13.02.2003
1375
Семь холмов, руины
Колизея, храмы эпохи Возрождения, романтические фонтаны, уличные кафе, сто видов спагетти... К этим характерным приметам Вечного города, давно ставшим его "визитными карточками", пора добавить еще одну - "национальный парк", где привольно живут 110 видов птиц, 26 млекопитающих, по 15 видов рептилий и рыб и 6 - земноводных.
Каменные расщелины на пьяцца Клодио облюбовали лисы, на верхотуре Колизея гнездятся соколы. Утки-нырки прекрасно чувствуют себя в старицах Тибра, в современном русле древней реки размножаются тритоны. А вдоль Старой Аппиевой дороги, шипя, ползают гадюки. В
Риме сложилась уникальная экосистема, настоящий национальный парк. Во многом благодаря тому, что здесь нет промышленных предприятий и многие районы города не застроены.
Даже в историческом центре итальянской столицы прекрасно себя чувствуют летающие, прыгающие и бегающие короткими перебежками братья наши меньшие. А что - еды навалом, хищников - минимум, охота запрещена. Куда спокойнее, чем в лесу. Многие виды легко приспособились к новым условиям.
Например, морские чайки, которым лету до Рима от побережья Тирренского моря каких-то 10 минут. Привыкшие гнездиться у воды, они спутали город с островом в океане, а черепичные крыши, наверное, приняли за скалы. Птицы, которые охотятся в дикой природе на неосторожно всплывших рыб, теперь пикируют на проплывающие в мутном Тибре пищевые остатки. Орнитологи насчитали около 300 пар чаек, постоянно проживающих в престижных кварталах вдоль русла реки.
Около сотни пар пустельги охотно демонстрируют коренным жителям и гостям столицы эволюцию этого вида на фоне древнеримских руин Палатинского холма. Что уж говорить о голубях, воробьях, воронах, утках, а также цаплях, коршунах, совах, филинах и сычах. На виллах Боргезе и Ада раздолье жабам, лягушкам, саламандрам и тритонам. К сожалению, представители этого класса позвоночных часто становятся жертвами автомашин. Гекконы, ящерицы и змеи достойно представляют класс пресмыкающихся, а рыб - карпы, караси, кефали, угри, а также эндемичные для
Италии рыбки пеше-гатто и спинарелло.
Скворцов в Риме больше, чем людей. Эти перелетные, которых особенно много в районе центрального вокзала Термини, прочно обосновались в кронах средиземноморских сосен - пиний. Еще в 1970 годы скворцы, спасаясь от холодов, долетали до Италии и двигались дальше на юг - в Африку, где пережидали зиму. А в последние десятилетия они прочно обосновались на Апеннинах, причем именно в Риме, где даже в январе температура не опускается ниже нуля. А в марте-апреле они дружно отправляются в родные края - в
Россию,
Финляндию,
Польшу. В Риме пернатые чужестранцы чувствуют себя весьма вольготно. Для них вечнозеленые деревья Италии - это фешенебельные отели, где можно приятно провести зимние каникулы, отдохнув от забот о выведении и воспитании потомства. На качество еды крылатым гостям жаловаться не приходиться - в теплой Италии обилие жучков, паучков, семечек и прочей вкусной снеди.
Несмотря на малый рост, умножающееся племя скворцов доставляет массу хлопот жителям Вечного города. Подчас можно наблюдать картину, когда римляне, боясь быть атакованными продуктами жизнедеятельности пернатых, короткими перебежками, закрывая голову подручными средствами, пытаются найти спасительный навес, чтобы укрыться от "бомбардировки". Самые предусмотрительные не расстаются с зонтиками. От птиц страдают и автомобили. Поскольку в Риме с парковкой всегда проблемы, то машину стараешься приткнуть в освободившееся местечко, которое зачастую расположено прямо под сезонным жильем птиц. Каково же бывает удивление хозяина, обнаружившего, что у его "стального коня" неожиданно сменился окрас. Чтобы его восстановить, придется долго отмывать автомобиль от въевшегося в лак помета. Но если абстрагироваться от мелких неприятностей, можно по-иному взглянуть на полчища быстрокрылых скворцов. Стремительный полет птиц многих приводит в восхищение. Это гигантский свистящий рой, который ежесекундно меняет форму, складываясь в причудливые фигуры. Кажется, что небо усеяно маленькими, черными, мельтешащими точками, которые затем сливаются в единый передвигающийся организм, похожий на огромную грозовую тучу.
Понимая, что терпение горожан может истощиться, итальянская Лига защиты пернатых придумала остроумный способ, чтобы залетные птицы все-таки вспоминали, что они в гостях и не стоит злоупотреблять терпением хозяев. На пленку был записан крик об опасности, который скворцы издают, предупреждая своих сородичей о приближающейся угрозе. Специалисты решили с помощью динамиков транслировать этот птичий сигнал, чтобы на время отпугивать скворцов и дать жителям передохнуть от шума, гама и экскрементов.
Технологию опробовали в районе главного гнездовья скворцов возле вокзала Термини. Увы. Крылатых "вредителей" оказалось так много, что они даже не услышали сигнала опасности и продолжали беззаботно наслаждаться "райской жизнью". Только ближе к марту скворцы начнут покидать берега Тибра и устремятся на север, куда на своих крыльях они принесут весну.
Мадина Медоева, Олег Осипов
Источник: Эхо планеты