21.06.2004
2189
Когда я была маленькой девочкой, кругом буйствовал развитой социализм. В связи с этим даже мне, младенцу, было очевидно: родина никогда, ни на секунду не выпустит меня из своих объятий, и это очень печально. Мысль о том, что я никогда-никогда не увижу пирамид, приводила меня в отчаяние - почему-то пирамиды расстраивали меня гораздо больше, чем такой же недоступный
Париж или недосягаемое плато Мачу-Пикчу.
С тех пор прошли годы. И пирамиды Гизы я видела пять раз. Но если меня кто спросит: "Девочка, а ты хочешь в
Каир? " - я как пионер, всегда готова ответить: "ДА! ! ! "
Если честно, то лично мне за
Египет как-то обидно. Египет у нас больше не в моде; в Египте все уже были, и снобы, услышав про то, что я опять еду в Египет, слегка морщат нос. Глупые - Египет неисчерпаем, и сильно ошибается тот, кто провел неделю в
Хургаде или Шарме, а теперь искренне считает, что он будто бы и вправду побывал в Египте.
Мне только жаль, что вечно нет времени пробыть здесь столько, сколько надо - чтобы не бежать, не метаться в тщетном стремлении охватить побольше интересного, чтобы иметь возможность остановиться, подумать, завернуть за угол и там, за углом, остановиться еще раз.
Вот, скажем, те же пирамиды Гизы - нет слов, самые большие, самые красивые, самые популярные. А раз так - то вечно окруженные толпой туристов и, следовательно, аборигенов, пытающихся этим туристам впарить какую-то сувенирную жуть... Да уж, тут не до мыслей о вечных ценностях - уберечь бы кошелек от воришек и бока - от локтей товарищей по осмотру достопримечательностей.
А между прочим эти пирамиды - далеко не единственные: всего-то километрах в тридцати от Каира есть удивительная пирамида Джосера. Она непохожа ни на одну другую пирамиду - разве что на мексиканскую: пирамида Джосера - ступенчатая. Туристов тут гораздо меньше, что уже приятно. А раз так-то меньше и граждан в бурнусах, пытающихся покатать вас на своем верном верблюде, что тоже радует. К тому же вокруг - пустыня, а на горизонте - пирамиды, пирамиды, пирамиды... Очень красиво и спокойно, место для размышлений о высоком вполне подходящее.
Но впереди Каир - приходится бежать, опять бежать. Кому-то не нравится этот гигантский пыльный и горячий мегаполис - допускаю, но не понимаю. Лично я могу целыми днями бродить по его улицам, слушать чужую речь, внимать звукам чужой музыки, такой сдержанно-эротичной вопреки всем мусульманским установлениям, разглядывать людей. Кто в европейских костюмах, кто в национальной одежде, некоторые женщины в мини-юбках, другие - в чадрах... Чадра здесь необязательна - считается, что закрывать лицо надо только той, которая уж слишком симпатичная, чтоб мужчин в соблазн не вводить. Результат очевиден: хорошенькие девушки ходят с открытыми личиками, а под чадрой прячутся женщины малокрасивые - зато про них все прохожие думают, что там, под одеждой, скрывается некая неземная красота. Женщине приятно.
Однако бессмысленное плутание по Каиру может оказаться опасным: обязательно надо следить за тем, чтобы ноги не привели гуляющего в Город мертвых. Название пугающее - впрочем, обитатели этого города очень даже живые, просто так сложилось, что жить им приходится на территории огромного древнего кладбища. Взломали склепы, повыгоняли оттуда прежних обитателей, принесли матрасы с кастрюлями - и живут. Некоторые умудрились даже надстроить над склепами еще по этажу. Власти когда-то пытались с этим бороться - но безуспешно. И тогда в Город мертвых провели электричество и оставили здешних жителей в покое.
Однако обитать на кладбище приходится не от хорошей жизни. Поэтому местные люди наверняка будут необыкновенно счастливы, если к ним забредет такой вот кошелек с ушами - глупый богатый турист живым отсюда, может, и выйдет, но что изо всех богатств на нем останутся только трусы - это точно.
Впрочем, трущобы ни в одной стране мира к осмотру не рекомендуются. Просто трущобы Каира гораздо живописнее того же Гарлема - словом, гулять по ним не стоит, но проехать мимо на машине - даже интересно. Можно даже возить сюда детей и назидательно им объяснять: если ты, деточка, станешь плохо учиться и не согласишься есть овсянку - будешь жить в таком вот приятном месте.
