06.06.2002
1523
Картинка "белеет парус одинокий" с детства будоражит воображение многих. Сегодня осуществить мечту - выйти в море или океан под парусом - нетрудно. Были бы деньги.
Таймшер под парусом
Конечно, состоятельному человеку трудно удержаться от приобретения моторной или парусной яхты круиз-класса (то есть большой, легкоуправляемой и с максимумом удобств). Но, к сожалению, такая покупка себя не оправдывает. Причин несколько. Во-первых, плавать особенно негде. Бассейн Волги, даже с учетом водохранилищ, все-таки ограничен берегами и имеет извилистые фарватеры. Во-вторых, содержание яхты обходится дорого - до 40% в год от ее стоимости (круизная яхта размером от 35 футов, т. е. от 12 м длиной, стоит от $250 тыс. до $3,5 млн). В-третьих, яхты стареют быстрее, чем дорогие автомобили: каких-нибудь два года эксплуатации - и продать ее можно будет в лучшем случае за полцены. И в-четвертых, если вы поцарапали "Мерседес", есть шанс получить страховку. Но для плавающих во внутренних российских водах такого вида услуги нет ни в одном страховом агентстве, так что судно в случае повреждения придется чинить за свой счет.
Поэтому британская чартерная компания SunSail организовала своеобразный "яхт-таймшер", продавая лодки за полцены - при условии, что новая яхта в течение первых пяти лет эксплуатируется самой компанией и только потом передается покупателю. В первые пять лет клиент имеет право ежегодно три недели бесплатно пользоваться судном, причем не обязательно тем, что он купил. На сегодняшний день у компании более 1400 судов, приписанных к портам чуть не всех стран мира. По наблюдениям менеджеров SunSail, большинство клиентов по истечении пяти лет перезаключают контракт с фирмой, которая в дальнейшем сдает яхту в субаренду третьим лицам. То есть лодка превращается в источник дохода как для фирмы, так и для владельца.
От
Севильи до Канар
У россиян все большую популярность приобретает аренда яхт за рубежом. Как правило, арендный срок кратен семи дням, расчеты производятся понедельно. Однако яхтинг яхтингу рознь.
Самая дешевая страна Средиземноморского побережья в этом смысле, конечно,
Турция. Самый распространенный вид плавания - одно-двухнедельное пребывание на гулете, деревянном двухмачтовом корабле, похожем на древние османские суда. Яхтинга как такового нет: туристы живут в благоустроенных каютах, питаются три раза в день, судно по четыре-пять часов в сутки идет вдоль берега. Когда оно причаливает, клиенты загорают на песчаных пляжах с вином и шашлыками, купаются или - по отдельной программе - занимаются дайвингом. Свиста ветра в такелаже и завораживающего крена на рисковых галсах не ощутить: паруса на традиционных бизань- и грот-мачтах не более чем антураж. Почти все время гулета идет на дизеле. Заставить матросов поднять паруса - задача не из легких. Такой отдых похож на жизнь в отеле по программе "все включено" и стоит $450 в неделю. Плюс билет на самолет. (Кстати, дешевле только поход по финским шхерам на яхте "Екатерина II", который предлагает санкт-петербургская компания "Франц": 10-12 дней на борту небольшого двухмачтового парусника, способного принять до десяти пассажиров, будет стоить не дороже проживания в гостинице "три звезды".) Турецкие гулеты отходят из
Бодрума, Финике, Каша,
Антальи, Гечека и других портов некогда Древней
Греции.
О Греции сегодняшней. Здесь уже настоящие "марины", правда, не стоит удивляться, если ожидаемого европейского сервиса в яхт-клубе не окажется и придется смириться с отсутствием душа и подключенных к борту воды и электричества. Развитая инфраструктура яхт-клубов существует в основном на материковом побережье (например, порт Каламаки под
Афинами) или на крупных островах. Гулеты, правда, тоже встречаются, но редко. В остальном же греческий яхтинг - и по ценам, и по качеству - соответствует европейскому уровню. Например, стоянка яхты у причала стоит $15-20 в сутки. Аренда парусной лодки размером 30-50 футов на две-пять кают (моторные яхты на Средиземноморье, в отличие от акватории Волги, непопулярны) обойдется в $1,5-6 тыс. за неделю. То есть, если поделить эту сумму на шесть-десять человек, получится по $150-750 с каждого. Правда, это далеко не все. Поскольку права на судовождение имеют считанные единицы, придется нанимать шкипера (капитана) из расчета примерно $700 в неделю. А если путешественники желают проводить время в полной праздности, придется брать на борт и кока-стюарта ($500). И запас провизии в придачу.
