05.11.2004
1761
Современный
Рим -- вовсе не город только грандиозных античных руин, величавых дворцов эпохи Возрождения, церквей самых разных эпох, монументов и причудливых фонтанов. Есть в Вечном городе район, который был построен по приказу самого дуче -- Бенито Муссолини. Сейчас столичные власти решили этот район серьезно подновить. Для этого потребуется почти полмиллиарда евро.
В молодости Муссолини был неплохим журналистом и играл на скрипке, чем потом немало гордился, так как это подтверждало "одухотворенность и артистичность" вождя итальянских фашистов. Придя к власти, Муссолини любил рассуждать о "величии древнего Рима" и начал возрождать культ "имперских идеалов". Тогда-то "честолюбец из Форли" (так недоброжелатели называли Муссолини, родившегося в провинции Форли) решил попробовать свои силы и на архитектурном поприще. Как, впрочем, и его ближайший союзник Адольф Гитлер.
В мае 1938 года Гитлер прилетел в гости к Муссолини. Но не с политическими целями, а исключительно ради того, чтобы полюбоваться произведениями искусства. Не надо забывать, что Гитлер считал себя по призванию художником. На вступительных экзаменах по рисунку он, правда, провалился. Позднее решил, что ему лучше изучать архитектуру. Но тоже не получилось. "Если бы не первая мировая война, -- говорил фюрер в одной из речей, -- я, вероятно, стал бы одним из лучших, если не лучшим архитектором
Германии". На встрече в Риме, свидетельствуют историки, оба диктатора много спорили о людях, строивших великие и бессмертные памятники античного искусства. Муссолини прилично говорил по-немецки, так что они обошлись без переводчиков.
Уже будучи в гостях у фюрера, Муссолини был поражен его планами превращения
Берлина в "столицу мира", сопостовимую разве что с древним Вавилоном или Римом. Гитлер, впрочем, всегда приходил в восторг, если слышал от своих архитекторов, что в очередном проекте они "побили" габариты какого-нибудь исторического здания. Чего стоил, к примеру, проект сооружения в центре Берлина подобия храма с куполом высотой почти в триста метров, способного вместить 180 тысяч человек.
В отличие от "тысячелетнего рейха" "империя" Муссолини была маловата, но тем не менее дуче строил много и с размахом. По его приказу в центре Рима проложили широкую магистраль -- Аллею императорских форумов, чтобы было удобно маршировать на парадах. Пришлось разрушить старинный квартал. Возле стен Ватикана -- тоже на месте старых домов -- протянули еще один проспект.
Муссолини загорелся идеей расширить границы Вечного города на юго-запад, в сторону Тирренского моря, до которого было рукой подать. Дуче приказал архитекторам разработать проект застройки так, чтобы продемонстрировать мощь, величие и красоту своей "империи". Новый район назывался "Эспозиционе универсале романа" (Универсальная римская экспозиция) -- сокращенно ЭУР. Кстати, в этой аббревиатуре была как бы зашифрована и претензия на нечто большее -- EUR -- Europa.
Забегая вперед, скажу, что после войны новые итальянские власти раздумали двигать Рим к морю. Город стал расширяться в противоположную сторону -- на север и восток. Там появились "спальные" районы, где нынче обитает столичный пролетариат. Соответственно главная улица здесь носит имя бывшего лидера Итальянской компартии Пальмиро Тольятти.
Но вопреки всему расширялся и ЭУР. Именно в сторону моря, как того хотел дуче. А теперь, похоже, хотят и богатые итальянцы. В последние годы возникли новые микрорайоны, например "Торрино" (Башенка). Многие дома, точнее сказать особняки, больше похожи на небольшие крепости. Совсем как у "новых русских". Сейчас "квартал Муссолини" -- один из самых красивых и престижных районов Вечного города.
Много воды утекло в Тибре с того времени, как Муссолини принялся за осуществление своего "имперского идеала". То, что успели построить при его жизни, поизносилось, обветшало. Пришли в негодность и объекты, воздвигнутые здесь к летней Олимпиаде 1960 года. К примеру, полностью заброшенным оказался олимпийский велодром. Вот и решили отцы города раскошелиться -- реконструировать, можно сказать, самые знаменитые постройки Рима ХХ века.