Но Каир - это не только, чтобы ужасаться. Каирский музей, цитадель Салахаддина, вечернее катание на пароходике по Нилу -ужин плюс остромодный сейчас танец живота, - все это входит в обязательный туристический набор, и входит совершенно правильно. А вот посещением таких увеселений, как магазин папирусов или парфюмерная фабрика, я бы пренебрегла - хотя своими глазами видела, как один некрупный бизнесмен из Иваново купил папирусов на три тысячи шестьсот долларов (и это абсолютная, стопроцентная правда). Значит, и папирусы кому-то нужны. Что до парфюмерного магазинчика, то тут надо быть бдительным: сочетание жары, смеси тяжелых восточных запахов и любезного бормотания продавцов делает с человеком чудеса. В смысле, человек зачем-то покупает здесь бутылку масла, которое якобы пахнет совершенно как "Шанель", а потом, опомнившись, не понимает, зачем он сделал этот дурацкий поступок. Потому что если кто хочет пахнуть "Шанелью" - у него нет другого выхода, кроме как покупать "Шанель".
А вот золотой рынок - это интересно даже тем, кто является сознательным противником золотых украшений. Во-первых, потому что этого золота здесь столько, сколько его вообще-то на всем свете нет, и оно такое желтое, что это даже как-то слишком. А во-вторых, потому что здесь есть много чего помимо золота - тут продаются какие-то немыслимые яркие тряпки и непонятные специи, про каждую из которых продавец уверенно говорит: это - лучший в мире афродизиак, и вообще все на свете, от булок до сделанных из банановой кожуры папирусов. Все это сопровождается громкой музыкой и дикими криками продавцов, под ногами крутятся какие-то люди, непонятно за что требующие с вас бакшиш, так что с ночного базара человек выбирается совершенно счастливым. Во-первых - потому что все-таки выбрался, а во-вторых - потому что все это увидел.
Я допускаю, что это может кого-то раздражать. Но не меня - здесь все такое живое, такое темпераментное... А если кто мечтает о тишине и покое - добро пожаловать на берега Женевского озера. И зачем такой едет на арабский восток?
Что было бы с современным Египтом, если бы не величие Древнего Египта? Наверное, эта и без того не слишком богатая страна, была бы окончательно и бесповоротно нищей. А так - спасибо фараонам - весь мир едет сюда с целью прикоснуться, оказаться причастным, восхититься и спросить друг у друга: "Ну как же эти древние египтяне безо всякой техники построили вот это? "
Вот построили, да так, что до сих пор стоит (а у меня по соседству пару месяцев назад рухнула элитная новостройка. К счастью, совсем новая, незаконченная, без жильцов). И вот из Каира я перемещаюсь в Асуан, где стоит памятник вечной советско-египетской дружбе - Асуанская плотина.
Конечно, это очень нужная и полезная плотина. Но увы - из-за нее в Ниле больше нет крокодилов, к тому же бесчисленные памятники оказались затопленными. Да, кое-что перенесли, кое-что спасли - но сколько всего осталось там, на дне Асуанского водохранилища...
И тем не менее Египет так богат, что все не затопишь. И здесь, в Асуане, я сажусь на кораблик - то есть на самом деле это вполне пятизвездочная гостиница - и сплавляюсь по великому Нилу. Три дня, до
Луксора, с бесчисленными остановками, потому что берега Нила усеяны чудесами.
И главное из них - все тот же Луксор. Понимающие люди приезжают сюда на неделю - живут в отелях, делая неспешные, вдумчивые вылазки: то в Долину Царей, то в Карнакский храм, то к царице Хатшепсут... И постепенно начинаешь узнавать - вот бог Сет, вот бог Гор, вот Озирис, вот Изида. Но как они сумели соорудить такие фантастические колонны, как в Карнаке? Какие секреты были в их красках, что росписи подземных склепов Долины Царей свежи, будто их нарисовали только вчера?
Видеть все это - счастье (у подножья очередного обелиска я мысленно поблагодарила Горбачева за то, что я здесь, а то так и просидела бы всю жизнь на подмосковной даче, считая за радость съездить в
Анапу). А счастье всегда хочется повторить... Вот поэтому-то я все это видела много раз, а подвернется случай - посмотрю еще.
На пирамиды, на храмы, на удивительное, совершенно нечеловеческой красоты лицо фараона Эхнатона. На безумную, яркую нищету Каира. Ну и, конечно, на Красное море: древние камни - это здорово, но и отель в Шарме, с дайвингом и вкусной едой, тоже еще никому не повредил. Нельзя успеть все, нельзя объять необъятное - но если нельзя, но очень хочется? Тогда можно.
Ольга ВОЛКОВА
Источник: Иностранец