01.04.2004
1754
Шарм-эль-Шейх, Набк,
Дахаб,
Нувейба,
Таба - все это популярные и самые роскошные курорты египетского Синая. Тысячи туристов приезжают сюда в поисках солнца, моря и возможности припасть к наиболее древнему источнику истории человечества, источнику, берущему свое начало в текстах Ветхого завета - горе Моисея. И вот уже не туристы - паломники бредут по шестикилометровой тропе, чтобы через 2-3 часа восхождения приобщиться. Никто толком не понимает, к чему и как, но каждый в душе ищет чуда, платит за чудо и чуда же не находит.
Чудо - это готовность души к откровению. Готовность, которую библейский Моисей выстрадал в сомнениях духа и страданиях плоти, оставив человечеству закон Бога, историю самого удивительного и загадочного путешествия и первую инструкцию по выживанию в пустыне.
Путешествие это, как известно, началось с убийства египетского надсмотрщика, совершенного Моисеем, приемным братом фараона и заставившее его скрываться в пустыне долгие сорок лет. Когда он вернулся, в стране правил другой фараон, его преступление стерлось из памяти людей, и бывшему изгнаннику ничего не угрожало. Помня о жестокости египетских владык, Моисей, сначала хитростью, а потом с помощью откровенного террора, знаменитых десяти казней, заставил фараона разрешить ему вывести народ
Израиля из рабства.
И все бы могло закончиться на этой мажорной ноте, если бы израильтяне не воспользовались паникой, царившей в
Египте после проведенной Яхве экзекуции и не разграбили египетские дома. Нагруженные золотыми и серебряными украшениями, они покинули землю Гесем и направились на восток.
Вполне естественно, что фараон, узнав о том, как его жестоко "кинули", пришел в жуткую ярость и вместе со своей армией бросился в погоню за бывшими рабами. Роковая встреча израильтян с египтянами произошла неподалеку от города Ваал - Цефон, славившегося храмом ханаанского бога Валаала. Иудеи в оцепенении смотрели на приближающиеся колесницы, сожалея, что позволили увести себя из земли Гесем. Моисей же успокаивал свой народ, уверяя, что Яхве не покинет их. В самом деле, с наступлением темноты египтянам загородила дорогу огромная стена дыма и огня, продержавшаяся до самого рассвета. Утром Моисей вышел на берег моря и приказал волнам расступиться. И тотчас образовалась суша, по которой израильтяне поспешили перейти на другой берег. Разъяренный фараон ринулся вслед за беглецами, и в тот момент, когда он находился среди моря, водяные стены обрушились на преследователей.
Надо сказать, что среди всех чудес совершенных Моисеем, переход через Красное море наиболее загадочное. В том числе в вопросе точного установления маршрута путешествия иудеев. Исследователи называют три вероятные дороги: южную, центральную и северную. Вычислять их этапы занятие весьма трудоемкое. Три тысячи лет назад даже топография этих мест была другой. Так, например, на месте Суэцкого канала были мелкие поймы, перерезанные трясинами и узкими полосками суши. Море, которое перешли израильтяне не замочив ноги, по-древнееврейски называется Ям-Суф. В точном переводе Ям-Суф - это "море камыша". Только в Новом завете можно встретить утверждение, что это Красное море. Между тем, на Красном море не было камыша, зато в болотистых окрестностях лагун и пойм он рос в изобилии. Можно предположить, что иудеи пробрались между болотами и поймами, а египтяне попали в лабиринт трясин и утонули. У этого предположения есть только одно слабое место. Египтяне, наверняка, знали окрестности не хуже иудеев, так почему они полезли в трясину? Тем более что их вел сам фараон и его закаленные в боях военоначальники.
Не так давно появилась еще одна теория французского исследователя Пьера Монте. Он предположил, что израильтяне, покинув столицу Египта Рамсес, направились прямо на север, а потом пошли вдоль берега Средиземного моря к границе Ханаана. В дороге они наткнулись на египетские укрепления и недружелюбное отношение приморских жителей. Все это вынудило Моисея внезапно свернуть на юг. Израильтяне, по-видимому, выбрали старинную, часто используемую трассу, которая шла по берегу моря и узкому перешейку, отделявшему его от озера Сирбонис. В 68 году до н.э. римский император Тит вел по ней свои легионы против взбунтовавшихся евреев
Иерусалима. Озеро Сирбонис лежит на несколько метров ниже уровня моря и часто высыхает до такой степени, что по его дну можно пройти и даже проехать, не подвергаясь никакой опасности. С другой стороны, история сохранила несколько описаний катастроф, которые происходили в этом районе. Внезапно бури на Средиземном море захлестывали узкий отрезок суши и топили путешественников, которые шли по дну озера, рассчитывая сократить дорогу. На основе этого Пьер Монте предложил теорию о том, что израильтяне успели пройти через узкую полоску суши и приближались к восточному берегу высохшего озера. Египтяне, стремясь окружить беглецов, пустились галопом по сухому дну озера. Когда они находились на дне огромного котлована, на Средиземном море неожиданно поднялась буря. Гигантские волны прорвали дамбу и погребли под собой египетское войско.
