20.06.2002
2172
Париж уже не ошеломляет наших соотечественников блеском витрин, но как и прежде манит своими тайнами и яркой индивидуальностью
Парижане возносят на пьедестал свою старину, лелеют патину времен, преподносят ее с шиком и торжественностью, вполне разумно делая ставку на нее в игре по соблазнению сердец эстетов и любителей эксклюзива. Наглядным примером служат старинные дома и рестораны в центре города. Никакого евроремонта и пластиковых окон! «Пожилые» здания бережно реставрируются и подновляются без ущерба внешнему облику, а вернее — с упорным стремлением сохранить их первоначальный вид. В подъездах домов, расположенных на центральных улочках Парижа, стоит трудноописуемый запах благородной древности — влажной штукатурки, вощеных деревянных перил и прохладного камня лестничных ступеней.
В знаменитом ресторане «Le Procope», основанном в 1686 году (страшно представить!), я испытала волшебное ощущение погружения в глубины времени. Интерьер, изящно оформленный в стиле рококо, гармонично сочетается здесь с забавным напоминанием о февральской революции 1848 года. Таблички на туалетных кабинках вместо привычных «мадам и мсье» гласят «гражданки и граждане» (подразумевается — свободной республики
Франция). И как бы ни менялась власть, они будут висеть там всегда, никого не удивляя — обычная дань знаменательному событию, наглядная демонстрация среза истории.
Официанты в «Прокопе» предельно внимательны, но вместе с тем грациозны и даже игривы. Они не скупятся на комплименты дамам и на шутки господам, интуитивно улавливая малейшие нюансы настроения посетителей.
В Париже и в дорогих ресторанах, и в уличных кафе вам всегда дадут почувствовать, что вы — желанный гость. И сразу постараются окружить максимальным комфортом. Плетеные стульчики, стоящие рядами под тентами угловых закусочных, повернуты «лицом» к улице — милое напоминание о том, чтобы за поглощением еды и потягиванием прохладного вина вы не забывали получать эстетическое наслаждение, поглядывая на уходящие лучами в разные стороны перспективы старинных улиц. Если же на улице пасмурно и моросит дождик, уличные газовые горелки и горячий шоколад в больших чашках согреют путешественника, желающего отдохнуть на свежем воздухе, несмотря на погодные казусы.
Почти в каждом из таких ресторанчиков вы сможете заказать ассорти из креветок, улиток, крабов, мидий и устриц. Его выносят на большом металлическом блюде, на горке колотого льда. Для разделки этих даров моря полагаются соответствующие инструменты: для мидий и рапанов — узенькие вилки, для крабов — специальные щипцы, похожие на садовые секаторы, для маленьких садовых улиток — булавки, воткнутые в пробковую основу. К столовому вину вам предложат набор из сыров, а к знаменитой гусиной печени фруа-гра — вино «Chateau Terfort». Отдельно рекомендую попробовать великолепные пирожные в парижских кофейнях. И конечно, по утрам не забудьте полакомиться настоящими французскими круассанами.
Тем, кто путешествует самостоятельно и не привязан к туристической группе, я бы посоветовала не гнаться за количеством мероприятий, посещая для галочки различные музеи. Ведь вы приехали в Париж не на месяц, а всего на несколько дней, так что физически нереально объять необъятное. Лучше пропустите что-то из «обязательной» культурной программы, но погуляйте хотя бы один день без спешки по Парижу. Тем более, что по пути можно осматривать архитектурные достопримечательности, например, переходя по мостам через Сену. Один из них — Мост Искусств — является традиционным местом встреч и посиделок парижан. Там, особенно в пятницу вечером, собираются группки людей, слушают уличных музыкантов, расстилают прямо на деревянном настиле скатерку и жуют бутерброды и фрукты, запивая их вином.