Из них на первое место я бы поставил Дворец цивилизации и труда. Он же -- "Квадратный
Колизей". В народе его еще называют "грюэрский сыр". Из-за сходства с огромным куском сыра в дырках. На каждой из четырех сторон здания пробито 54 окна в виде арок. Совсем как у "круглого" Колизея, построенного в Древнем Риме. Дворец должен был стать частью Всемирной выставки в Риме, о которой мечтал Муссолини. Но помешала война. В наши дни дворец использовали для разных выставок, киносъемок. Последний раз здесь снимали знакомую и нашим телезрителям рекламу американской фирмы "Найк" -- футбольные звезды пасуют друг другу мяч, а потом что есть силы бьют нещадно по стенам и колоннам "квадратного Колизея".
После реконструкции дворец превратится в суперсовременный "аудиовизуальный музей". Здесь будет "храниться" звуковая, библиографическая и мультимедийная "офф-лайн" и "он-лайн" информация, которая охватит весь комплекс современных телекоммуникаций. Разместится также библио-видеотека (гибрид библиотеки и видеосалона). Доступ к ней можно будет получить на месте или с помощью Всемирной паутины. В музее будут проводить выставки, демонстрировать образовательные фильмы, давать концерты. Много интересного найдут в "квадратном Колизее" и туристы. На просмотр даже малой толики достопримечательностей, хранящейся в его архивах, может уйти весь день. Здесь будет не только видео- и аудиоархив, рассказывающий о Древнем Риме,
Италии, всемирной истории, но и большая коллекция классической и современной музыки. Каждый желающий сможет прослушать любимые произведения. Вообще, ЭУР просто скопище музеев -- древнеримской цивилизации и Средневековья, исторический и палеонтологический, народных традиций и искусств. Поэтому-то и тянет сюда туристов.
Будет реконструирована и другая достопримечательность ЭУРа -- Дворец конгрессов. Перестраивать его будет архитектор Масимилиано Фуксас. Известность он снискал тем, что разработал внешний облик центра по проектированию сверхмощных спортивных машин "Феррари" и строил высотные дома в
Турине. Сейчас архитектор занимается тем, что приводит в божеский вид морское побережье в городе Чивитавеккья.
После завершения работ Дворец конгрессов станет одним из самых современных в Европе. Новый комплекс общей площадью 17 тысяч квадратных метров будет носить поэтическое название "Облако". А вот у Дворца спорта, построенного более 40 лет назад к римской Олимпиаде, но сейчас полностью обновленного, название сугубо деловое -"Палалоттоматика". Так решил увековечить себя тотализатор, спонсировавший реконструкцию здания. Замечу, что рядом с ним высится водонапорная башня, увенчанная рестораном с обзорной площадкой. "Фунго", то есть "гриб" -- зовут башню местные жители -- стала своеобразным символом ЭУРа.
Что касается других олимпийских объектов -- бассейна и уже упомянутого мной велодрома, то на их месте появятся аквапарк, солярий, тренажерные залы, салоны красоты, сауны. Надо сказать, что обитатели "квартала Муссолини" -- люди с тугим кошельком -- весьма трепетно относятся к своему здоровью. Новые спортивные объекты, которых здесь, правда, и без того множество, придутся как нельзя кстати.
Благоустроят и парк, прилегающий к искусственному озеру Лагетто, -- появятся дополнительные киоски и магазинчики. Не забудут, конечно, и о ночных увеселительных заведениях. А вот воду в озере, которая давным-давно потеряла прозрачность, менять на свежую не собираются. О причине я узнал случайно. Однажды я разговорился с полицейским, патрулировавшим по берегу озера. Слово за слово, и страж порядка в порыве откровения сообщил мне, что на дне Лагетто покоится много... автомобилей. Сбрасывают их туда мафиози -- хотят замести следы преступлений. А еще -- тела утопленников-самоубийц. Те бросаются с моста, чтобы свести счет с жизнью. Потому-то и не решаются спустить воду из озера -- боятся, что откроется страшная картина.
