratanews.ru