Прованс – самый южный регион Франции, само это слово напоминает о лете, солнце, ярких цветах на картинах Ван Гога, вкусной еде и оливковом масле, которое до революции называлось прованским. Однако туризм в эту провинцию может быть далеко не только летним: в ее горной части – Высоком Провансе – располагаются около 20 крупных лыжных курортов. Их преимущества – большая протяженность трасс, теплый климат (в Провансе 320 солнечных дней в году), отличная кухня. А после открытия прямого рейса Air France стало легко добираться в столицу региона Марсель.
Прямой рейс Air France из Москвы в Марсель, который выполняется четыре раза в неделю, сыграл в развитии российского туризма на юг Франции прямо-таки судьбоносную роль. Прованс принимает ежегодно 10 млн. туристов, это второй по популярности регион страны после Парижа. Рейс Air France, билеты на который в отдельные даты можно купить за 7,5 тысяч рублей, позволил россиянам стать частью этого потока. С момента начала полетов в октябре 2011 года турпоток в Прованс ежегодно растет на 25%, а с января по сентябрь 2013 года, по словам PR-директора комитета по туризму региона Прованс-Альпы-Лазурный берег (CRT PACA) Анн-Мари Бернар, он увеличился на 35%. «Мы сами видим, что рейсы загружаются практически полностью, даже несмотря на неудобное время прилета в Марсель (23.30), на которое всегда сетуют туроператоры», – подчеркнула г-жа Бернар.
Где кататься. В последний год россияне начали ездить не только в экскурсионные и пляжные (или комбинированные) туры, но и постепенно осваивают лыжные курорты Прованса. На Пра-Лу, например, по словам директора по туризму Драги Войводяновича, зимой 2013 года побывали 2 тыс. российских туристов, что для курорта, начавшего с нуля в 2012 году, совсем неплохо.
Горы видны уже при подлете к Марселю.
Среди крупнейших курортов региона – Пра-Лу и Валь д’Аллос с общей зоной катания Espace Lumiere, насчитывающей 230 км трасс. В Ризуль-ля-Форе-Бланш – 185 км трасс. Монженевр на границе с Италией имеет общую зону катания протяженностью 400 км с соседним итальянским олимпийским курортом Сестриере. Долина Серр Шевалье объединяет несколько курортов с общей зоной катания 250 км. Курорт Орон-Изола 2000 предлагает 135 км трасс для катания на горных лыжах. Все они расположены в пределах 2-4 часов езды от аэропортов Марселя или Ниццы.
За последние годы в развитие лыжных курортов Прованса вложено €25 млн. Построены новые кресельные подъемники с высокой пропускной способностью. В общей сложности на курортах создано 150 тыс. новых гостиничных мест. По их числу (20 тыс.) Пра-Лу превосходит уже известный в России курорт Ла Клуза, а Сер Шевалье (41 тыс.) – популярный Валь д’Изер, которые находятся в Северных Альпах.
Серьезное преимущество прованских курортов перед северными соседями – цены. И гостиницы, и апартаменты, и ски-пассы здесь дешевле на 20-30%. Связано это с тем, что управляющие подъемниками компании здесь государственные, а не частные. Играет свою роль и то, что курорты меньше раскручены, хотя иностранных туристов (в первую очередь, бельгийских) и здесь немало. Кроме того, считается, что в южном Провансе менее надежное снежное покрытие. Но зимой 2013 года со снегом не было никаких проблем, а на случай проблемных периодов есть снежные пушки.
Еще одно отличие курортов Южных Альп от Северных: они не пафосные, здесь все семейно и уютно. Большинство туристов приезжают с семьями, останавливаются в апартаментах и готовят самостоятельно. Сюда едут не за ресторанами и ночными клубами, а за хорошим катанием и чистым воздухом.
Из лета в зиму и обратно. Из аэропорта Марселя можно отправиться в Валь д’Aллос и Пра-Лу, до которых 200 км, в столицу долины Серр Шевалье город Бриансон (250 км) или Монженевр (280 км). Правда, на два последних курорта трансфер будет короче из итальянского Турина, куда летают чартеры из России: расстояние до них всего 100 км. Но зато дорога из Марселя через равнинный, а затем горный Прованс очень живописна, особенно если ехать на машине. В нашем случае это был автомобиль, арендованный в компании Avis, чей офис расположен прямо в аэропорту Марселя. Тут же сотрудники пункта проката настраивают в машине встроенный навигатор, что позволяет без проблем добраться до нужного места.
По дороге стоит полюбоваться на гору Люберон, прославленную знаменитым бестселлером британца Питера Мэйла «Год в Провансе», или пряничный городок Систерон, расположенный прямо у трассы, которая ведет из Марселя в Высокий Прованс (Haute Provence). Кстати, ограничение скорости на французских дорогах – 130 км. Такую скорость на свободной трассе держать совсем несложно даже для не очень опытного водителя. Сложнее во второй половине пути ехать по горному серпантину, но и здесь, благодаря постепенно растущим вокруг дороги горным вершинам, дорога необычайно живописна. Получается настоящее путешествие из лета в зиму: в Марселе в январе около 20 градусов тепла и зеленеют пальмы, а в высокогорном Бриансоне – минус 5 и горы снега.
Примерно половину дороги пейзаж остается весенним, а затем становится зимним, хотя даже зима здесь солнечная, не суровая.
Источник: http://www.ratanews.ru