Процентов десять-пятнадцать без потери в качестве отдыха (четыре-шесть часов в открытом море, ночевка в порту, потом снова море и т. д. - классический распорядок европейского яхтинга) можно сэкономить в
Хорватии. Яхт-клубы
Дубровника,
Сплита, Поречи располагают развитой инфраструктурой; море и ветер не хуже, чем у французских берегов, да и уровень обслуживания тоже. А еще - доброжелательность местного населения и дешевые продукты, не в пример, скажем, итальянским.
Зато в
Италии обслуживание уровня VIP. На стоянке исполняется любое желание клиента. Плата за удовольствие - повышенные цены за стоянку яхты ($20-30 в сутки против $15-20 в других портах) и страшно дорогая пища. Сам яхтинг и цены на сопровождение плавания - обычные, "среднеземноморские".
Единственное исключение в Европе -
Франция. Решившись на яхтинг в этой стране, к ценам на аренду придется заранее приплюсовать 15-20%: неделя под парусом обойдется не в $2 тыс., а в $2,5 тыс.; наем шкипера не в $100, а в $130-150 в день. Правда, на некоторых акваториях (в основном на реках) допускается управление яхтой до 30 футов длиной без специального удостоверения, поэтому на шкипера можно не тратиться.
Без бумажки - без тельняшки
В других местах обойтись без наемного капитана можно только имея специальные документы. Диплом судоводителя, действительный за границей, в
России лучше всего получить в Московской парусной школе, пройдя курс лекций продолжительностью один-два месяца и квалификационное плавание. Директор школы Валерий Романов рассказал, что уровень подготовки "яхтенный матрос" и "яхтенный рулевой" 3-го и даже 2-го классов (стоимость обучения - $300-500) в портах большинства стран не дает права на управление яхтой. Нужно быть как минимум яхтенным рулевым 1-го класса (курс плюс практика в море - примерно $1 тыс.), а лучше - яхтенным капитаном (стоимость обучения - $2,5 тыс.). Капитан помимо собственно морской науки обязан знать морской английский, международные УКВ-частоты, иметь медицинские знания и еще многое, что отличает морского волка от речного карася. "Товар" Московской парусной школы сертифицирован по международным стандартам и действителен в большинстве стран. Но если в глазах дежурных по порту в любой точке планеты вы хотите читать искреннее уважение, придется заплатить 20-25 тысяч фунтов стерлингов и закончить английскую Royal Yacht Academia.
А теперь о деле. Сергей Сасунский, менеджер московской фирмы Ocean Club, занимающейся организацией "корабельного" отдыха, обращает внимание на типичную ошибку туристов: те, кто желает совместить отдых, скажем, под
Барселоной с легким яхтингом, прибыв на "марину" "дикарем", в лучшем случае получат обшарпанный микротонник (маленькую и неудобную яхту), а скорее - отказ. Лучшие суда резервируются за два-три месяца до отплытия, хорошие - за две-три недели. Поэтому проблемы с арендой нужно решать еще в
Москве, предварительно приняв решение: вам нужен не номер отеля и бассейн, а каюта яхты и открытое море.
В принципе любая московская туристическая фирма в короткий срок готова организовать яхт-тур. Однако фирм, занимающихся именно этим видом отдыха, немного. Например, туристическая компания Федора Конюхова, легендарного экстремала, готова дать консультации по поводу яхтинга за границей. Генеральный менеджер компании Оскар Конюхов (сын путешественника) обещает, что фирма поможет оценить мореходность лодки, оправданность капиталовложений в ее покупку, решить организационные проблемы при разработке конкретного маршрута. Ну а тем, кто не хочет изо дня в день возвращаться в один и тот же порт, а желает выйти в открытый океан, Конюхов-старший готов лично предложить услуги капитана яхты и за пару недель пересечь Атлантику на одной из самых быстроходных парусных лодок в мире - катамаране The Race. Кстати, его достижение - 62 дня вокруг света (а не 80, как у Жюля Верна): ход при хорошем ветре - до 40 узлов! Трансатлантический переход в компании с Федором Конюховым обойдется в $10 тыс. Воспоминания, заверенные фото- и видеоматериалами, того стоят.
Сергей Голубцов
Источник: Коммерсантъ