Дальнейшие скитания израильтян представляли собой непрекращающуюся демонстрацию Моисе-ем своих знании законов пустыни, которые в глазах его соплеменников превратились в настоящие чудеса веры. Но самым главным чудом стала самая древняя и полная инструкция по выживанию среди бескрайних песков, которую пророк оставил потомкам.
Оторвавшись от преследования, израильтяне двинулись в пустыню Сур, где столкнулись с острой нехваткой воды. Когда они добрались до Мерра, тамошняя вода оказалась горькой. В ответ на ропот соплеменников Моисей бросил в воду подобранные неподалеку веточки, и вода стала сладкой. Подкрепив силы, странники двинулись в Елим, райский оазис, славившийся своими семьюдесятью финиковыми пальмами и двенадцатью источниками кристально чистой воды. Через шесть недель после исхода из Египта иудеи встали лагерем в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Закончились запасы воды и еды. И снова Моисей обещает скорое избавление от голода и жажды. В ответ на его молитвы прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю. Ослабевших после перелета, их можно было взять голыми руками. Наевшись, израильтяне легли спать, а утром с удивлением обнаружили, что все пространство степи покрыто белыми шариками. Вышедший из шатра Моисей объявил, что это манна, она послана Яхве, и заменит хлеб. На следующей стоянке, в Рефидиме, опять не оказалось ни одного колодца. Моисей направился к высившейся неподалеку горе Хорив, подошел к ее подножью и ударил посохом по крутой скале. И тотчас же из расщелины забил родник свежей воды. Значительно более поздние исследования позволили более детально объяснить инструкции, оставленные Моисеем для всех желающих повторить его путь.
Так, например, в 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины - большие любители этого лакомства - с наступлением весны толпами отправляются в пустыню собирать урожай. Мелкие уличные торговцы до сих пор выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием ман.
Что касается перепелов, то современные жители Синая были бы крайне удивлены, узнав, что это чудо. Весной из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они, как правило, садятся на землю вдоль морского берега, ослабев до такой степени, что местные жители ловят их руками.
Чудо, в результате которого после удара посохом по скале бьет вода, бедуинам известно по сей день. Они знают, что, несмотря на длительную засуху, у подножья гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку и пей сколько влезет.В окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Бедуины подслащают его воду с помощью веток кустарника эльвах.
На третий месяц после исхода израильтяне расположились в пустыне, напротив горы Синай. Здесь на вершине Синая был заключен великий договор между Моисеем, как полномочным представителем израильтян, и Яхве. Здесь же были получены скрижали с заветом.
Простояв год у горы Синай, израильтяне вновь тронулись в путь и добрались до южной границы Ханаана, где остановились в пустыне Фаран, близ города Кадеш. Здесь их ждало разочарование - долгожданный Ханаан оказался неприступным и хорошо охраняемым. Израильтяне, так легко кидавшиеся из одной крайности в другую, впали в отчаяние. Яхве, которого жалобы достали окончательно, решил истребить всех путешественников и поразил их язвой. Относительное прощение для своей паствы вымолил Моисей.
Окончательный приговор гласил -в наказание за сомнения народу Израиля предстоит сорок лет скитаться в пустыне. Только те, кому еще не исполнилось 20 лет, увидят землю обетованную.
Вновь обретя власть над своим народом, Моисей пустился на поиски земель, пригодных для длительного поселения. Наиболее подходящими оказались все те же окрестности города Кадеш, где брат Моисея - Аарон подтвердил свое право быть первосвященником, после того, как в божественном огне погибло 14 700 человек.
После этого, без малого, 38 лет израильские племена вели в Кадеше мирную пастушью жизнь. Предоставленные сами себе, они прекратили жертвоприношения Яхве и не соблюдали обряда обрезания у мальчиков. Зато новое поколение израильтян закалилось в стычках с бедуинами, узнало пустыню и было готово к завоеванию Ханаана. После смерти Аарона израильтяне двинулись на юг, к заливу Акаба. С его берега они свернули на север, обогнули враждебный Едом и наконец остановились у потока Заред. На другой его стороне, вдоль Мертвого моря, тянулась территория Моава. Моисей знал, что после войны с аморреянами моавитяне обессилели, поэтому он не опасался их сопротивления. Израильтяне беспрепятственно прошли через страну Моав и дошли до пограничной реки Арион. Переправившись через реку, сыны Израиля истребили все население Аморрея, оказавшее сопротивление захватчикам, после чего покорили страну Васан.
Создав таким образом базу для нападения на Ханаан, воины пустыни во главе с Моисеем вышли на восточный берег Иордана. Накануне решающей битвы Моисей умер, успев передать всю полноту власти Иисусу Навину, смелому воину и прирожденному вождю. В ходе кровопролитных боев Иерихон пал, и долгожданный Ханаан покорился израильтянам. Так закончилось самое долгое и драматичное путешествие в истории человечества.
Богдан КУРИЛКО
Источник: Вояж и отдых