Новосибирский аэропорт «Толмачево» констатирует заметное снижение спроса на рейсы в Китай. «По итогам восьми месяцев 2013 года мы видим существенное падение пассажиропотока на Пекин и практически отсутствие роста на Урумчи», – сказал RATA-news коммерческий директор «Толмачево» Григорий Померанцев.
Региональные эксперты считают, что бить тревогу пока рано, но повод задуматься о причинах происходящего уже есть. Снижение пассажиропотока на Пекин в этом году более 20%, и это первый подобный провал за последние несколько лет. «На китайском авиационном форуме China International AIR Routes Summit-2013, который прошел в сентябре в Шэньчжэне, мы обсуждали эту тему и проанализировали возможные причины, – сказал г-н Померанцев. – Во-первых, в Пекине сейчас остро стоит проблема перегруженности аэропорта. Представители национальной авиакомпании во время своего доклада посетовали, что даже они не могут получать там новые слоты и развиваться. Во-вторых, в Китае идет серьезное перераспределение пассажирских потоков. Смещение происходит в сторону западных аэропортов – Шанхая, Шэньчжэня, Чэнду, Урумчи и т.д. Еще одна локальная причина, актуальная для Пекина в этом году: частые плохие погодные условия в аэропорту. Люди, которые знали об этом, выбирали для поездок сопоставимые по значению азиатские хабы. Уменьшилось и число турпоездок из России в Китай. Причины, которые называют туроператоры – удорожание продукта, связанное с бурным ростом внутреннего туризма в Китае».
Турбизнес подтверждает, что некоторый спад спроса на направлении действительно есть. По словам региональных агентов и операторов, которые специализируются на Китае, рост пассажиропотока в Китай в Сибири традиционно был связан с бизнес-активностью. Но в последнее время и оптовые закупки в Китае, и индивидуальный шопинг становятся россиянам все менее интересны. Генеральный директор новосибирского оператора «СКАТТ» Дмитрий Сигарев связывает основную причину снижения числа поездок из России в Китай с тем, что потребительский рынок в нашей стране становится все более цивилизованным: «Появляются различные бутики, открываются по франшизе брендовые магазины, и тот шоп, который был актуален в 90-х, неизбежно сокращается. Играет свою роль и курсовая разница. Предприниматели, которые раньше ездили в Китай за товаром, после объединения России и Казахстана в таможенный союз предпочитают доехать до Казахстана, заказать там товары по интернету, дождаться его и сопроводить до России, сократив затраты».
Падения же туристического интереса некоторые операторы пока и вовсе не заметили. «В чистом виде «шопников» мы в Китай никогда не отправляли, и снижения спроса в связи с этим не ощущаем, – сказал Дмитрий Сигарев. – Однако с лечебными турами в Китай стали успешно конкурировать аналогичные программы в Чехию».
Особняком среди китайских направлений стоит остров Хайнань. С появлением прямых чартерных рейсов из большинства крупных сибирских городов туда полетели туристы, которых больше интересует не шопинг, а отдых и оздоровление. Возможно, это тоже оттянуло пассажиров от пекинского направления. Петр Ошаров, гендиректор иркутской компании «РАМЭС», считает, что в Иркутске часть потока с пекинского направления отбирают прямые рейсы в Сеул и Манчжурию.
Все причины, так или иначе, сводятся к одному – Китай перестал быть дешевым и для предпринимателей, и для туристов. Это касается и билетов на прямые рейсы до Пекина (в Новосибирске на направлении работает только один перевозчик), и стоимости товаров и услуг внутри страны. «В это время года люди обычно активно летели в Китай за теплыми вещами, мехами и т.п., – рассказала RATA-news генеральный директор алтайского оператора «Возрождение-Тревел» Татьяна Ефимова. – Но из-за роста стоимости перелета до Пекина этот процесс серьезно затормозился. Те, кто раньше за определенный промежуток времени съездили бы в Китай трижды, сейчас летят только один раз». Из-за отсутствия конкуренции, цены остаются высокими, поэтому люди, которые все-таки едут в Пекин, все чаще выбирают стыковки через Гонконг и даже через Москву – это дальше, но, что парадоксально, дешевле.
«Чтобы сделать экскурсионный тур, туристов нужно отправлять до Пекина регулярным рейсом, а они дороже чартерных, – подтвердила ведущий менеджер компании «Иркутск-Байкал-Интертурс» Лариса Ващенко. – Плюс – отели в Китае стоят сейчас в 1,5-2 раза дороже, чем два-три года назад. Для туристов эта страна становится дорогим удовольствием».
Проблема ценовой конкуренции, кстати, касается и Хайнаня, отметили собеседники RATA-news. Это одно из препятствий для дальнейшего развития направления на сибирском рынке. Цены на отдых здесь выше, чем на туры по другим пляжным направлениями, а спецпредложения отели дают редко из-за активного внутреннего спроса.
Но есть и положительная тенденция – сами китайцы стали больше путешествовать по миру, в том числе и по России. «Их интересует туризм в Сибири, в частности, на Алтае, – рассказал Григорий Померанцев. – На форуме в Шэньчжэне китайцы задавали вопросы об игорной зоне – у них есть спрос на такой продукт».
Следуя тенденции смещения пассажиропотоков в сторону западных китайских аэропортов, в «Толмачево» планируют открывать новые рейсы из Новосибирска в Китай. «Мы ведем переговоры с China Southern по поводу увеличения частоты полетов в Урумчи и назвали партнерам три аэропорта, которые могли бы быть интересными для открытия прямого сообщения – это Гуанчжоу, Шанхай и Чэнду, – уточнил г-н Померанцев. – Но основной приоритет – поиск еще одного перевозчика на пекинском направлении, что могло бы повлиять на стоимость билетов и поднять пассажиропоток».
Источник: http://www.ratanews.ru