01.12.2004
1634
Нил - это самая древняя дорога мира. По ней плыли в ладьях фараоны и римские воины, царица Клеопатра и затянутые в корсеты чопорные английские леди. А за бортом мелькали те же пейзажи, что проплывают сейчас мимо меня.
Река без крокодилов
Когда я говорила друзьям, что отправляюсь в круиз по Нилу, меня сразу начинали предостерегать: "Ты не боишься, что тебя съедят крокодилы? Понятно, что на борт они не залезут. Ну а если судно сядет на мель? Вдруг придется добираться до берега вплавь..." Пришлось успокоить и разочаровать моих знакомых. Зубастые твари на участке от Асуана до
Каира исчезли после того, как Нил был перекрыт Асуанской плотиной. Так что полюбоваться на крокодилов не было никакой возможности.
Круизные суда по Нилу идут чаще всего из Асуана в
Луксор. Путешествие длится 3-4 дня. Поэтому обычно оно часть туристического пакета, куда входят еще либо три дня в Каире, либо
отдых в Хургаде. Из Каира или Хургады туристов доставляют поездом, самолетом или автобусом.
Первый номер программы - экскурсия по Асуану, с посещением самого величественного и одновременно самого современного его монумента - знаменитой плотины. Мы, несчастные путешественники, только что прибывшие из Каира, никак не могли подстроиться под здешние масштабы. Еще вчера мы стояли у подножия пирамид, удивляясь, что на свете есть такие громадины. А сейчас нам сообщают, что в корпусе Асуанской плотины таких пирамид Хеопса может разместиться аж 17 штук. Еще нам продемонстрировали монумент советско-арабской дружбы - гигантский каменный цветок лотоса, украшенный барельефами Эрнста Неизвестного. А затем повезли к другому монументу, который так и остался на стадии заготовки. Этот памятник истории называется "Незавершенный обелиск". Когда в древности его вырубали из каменной породы, по граниту пошла трещина и пришлось его тут и бросить. Полюбовавшись на эту незавершенку, туристы отправляются на корабль.
Египет - страна небогатая, местами грязноватая. Но к нильским туристическим кораблям уровня 4* или 5* это не относится. Здесь все по высшему разряду. Роскошь дорогого европейского отеля. Ковры, зеркала, картины. На судах уровня 5* в каждой каюте вместо иллюминатора окно с маленьким балкончиком. Чистота необыкновенная. Персонал готов сдувать с вас пылинки.
Нас размещают в каютах. Потом в программе - встреча в кают-компании с командой корабля, рассказ про ожидающие нас экскурсии. И вот корабль отчаливает. Мы плывем по Нилу. Первое впечатление - мало что изменилось здесь за последние 4 тыс. лет. Вокруг - настоящие пейзажи из школьного учебника, из главы про древние цивилизации. Помните рассказ о том, как разливы великой реки оставляли вдоль берега слой плодородного ила и на удобренной почве возникло земледелие.
Действие этого ила видно воочию. Вдоль реки - сады, посевы или просто буйные заросли. А чуть дальше - сплошная выжженная пустыня, мертвый камень. К вечеру вода становится серо-стального цвета, и кажется, что Нил - это меч, лежащий в ножнах из зеленого бархата. Почти все население Египта живет на этих берегах. Многие крестьянские дома выглядят так: четыре стены и сверху голубое небо. Так строят отчасти из-за бедности, отчасти потому что крыша здесь - архитектурное излишество. Климат жаркий, сухой. Если прошел редкий дождь, можно считать, что сама природа сделала в доме влажную уборку. Во время путешествия часть публики распределяется по многочисленным барам корабля. Но путь большинства лежит на верхнюю палубу. Здесь можно купаться в небольшом бассейне, а можно, облокотившись на поручни, любоваться пейзажами. Предусмотрены спортивные развлечения. Туристы из разных стран берут ракетки, становятся к столам для настольного тенниса. За игрой знакомятся: "Вы откуда?" - спрашивает толстый житель
Мюнхена у своего противника. "Из
Киева". - "А! О! Динамо!"
Пока мужчины режутся в теннис, дамы тоже играют - в роскошную колониальную жизнь. Опуститься в шезлонг под палубным тентом, обмахиваться веером, задумчиво глядеть на волны. Можно заказать в баре коктейль, и его принесет смуглый раб-нубиец. Ну да, конечно, не раб. Но подлинный нубиец, в экзотической национальной одежде и черный, как обугленное дерево.
