Туроператоры по Беларуси настроены на то, что приближающийся Новый год пройдет под знаком падения турпотока относительно прошлогодних зимних каникул. Причем минусовой прогноз делается в диапазоне от приемлемых 10% до малоприятных 30%. Среди наиболее вероятных причин – непрекращающийся рост стоимости белорусского турпродукта, чьим катализатором стал финансовый кризис 2011 года в стране, совпавший с повышением внутренних цен. И если раньше российских туристов привлекала заведомо низкая, по сравнению с Россией, цена на отдых, то сейчас эта разница практически сошла на нет, а в чем-то поездка в Беларусь на новогодние праздники обойдется даже дороже.
Это подтверждает и загрузка белорусских здравниц. Свободные места можно найти даже в самых популярных санаториях и пансионатах, например, «Крыница», «Озерный», «Приозерный», «Булорусочка». «Неплохо чувствуют себя средства размещения, предлагающие отдых в диапазоне от 15 тыс. до 20 тыс. рублей за десять дней. Здесь бронирования давно закрыты, а вот «брендовый» сегмент провалился», – рассказала ведущий менеджер по Беларуси компании «Роза ветров» Лариса Шишкова.
Генеральный директор по России и СНГ компании «Солвекс-Трэвэл» Сергей Стребков считает, что еще одной проблемной, негативно повлиявшей на спрос, оказался новогодний банкет, который ряд белорусских санаториев навязывают как обязательную услугу. «В этом году за новогодний банкет туристам придется заплатить примерно по 3-4 тыс. рублей на человека. Причем в большей части санаториев от него нельзя отказаться, что, естественно, отпугивает многих клиентов. Плюс к этому надо добавить традиционный для зимних праздников рост стоимости железнодорожной перевозки, а также ее дефицит», – отметил собеседник RATA-news.
По мнению г-на Стребкова, продажи шли бы активнее, если бы санаторно-курортная отрасль Беларуси была более гибкой по отношению к туроператорам и туристам. Практически все белорусские санатории делают заезды в районе 25-30 декабря и не менее чем на 10-12 дней. «Только сейчас, видя низкую загрузку, некоторые здравницы начали понемногу разворачиваться к потребителю. Появилась возможность забронировать путевку на меньший срок – 5-7 дней», – добавил Сергей Стребков.
В отличие от отдыха в санаториях, продажи белорусской экскурсионки смогли удержаться в прошлогодних объемах. Хотя и здесь не без сюрпризов. Как сообщил руководитель направления компании «Астравел» Александр Силькевич, налицо факт значительного смещения заездов с Нового года на православное Рождество. Причина одна – цены. Популярностью пользуются короткие туры на 3-4 дня с посещением Минска, замков Мира и Несвижа, а также Беловежской пущи.
Меж тем, такое развитие событий на направлении экспертов не удивляет. По общему мнению, бурный рост турпотока, на долгое время ставший отличительной чертой туристического рынка Беларуси, закончился примерно полтора года назад. Сегодня неважно чувствуют себя не только новогодние продажи, но и глубина бронирований. Запросы прослеживаются лишь на короткую дистанцию в две-три недели. И на этом фоне белорусские здравницы продолжают повышать цифры на своих ценниках. Стоимость их услуг в первом квартале 2014 года выросла на 15%, хотя это низкий сезон.
«К сожалению, высокие расценки в белорусских средствах размещения – это объективная реальность, что не лучшим образом влияет на конкурентоспособность турпродукта. Туристы все больше начинают посматривать в сторону аналогичных предложений в Европе», – соглашается с московскими коллегами представитель Российского союза туриндустрии в Беларуси, глава белорусской компании «Западный тракт» Филипп Гулый. Дело не только в цене, но и в качестве предоставляемых услуг, считает г-н Гулый. Его несколько подпортила отмена лицензирования в сфере туризма, произошедшая в стране в 2011 году. Экскурсионным обслуживанием начали заниматься далекие от этой сферы структуры. Туристам из России порой бывает довольно трудно отличить профессионалов от всех остальных, что также сказывается на имидже направления.
Филипп Гулый выразил надежду, что с завышенной стоимость услуг размещения Беларуси все же удастся разобраться в наступающем году. Будущей весной Минск принимает у себя Чемпионат мира по хоккею. Большое количество новых гостиниц, которые будут построены к этой дате, должно сбить общую ценовую планку.
Источник: http://www.ratanews.ru