23.03.2002
3020
На политической карте мира появилось новое имя "
Черногория" -- правда, в связке. Сербия и Черногория -- таково название государства, в которое преобразована Союзная республика Югославия. Но на самом деле у маленькой Черногории, по местному Црна Гора, долгая история. Веками она храбро сражалась с завоевателями и никому не поддавалась.
Что влечет в Черногорию? Пожалуй, прежде всего то, что в республике, как, может быть, нигде в Европе, давно освоенной, изъезженной и переделанной в угоду современной цивилизации, удалось сохранить величественную и нетронутую природу. Плюс гостеприимные люди.
Приморская полоса, где гораздо теплее, чем в
Сочи, это Черногория, так сказать, разнеженная. В былые и более спокойные времена здесь за сезон с туристов собирали сотни миллионов долларов. Немцев, голландцев и "прочих шведов" привлекал песок местных пляжей, выгодно отличавшихся от каменистых лежбищ на берегах
Словении или
Хорватии. И, конечно, низкие цены.
В представлении же большинства россиян родина черногорца -- край суровый. Может быть, это впечатление рождается названием -- черные горы. Они, конечно, сердце страны. Пахотных земель кот наплакал -- процентов пять, не больше. Впрочем, и населения всего 600 тысяч человек.
Славянские племена заселили здешние земли еще в VII веке. Несколько столетий черногорцы, принявшие от Византии православие, действовали рука об руку с единоверцами-сербами, будучи в составе сербского государства династии Неманичей. Боролись и против
Венеции, и против
Турции. Однако полную независимость черногорцы обрели только в результате русско-турецкой войны 1877--78 гг.
...Смотрю из окна вагона. Поезд медленно, преодолевая тоннель за тоннелем, движется по гребню каньона реки Тара. Весь регион под охраной ЮНЕСКО. Говорят, что в мире больше этого ущелья только Великий каньон реки Колорадо в
США. Красота неописуемая. Дух захватывает. И от красоты, и от высоты. Вокруг облака. В облачную прогалину вижу, как прямо под нами на аэродром административного центра Черногории снижается пассажирский лайнер. Был он сродни игрушке, маленький, с ладошку.
Так состоялось мое открытие Черногории четверть века назад. Тогда группу иностранных журналистов пригласили прокатиться по железной дороге, которая связала югославскую столицу Белград с городом-портом Бар, что в Черногории. Трассу строили много-много лет, хотя протяженность ее не так велика -- 400 километров. Но каких! Пробили десятки тоннелей, возвели столько же мостов. Работали в жестоких условиях. Рассказывали, что рабочих привязывали на канатах, и те отбойными молотками грызли горный склон, чтобы потом укладывать рельсы. Главный рекорд на трассе -- мост с опорами высотой 200 метров. Такого, как тогда говорили, в Европе не было.
Знаменитая Бока Которска. Пожалуй, самый красивый залив Адриатики. Широченный водный язык вдается в материк аж на 40 километров. Нам, русским, это место особенно дорого. На узкой полоске между морем и скалистами кручами сохранился городок Пераст. Тут жил известный мореплаватель капитан Марко Мартинович. Петр Первый посылал к нему в науку русских дворян. Мореходному делу учились и дети Голицыных, и Репниных. Позднее бросал якорь и адмирал Сенявин, когда приводил свою эскадру на отдых после сражений с турецким флотом.
На шоссе вдоль залива один из участков выложен в виде буквы "М". Экскурсовод разъяснил: "Дорогу прокладывал австрийский инженер, который страстно влюбился в черногорскую принцессу Маргариту. Вот и решил создать на наших горах головоломную трассу в виде буквы "М".
После Котора дорога уходит в облака. Скалы вокруг такие, что, кажется, даже черногорцам не под силу селиться на кручах.
Едем в Цетинье, древнюю столицу Черногории. Остановились возле дома, сложенного из грубо отесанных глыб разной величины. В доме этом родился Петр Петрович Негош, священник, воин, государственный деятель, поэт. Во всей Югославии особо чтимый. А что касается черногорцев, то просто обожаемый. В качестве главы Черногории он присутствовал на открытии первого памятника Пушкину в
Санкт-Петербурге.
Негош-поэт прославил свою родину, истерзанную и гордую, бедную и непокоренную, показавшую пример такой стойкости против насилия, какими не так уж богата история.
Григорий ПОЛЕГАЕВ
Источник: Эхо планеты, 14