Древнегреческий новодел
Жизнь туриста на круизном корабле состоит из отдыха и экскурсий, которые начинаются, едва он ступит на землю. В первый день мы смотрим храм в Ком-Омбо. Строить его начали в 181 г., закончили же 400 лет спустя. Он посвящен сразу двум богам: Хору с головой сокола и Себеку с головой крокодила. Стены храма украшены барельефами. Сюжеты их обычны - боги, фараоны, фантастические существа. И вдруг среди этого стандартного джентльменского древнеегипетского набора мы обнаруживаем рельефы с изображениями медицинских инструментов. Причем выглядят они абсолютно современно - скальпели, зажимы, пинцеты.
На следующий день корабль останавливается в месте под названием Идфу. Здесь расположен храм, посвященный опять-таки богу Хору. Во дворе стоит изваяние этого бога-сокола, выполненное из гранита. Храм выглядит очень внушительно - считается, что из всех древнеегипетских культовых сооружений он сохранился лучше всех. Самое забавное, что сооружения в Ком-Омбо и Идфу нельзя назвать настоящими древнеегипетскими храмами. Это, так сказать, новодел, стилизация. Их построили правители из династии Птолемеев. Потомки греческих воинов, завоевавшие Египет в составе армии Александра Македонского, они всячески старались доказать, что не чужды этой стране. И создавали новые храмы, сооруженные по образцу тех, что за полторы тысячи лет до того воздвигали фараоны. И Клеопатра, кстати, была натуральнейшая гречанка. Египетского в ней было не больше, чем славянского в Екатерине II.
Вокруг культовых сооружений, разумеется, бродят торговцы. Продают ароматические эссенции, папирусы, глиняных скарабеев, украшения. Многие туристы делятся друг с другом сокровенным знанием: все цены завышены здесь ровно в два раза. Если за скарабея требуют 10 евро, платите пять, и не ошибетесь. Увы, необходимо развеять это печальное заблуждение. То, насколько завышают цены продавцы, зависит от их фантазии и от вашего внешнего вида. Если у вас наивные, широко раскрытые глаза, а рука сама тянется к кошельку, могут поднять и в 10, и в 20 раз. И иногда продавцам улыбается удача. Я своими глазами видела, как торговец в обтрепанной одежде предложил туристу статуэтку неизбежного здесь бога Хора - за $100. Покупатель, вместо того чтобы возразить, что красная цена товару доллара три, достал деньги и покорно заплатил. Естественно, этот щедрый господин был из
России. Продавец, не веря своему счастью, тут же, сверкая пятками, бросился бежать. А за ним понеслась толпа его менее удачливых коллег, требуя, чтобы тот поделился добычей.
Пробка на Ниле
Из Идфу путь корабля лежал в Луксор. Нил во многих местах перегорожен шлюзами. Возле одного из них образовалась форменная пробка. Круизные суда - все эти "Тюльпаны", "Клеопатры", "Принцессы Нила" - выстроились друг за другом в длиннейшую очередь. Наш корабль тоже замер как раз напротив маленького городка под названием Иена. Так мы простояли 5 часов. Некоторые туристы возмущались, хотя в этом была своя прелесть - наблюдать за жизнью чужого, экзотического города с борта корабля, словно из зрительного зала. А Иена - место в своем роде замечательное. В конце XIX в. здесь жила и трудилась знаменитая куртизанка Кучук Ханем. Слава ее гремела по всему миру, многие ради нее специально приезжали в Египет. Среди таких секс-туристов был и Гюстав Флобер, автор "Мадам Бовари". Свои впечатления он описал в письмах, весьма интересных, хоть и малоприличных. То был период, когда не Запад, а, наоборот, Восток считался центром сексуальной свободы.
Сейчас Иена - маленький провинциальный городок. Мужчины сидят на корточках у дверей лавок и курят кальян. Прислонившись к стенам домов, дремлют меланхоличные ослики. В вечерней тишине раздается крик муэдзина.
Лишь глубокой ночью мы все-таки проплыли сквозь эти шлюзы. Их влажные каменные стены были совсем близко от борта корабля, казалось - рукой можно дотронуться. К утру мы прибыли в Луксор. Наступил последний и самый насыщенный день путешествия.
Храм бородатой царицы
Ранняя побудка - и в автобус. Нас везут в Долину Царей - место, где хоронили египетских фараонов. В Долине - 42 вырубленные в скалах усыпальницы. Обычно туристы посещают две-три из них. Все, конечно, хотят к Тутанхамону. Но гид объясняет: во-первых, она самая знаменитая, а потому туда всегда очередь. Во-вторых, смотреть там нечего - все экспонаты увезли в Каир, в Египетский музей.