Не знаю, как насчет мафиози и самоубийц, а бомжей у озера прежде было предостаточно. Облюбовали они пустоты под мостом, по которому проходит улица Христофора Колумба, самая широкая в Риме. Полиция долгое время не могла придумать, как их "выкурить". Бродяги разводили костры, мусорили, справляли нужду прямо на изумрудный газон парка, где по утрам совершали пробежки окрестные жители. Решение было найдено, как и все гениальное, самое простое. "Норы" бомжей завалили огромными валунами с острыми краями. Теперь на такой колкой "перине" не переночуешь.
Другая проблема -- "ночные бабочки". Когда на Вечный город спускаются сумерки, на тенистых улицах "квартала Муссолини" появляются девицы легкого поведения. Добро бы вели себя тихо, ожидая клиента. А то кричат, хохочут, швыряют бутылки. Конечно, при появлении полицейских проститутки мгновенно прячутся -- кто за деревьями, кто за припаркованными автомобилями. Стоит стражам порядка удалиться, как девицы снова выстраиваются вдоль улиц.
На невольничьем рынке Эроса в Италии выше всех ценятся россиянки. Гораздо выше почему-то, чем украинки, молдаванки и уроженки балканских государств. Под покровом ночи по улицах фешенебельного ЭУРа разгуливают и темнокожие африканки. В густой темноте южной ночи они бросаются в глаза благодаря светлой одежде, которую так любят, и белоснежным зубам.
В принципе в Италии проституция запрещена законом. Сейчас, если полицейские заметят машину, в которую села девушка легкого поведения или того хуже -- застанут "на месте преступления" в какой-нибудь темной улочке или на парковке, то закон предусматривает штраф от 1000 до 1500 евро. А если у задержанного клиента не оказалось наличных, тогда квитанцию могут прислать по почте на дом. Что касается самих проституток, то без временного вида на жительство, иностранок выдворяют из страны. Если с документами все в порядке, то их везут в полицейское управление, где допрашивают, чтобы выявить, кто их сутенер. Но, как правило, девушки держат рот на замке, и, после суток проведенных в полиции, их выпускают на улицы города, где они в скором времени принимаются за старое.
Итальянские власти хотят ужесточить закон о проституции, сделать близким по своей строгости к шведскому. В случае если обновленный закон будет принят, то девушек легкого поведения будут арестовывать на месте и передавать дело в суд. А автомобилистов, притормозивших возле стайки проституток, даже тех, кто якобы хотел просто спросить, как проехать на нужную улицу, будут штрафовать. Что касается размера самого штрафа, то он будет значительно больше, чем нынешний.
"Квартал Муссолини", как выяснилось, все эти годы хранил секрет. Секрет государственной важности. Недавно столичные власти сообщили о необычной находке. Ремонтируя подвалы в управе района ЭУР, строители неожиданно обнаружили целую систему тоннелей, уходящих в глубину. Оказалось, что это был бункер самого Муссолини. Кстати, само здание районной управы было построено в 1939 году. У входа сохранился барельеф с изображением Муссолини, гарцующем на коне.
Ничего примечательного в бомбоубежище не оказалось. Обыкновенная коробка из железобетона. Когда бункер вскрыли, внутри было пусто. Ничего, кроме деревянных ящиков и похожих на велосипед генераторов. Крутя педали "динамо", можно было вырабатывать электроэнергию. На стенах сохранились таблички, призывавшие к тишине и спокойствию. Несколько комнат предназначались для "импьегате" -- сотрудников кабинета Муссолини. Пока не решили, как поступить с бункером. Есть, правда, предложение разместить в нем филиал Исторического музея, посвященный годам "черного двадцатилетия" пребывания дуче у власти.
Надо заметить, что к Муссолини итальянцы относятся по-разному -- одни проклинают, другие славословят. Но большинство видят в дуче конкретную историческую личность конкретного исторического периода. Памятники той эпохи не сносят, а барельефы с дуче не сбивают. В Риме сохранилась даже 25-метровая гранитная стела с надписью по латыни "Дукс Муссолини" (Вождь Муссолини).
Почему ее не уничтожили?
-- Мы не разрушаем памятники, -- отвечают итальянцы. -- Это история. Что было -- то было. И плохое, и хорошее.
Алексей Голяев
Источник: Эхо планеты