Во время прогулки вдохните запахи старых букинистических и антикварных лавок
Монмартра, реставрационных мастерских, каких-то загадочных складов (в одном из таких я обнаружила море шляп с вуалями и перьями, в другом — изобилие детских мягких игрушек). Вы можете случайно набрести на цветочный рынок недалеко от Нотр-Дам, где вместе с цветами продаются кролики, рыбки и разноцветные птички, поющие на все голоса, и побродить по закоулкам старого города, удивляясь неожиданным открытиям и забавным уличным сценкам, свидетелями которых вдруг неожиданно станете.
Вот идет настоящая парижская старушка — дама лет под 90. Она с достоинством выгуливает свою черную таксу, и несмотря на свои преклонные года, выглядит очень эффектно: скромный на первый взгляд, но дорогой темно-зеленый костюмчик, кружевное бежевое жабо с большой брошью на блузке и очаровательные туфли с медными пряжками. Седые локоны, уложенные в вечный перманент, дополняют ее благородный облик.
Кстати говоря. Настоящие парижанки легко узнаются в толпе по особенной стильности, присущей им, видимо, с рождения. Каждая из них индивидуальна и неповторима, как произведение искусства. Похоже, они в глаза не видели журналов типа «Космополитэн» или «Эль», а быть модной для них равнозначно вульгарности. Одежда, духи, необычные украшения и прическа — все выдает в парижанках стремление обособиться от диктата толпы, от навязываемых рекламой эталонов.
В Париже множество «бродячих» артистов. Возле Центра Помпиду уличные акробаты танцуют и показывают окружившей их толпе запредельные по ловкости трюки. Они работают искренне, весело и непринужденно, упиваясь своим мастерством. Похоже, им абсолютно все равно, бросит в их растаманские вязаные шапки мелочь восхищенная публика, или нет… А вот оркестр румынских музыкантов. По виртуозной технике легко догадаться, что они настоящие профессионалы, в Париж приехали не отдохнуть, а заработать трудовую копейку (вернее, евроцент). И это им успешно удается.
Забавным приключением может оказаться даже посещение веселой парикмахерской, где, развлекая клиентов шутками и музыкой, мастера модельных стрижек разыгрывают целое представление: раскручивают ошеломленных клиентов в креслах, совершают быстрые щелканья ножницами и стремительные взмахи расческой. Не успеете опомниться, как из зеркала на вас взглянет совершенно незнакомая личность!
Парижские сады и парки, утопающие в зелени и цветах — отличное место для отдыха, особенно если день выдался жарким. В Тюильри прямо под кронами деревьев стоят не только лавки, но и стулья — вы сами можете выбрать место с наилучшим ракурсом обзора и спокойно посидеть в тени старых каштанов. Если же вы устали ходить пешком, то к вашим услугам двухэтажный экскурсионный автобус, на крыше (или в салоне) которого за 20 евро можно два дня кататься по городу, слушая в пол-уха записанное на пленку бормотание экскурсовода на четырех языках. С одним и тем же билетом можно выйти и войти на любой остановке. Каждые 15 минут подходит следующий автобус, на котором так и тянет уехать в бесконечное путешествие по Парижу…
Любителям «вдохнуть пыль времен» и приобщиться к Парижу времен Гюго и Мопассана рекомендую посетить барахолку — одну из самых больших в Европе. По всей ее территории густо расположены лавочки, торгующие старинными предметами интерьера — от пуфиков в стиле Людовика XV, буфетов, старинных зеркал в бронзовых рамах, канделябров и ковров до пуговиц, срезанных с мундиров солдат наполеоновской армии. Вещи, которые там продаются, в силу своей ветхости и странности часто уже не могут служить по прямому назначению, но именно они являются неистощимым источником вдохновения для современных дизайнеров всего мира!
Париж многогранен и многолик. Его нельзя описать и в десятке толстенных фолиантов, не только в этой небольшой статье. Она — лишь скромная зарисовка с натуры, излагающая мои свежие впечатления от города вечных дамских грез и нереализованных фантазий. И несмотря на то, что Париж уже не ошеломляет искушенного российского туриста, он по-прежнему притягателен и загадочен для путешественника.
Наталья КУНИЦЫНА
Источник: АиФ-Тур, #6