Нашу группу повели в усыпальницу Сети I, чему я была очень рада, ибо у меня к этому властителю особое отношение. Я видела его фотографию, точнее, фотографию его мумии. Редко когда приходилось видеть настолько красивого человека: высокий лоб, четкий профиль, благородные черты лица. Его мумии в гробнице, разумеется, нет, все увезено отсюда в музеи. Зато сохранились потрясающие фрески.
Затем нас везут в храм царицы Хатшепсут. Эта легендарная женщина жила в XVI в. до н. э., правила Египтом, воевала, совершила путешествие в таинственную страну Пунт (где это место находится, ученые так и не выяснили). Решительная дама носила не только корону фараона, но и накладную бороду. Так полагалось: узкая борода была в Древнем Египте непременным знаком царского достоинства. При ней был построен, точнее, вырублен в известняковых скалах необычный храм очень строгой архитектуры. Тысячелетия спустя сооружение это явно поразило воображение советских архитекторов. Очертания Дворца съездов в Кремле подозрительно напоминают усыпальницу великой царицы.
После посещения храма нас отправляют обратно на корабль - время обедать. После многих часов, проведенных на жаре, после хождения по лестницам, террасам, галереям, после обилия впечатлений возможен только один вид отдыха - глубочайший сон. Организаторы туристической программы прекрасно это понимают. Поэтому в какой-то момент весь пароход сотрясает противнейший звук будильника. Делать нечего, надо подниматься и ехать смотреть знаменитый Луксорский храм, посвященный богу Солнца Амону.
При виде этого грандиозного сооружения мгновенно просыпается даже самый разморенный турист. Храм, построенный одним из самых могущественных фараонов - Рамсесом II, огромен. Вход в него стерегут две гигантские статуи, каждая в 20 метров высотой. Можно увидеть и обелиск - один из двух сохранившихся. Второй был увезен Наполеоном. Именно он украшает сейчас площадь Согласия в
Париже.
Еще грандиознее другой храм, Карнакский. В центре его - колонный зал того самого фараона Сети I. Здесь 134 колонны, каждая украшена цветными барельефами. На территории храма сохранилось священное озеро, на берегу его стоит гранитная статуя скарабея.
А вечером стоит побродить по Луксору. Он вовсе не такой уж и древний. Большинству зданий лет сто, не больше. Но зато здесь сохранился чистейший колониальный стиль. Красивые здания с колоннами, аккуратные садики, ажурные ограды. Элегантная набережная, по которой ездят запряженные лошадьми экипажи. Уголок старой доброй Европы в центре Африки.
На следующее утро туристов рассаживают по автобусам. У кого-то продолжение отдыха. А мы отправляемся в
Москву. На всякий случай надо узнать, какая там погода. Такая же, как здесь, 22°С. Только там минус, а здесь - плюс.
Чего не делать
КУПАТЬСЯ в Ниле. Вода великой реки богата бактериями, к которым у европейцев нет иммунитета.
ПРИОБРЕТАТЬ вазы и статуэтки, сделанные якобы из натурального лазурита (яшмы, малахита). На самом деле это обычная глина, окрашенная едкими синтетическими красителями.
ОТПРАВЛЯТЬСЯ на длительные экскурсии, не взяв темные очки и не намазавшись солнцезащитным кремом. Вы можете получить сильные ожоги, даже если день кажется вам пасмурным и туманным. Помните: вы в Африке!
ПОКУПАТЬ спиртные напитки. Они очень дорого стоят. К тому же, приобретая алкоголь якобы от известного мирового производителя, вы можете наткнуться на неописуемую гадость местного розлива.
Что делать
ВЗЯТЬ с собой купальный костюм. На верхней палубе почти всех теплоходов есть небольшой бассейн.
ПОЛОЖИТЬ в чемодан теплый свитер или куртку. Поздней осенью и зимой днем может стоять поистине африканская жара, но с заходом солнца температура резко понижается. ПОКУПАТЬ местные пряности. Они стоят примерно в 10 раз дешевле, чем в России. ТОРГОВАТЬСЯ, приобретая что-либо на рынках.
ОСТАВЛЯТЬ чаевые носильщикам, официантам, горничным. Это должны быть небольшие суммы, обычно около $1. Из этих сумм и складывается зарплата местного персонала.
Екатерина КАРСАНОВА
Источник: Вояж