Авиасанкции против России для Запада могут обернуться десятилетними судебными баталиями между лизингодателями и страховщиками. Так оценили ситуацию авиаэксперты. «Масштабы потенциальных убытков здесь ошеломляют. Потенциально это может стать крупнейшим убытком от авиационного страхования в истории рынка», - оценил Гаррет Ханрахан, глобальный руководитель отдела авиации и космоса страхового брокера Marsh, подразделения Marsh McLennan
Напомним, лизинговые фирмы, желающие вернуть себе самолеты российских авиакомпаний, должны до 28 марта расторгнуть контракты в соответствии с санкциями Европейского Союза и более широкими банковскими запретами. А так как российские авиакомпании отдавать самолеты лизингодателям не будут в соответствии с указом Президента РФ, то лизинговые фирмы начинают готовить почву для покрытия своих убытков за счет страховщиков, а те в свою очередь - за счёт перестраховочных компаний. Причем никто из них платить не хочет и пытается найти лазейки, чтобы минимизировать ущерб для себя. В итоге обанкротиться могут все.
Далее приводятся следующие цифры: по состоянию на 16 марта иностранные лизингодатели сдали в аренду российским эксплуатантам 509 самолетов. Вернуть владельцы пока смогли – в основном арестовав за рубежом – всего 14 самолётов.
Как заявил Джеймс Хили-Пратт, авиационный юрист и партнер Keystone Law в Лондоне: «Масштаб предстоящей проблемы будет огромным, и я ожидаю годы судебных разбирательств между арендодателями, страховщиками и андеррайтерами о том, кто оплачивает счет», — сказал он. Он отметил, что всего несколько «захваченных» самолётов в период войны между Ираком и Кувейтом стали причиной десятилетних разбирательств. Здесь же масштабы несопоставимы и будут настоящие баталии.
Первый процесс, кстати, уже пошёл. Базирующийся в Сингапуре арендодатель BOC Aviation Ltd. на этой неделе подал в суд на российскую авиакомпанию AirBridgeCargo Airlines LLC из-за самолета Boeing Co., который в настоящее время находится в Гонконге. BOC Aviation утверждает, что отмена полиса перестрахования привела к неисполнению обязательств по их договору аренды, что позволило вернуть самолет во владение. «В результате аннулированного и недействительного страхования BOCA прекратила аренду самолета и воспользовалась своим договорным правом потребовать немедленного возврата самолета со всеми необходимыми документами», — утверждает BOC Aviation в иске. «Однако AirBridge отказывается признать прекращение аренды самолета и отказывается возвращать документы. Вместо этого он требует, чтобы BOCA разрешил перелет самолета из Гонконга в Россию».
Некоторые эксперты уповают, что ситуация разрешится быстро. По словам Ханрахана из Marsh, если лизинговые компании смогут успешно вернуть все свои самолеты из России, любые претензии могут исчезнуть. Доминирование Lloyd's of London на рынке перестрахования также может отговорить от исков, поскольку держатели аннулированных полисов воздерживаются от подачи исков против основного поставщика страхового покрытия, опасаясь быть исключенными из бизнес-процессов, говорят люди, знакомые с этим вопросом. Lloyd's of London, крупнейшая в мире страховая биржа, заявила, что деятельность в России и Беларуси составляет менее 1% ее бизнеса. По словам двух знакомых, биржа предлагает покрытие убытков или ущерба, а также полисы ответственности и особый тип страхования «конфискации» для авиации.
Источник: Турпром