Проблемы «взрослых» отпускных направлений этим летом практически обошли стороной детский отдых. Там, где на рынке наблюдалось засилье горящих туров, детские лагеря, напротив, показывали стабильный прирост. Самым ярким примером такого «противоречия» оказалась Болгария – в июне-июле, когда из-за огромной конкуренции со средиземноморскими направлениями, туроператоры вынуждены были продавать болгарские турпакеты с перелетом и проживанием чуть ли не по €100 на человека, многие детские объекты уже вставали на «стоп».
Руководитель детского департамента компании «Солвекс-Трэвэл» Мария Леонова не видит в этом ничего противоестественного. «Бронировать детский отдых в Болгарии родители в этом году начали заблаговременно – уже с января. К лету все было выкуплено уже на 70%», – констатировала она. Высокий спрос, по мнению собеседницы RATA-news, определяется в первую очередь соотношением цена-качество. Так, стоимость отдыха в Болгарии стартует в этом году с 20 тыс. рублей за двухнедельную поездку. При этом детям предлагается двух-трехместное размещение в кондиционированных номерах со всеми удобствами и пятиразовое питание.
Лидерство Болгарии в этом сезоне признают практически все туроператоры по детскому отдыху. По данным генерального директора компании «Ост-Вест» Зои Бондарь, направление прибавило сразу 30% по сравнению с прошлогодними показателями. Генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева называет цифру роста болгарских продаж на уровне 10%. Также неплохо, по данным экспертов, раскупались международные детские лагеря Греции и Словакии.
Единственным детским направлением, кому текущим летом аукнулся «взрослый» демпинг оказалась Черногория. По мнению руководителя департамента детского и молодежного туризма компании «Пирамида-тур» Ксении Казаковой, «виновной» в этом можно считать соседнюю Хорватию, которая весной перешла на визовый режим с Россией. «В сознании многих Хорватия и Черногория тесно взаимосвязаны. Введение виз одной стороной, сильно подпортило туристический сезон другой. В этом смысле «детская» реакция была аналогична общей ситуации на рынке – низкие цены на турпакеты и падение продаж», – отметила г-жа Казакова. Согласно ее оценкам, в конце сезона Черногория может недосчитаться до трети детского турпотока. Чуть лучше чувствует себя Турция, хотя и здесь без признаков «горения» не обошлось. В «Пирамиде» в этом году взяли больший по объемам блок мест, однако продажи остались в прошлогодних показателях. «Возможно, что некоторое шатание спроса на Турцию началось после того как мы поменяли предлагаемую концепцию отдыха в этой стране. В этом году она больше ориентирована на здоровый образ жизни, когда под руководством тренера дети получают базовую физподготовку», – пояснила представитель туроператора. Сейчас, по словам, Ксении Казаковой, как раз идет «пересменка» любителей расслабленного отдыха на более активных туристов.
Российское побережье Черного моря также отличилось в этом году заметным падением спроса и продолжившимся уходом с направления туроператоров. Как отмечает Мария Леонова, большинство отечественных детских лагерей по-прежнему проигрывают в стоимости и наборе услуг своим заграничным аналогам. Например, за двухнедельный отдых ребенка в Краснодарском крае родителям придется заплатить от 25 до 45 тыс. рублей, не считая железнодорожного билета. За эти деньги удобства надо искать на этаже, а кормить будут в соответствии с существующими санитарными нормами – минимум мяса, молочных продуктов и свежих овощей.
По словам Зои Бондарь, ее компания работает только с теми черноморскими лагерями, которые предлагают гарантированно качественное питание и удобства в номерах. Но, несмотря на это, спрос на них все равно снижается. «По итогам лета падение продаж может составить примерно 20-30% по сравнению с прошлогодними показателями. Потому что, сколько бы туроператоры не вкладывали в рекламу и не расширяли свой ассортимент по Краснодарскому краю, россиянам проще купить путевки напрямую у лагеря. То же самое касается и Подмосковья, здесь в нашей копилке остались только детские лагеря, которые сотрудничают на условиях комиссии турбизнесу», – пояснила г-жа Бондарь.
В свою очередь Елена Бурцева считает, что антирекламой Краснодарскому краю в этом году стала информация о вспышках заболевания детей энтеровирусной инфекцией, которая вызывает менингит. На этой волне многие родители вынуждены были отказаться от купленных ранее путевок.
Некоторый спад спроса есть и по Крыму. Об этом, по мнению г-жи Бурцевой, говорит тот факт, что весь сезон в знаменитом «Артеке» оставались свободные места.
Источник: http://www.ratanews.ru