В сезоне 2014-2015 годов интересы туроператоров и перевозчиков будут сосредоточены преимущественно на дешевом сегменте, причём как по зарубежным направлениям, так и по России. Именно эту тенденцию посчитали главной большинство экспертов на Туристическом форуме Домодедово, состоявшемся в четверг. Как пояснили аналитики Домодедово, этот тренд был вычислен на основе долговременного анализа статистических данных.
Примечательно, что общая статистика пока всё ещё показывает довольно неплохие результаты. Так, пассажиропоток через аэропорты Московского Авиационного Узла (МАУ) в 2014 году (по сентябрь) вырос на 9.4%. Впрочем, по сравнению с предыдущими годами темпы роста явно замедлились - в 2013 данный показатель составил целых 11.1%. При этом данные по зарубежному потоку ещё более сдержаны: в целом международный турпоток прирос за то же время всего на 1.4%. «Более того, данный показатель набран в основном за счет летнего прироста количества туристов на 3.8%. Осенью же показатели ушли в минус в глубокое пике», - отметил Алексей Ярош, директор по маркетингу аэропорта Домодедово.
На этом фоне чартерные туристические перевозки падают в первую очередь: в целом их объем «обвалился» в среднем на 8%, причем в наибольший «минус» перевозки ушли в разгар веерных банкротств туроператоров. «Туристы во многом напуганы чартерными программами и пересаживаются на регулярку», - пояснил Алексей Ярош, также добавив, что подобный результат был характерен и для кризисного 2009 года.
Тем не менее, туристический поток в целом пока «удержался»: согласно исследованию Домодедово, объем пассажиров, путешествующих за рубеж с целью туризма, прирос на 7.6%. При этом в прошлом году данный прирост составил целых 15.6%. Впрочем, анализ текущих данных оснований для оптимизма не дает. «Судя по нашей аналитике существует довольно прочная корреляция - рост объемов турпотока за рубеж примерно пропорционален росту заработной платы населения. В этом году динамика заработной платы пока сохраняла тенденцию роста, но можно сказать, что это «остаточное явление», - оценил Алексей Ярош. Он отметил, что хотя формально в рублях зарплаты у населения не понизились, в валюте фактически уже упали на 25% из-за обвала рубля, а ведь зарубежные туры и авиабилеты номинируются именно в валюте. Так что и в дальнейшем следует ждать отрицательной динамики по турпотоку. На бизнес-трафик, в связи с напряженной политической обстановкой в мире, в Домодедово также не рассчитывают.
Однако относительный оптимизм сохраняется по поводу внутренней перевозки. Всего на рынке внутренних перевозок из МАУ зафиксирован прирост в 19.9%, причем примерно 7% из этой доли принадлежит Крыму, перешедшему в российское «подданство». Помимо Крыма, в целом до 50% общего объема обеспечили такие курортные направления, как Сочи, Минеральные Воды, Анапа, и во многом туристический Санкт-Петербург. «По статистике за последние 10 лет мы видим, что внутренний туризм занимает примерно от 12 до 15% общих туристических объемов авиакомпаний. Но после кризиса 2008 года он добавил ещё 3-4%», - пояснил Алексей Ярош.
Что касается перспектив сезона, то они в целом соответствуют уровню кризиса в экономике. «В кризис турист начинает экономить, поэтому Европа и ЮВА падают, а такие направления как Турция, Египет и Кипр - прирастают», - отметил г-н Ярош. Так, на зиму «убыль» как в рейсах, так и в количестве туристов, зафиксирована по всем направлениям кроме Египта, Кипра и Таиланда. «Египет сейчас находится в наиболее выгодном положении, фактически на нём «сложились» два эффекта, обеспечивающие опережающий рост турпотока – это отложенный спрос после «арабской весны» плюс перераспределение туристов на дешевые долларовые направления из-за кризиса», - пояснил Алексей Ярош. Он также отметил возрастание роли международных перевозок МАУ в связи с падением числа региональных зарубежных рейсов. При этом регионы в этом сезоне «обеспечивали» туристами в основном Турцию, а на втором месте был Египет.
«Это и будет основной тенденцией сезона 2014-2014: мы будем сосредоточены на «дешевом» туристическом сегменте», - резюмировал представленную статистику Алексей Ярош.
Источник: www.TOURPROM.ru