13.12.2001
1154
Из Хургады можно совершить экскурсию не только в
Луксор. Сравнительно недалеко от нее есть и другие достопримечательности. Пожалуй, для русского человека особый интерес представляют расположенные в горах первые христианские монастыри - Св.Антония Великого и Св.Павла Фивейского. Тем более что этих святых почитают и в
России. "Антоний - величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества" - так характеризует этого человека православный календарь, изданный Московской патриархией. В юности он удалился в пустыню и поселился в пещере возле источника. К пещере Антония ведут из долины 1150 ступеней. Оттуда открывается замечательный вид.
Со временем к Антонию присоединились и другие отшельники-христиане. После его кончины 30 января 356 года на 105-м году жизни ученики Антония продолжали жить в пустыне. Вокруг его могилы возник монастырь, существующий до сих пор. Это самый первый христианский монастырь.
Поначалу монастыри не обносили стенами. Чтобы укрыться от врагов, сооружали мощную башню. Вход в нее находился на уровне высокого второго этажа. Оттуда в соседнее здание был перекинут легкий деревянный мостик. В случае опасности монахи прятались в башне и поднимали мостик. Там они могли отсиживаться месяцами. В башне были колодец или потайной водопровод, запасы еды, часовни. Башня монастыря Св.Антония - самая старая его часть, она построена еще в 537 году.
А самая старая церковь монастыря возведена в VII веке на месте часовни над могилой Антония. Ее украшают фрески XIII века. Недавно они отреставрированы и вновь засияли красками.
Монастырь уникален не только старинной архитектурой, но и предметами быта. Ну, где еще вы увидите мельницу и масляный пресс IX века! Примечательно, что монахи пользовались ими еще лет сорок назад.
Св.Павел Фивейский был современником Антония. Он и жил неподалеку, тоже в пещере, но в отличие от соседа один. Незадолго до смерти Павла, который скончался 28 января 348 года в возрасте 119 лет, два отшельника встретились.
В пещере, где жил и похоронен св.Павел, устроили часовню, и через несколько лет вокруг нее возник монастырь. Сейчас в нем четыре церкви. Самая древняя возведена над пещерой. Ее стены украшают хорошо сохранившиеся средневековые фрески.
Когда знакомишься с житиями Антония и Павла, невольно обращаешь внимание на весьма почтенный возраст, в котором они скончались. Выходит, праведники живут дольше грешников!
Оба монастыря принадлежат коптской церкви. Это одна из разновидностей восточных православных церквей. Египтяне-копты, как и их единоверцы в России, отмечают Рождество 7 января. Как минимум за неделю до этого праздника монастыри обычно закрывают для посещения. Для православных паломников могут сделать исключение, но только по предварительной договоренности с коптской патриархией.
Недалеко от Хургады расположены древние каменоломни. Их устроили римляне перед самым наступлением новой эры. У горы Кладианос добывали белый мрамор, у горы Порфиритос - порфирит. Этот ценный камень похож на розовый гранит, но с золотыми блестками. Рабочие каменоломен делали заготовки для колонн.
Их отвозили в
Рим и окончательно отделывали. Современные ученые насчитали в старинных церквах
Италии более ста колонн из египетского порфирита.
Возле каменоломен сохранились развалины городков рабочих. Кое-где валяется забракованная продукция. Посмотреть все это любопытно, но не менее любопытно познакомиться на пути в каменоломни с Восточной пустыней, с ее невысокими скалистыми горами и узкими ущельями.
Если вы отдыхаете южнее Хургады - в
Сафаге, Кусейре или Мерса Аляме, советую вам побывать в долине Вади Хаммамат. Она расположена в 100 км к западу от Кусейра, по дороге в город Кифт в долине Нила. В Вади Хаммамат самое большое во всем
Египте количество наскальных надписей и рисунков. С глубокой древности их делали участники многочисленных экспедиций - и тех, что затем спускались к Красному морю, чтобы отправиться в далекое плавание, и тех, что оставались в каменоломнях Вади Хаммамат. Всего в долине около 2300 надписей и рисунков.
Одним из первых исследовал Вади Хаммамат выдающийся русский египтолог профессор
Владимир Семенович Голенищев (1856-1947 гг.). Он побывал там в декабре 1884 года. "Большие охотники до писания, древние египтяне любили во время путешествия нацарапывать свои имена на скалах, камнях, даже на стенах храмов и гробниц, - отмечал в отчете об этой экспедиции Голенищев, - причем нередко эти наивные их graffitti превращались в довольно пространные надписи, в которых упоминалось имя царствовавшего в то время фараона, цель поездки и часто точно указывалась дата, в которую было совершено путешествие. Такими нацарапанными на скалах надписями изобилует долина Хаммамат. Они относятся почти ко всем эпохам египетской истории, начиная с древнейших времен до персов и Птолемеев".
Интересные экскурсии можно совершить и из курортов Синая. Куда именно - мы расскажем в следующем номере газеты.
Владимир Беляков
Источник: