Новый год и рождественские каникулы у россиян — традиционно ажиотажный период. Тысячи туристов в это время улетают на отдых. Но из-за обильных снегопадов ещё до наступления новогоднего час пика в аэропортах уже случились массовые задержки, переносы и отмены рейсов. Впрочем, причина не только в плохих погодных условиях, но и технических неполадках авиалайнеров, а также внезапном изменении условий сотрудничества между странами.
Вне зависимости от причины задержки регулярного и чартерного рейса у туристов есть определённые права. Подробнее об этом рассказал туристический юрист Игорь Косицын в своем канале Telegram и дал руководство к действию.
По словам эксперта, путешественник имеет право требовать от авиакомпании следующие бесплатные услуги:
В случае, если данные услуги не были предоставлены, юрист Косицын предлагает действовать в рамках правового поля. Необходимо обратиться с жалобой в транспортную прокуратуру. Можно приобрести за свой счёт услуги, сохранить подтверждение расходов, а затем потребовать от перевозчика возмещения расходов в претензионно-судебном порядке.
Как квалифицировать, что задержка рейса в составе турпродукта произошла по вине туроператора/авиакомпании?
«Рейс считается задержанным по вине туроператора, если задержка произошла по причине, не вызванной обстоятельствами непреодолимой силы. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся, например, погодные условия. Неисправность самолёта к таким обстоятельствам не относится. Считается, что авиакомпания должна поддерживать техническое состояние авиалайнеров и обеспечивать наличие запасных бортов», — пояснил туристический эксперт.
На что можно рассчитывать?
По словам Косицына, если рейс задержался по вине туроператора/авиакомпании, выполняющей рейс в составе тура настолько, что сдвигаются сроки оказания услуги, а значит, сокращается продолжительность поездки, то путешественник имеет полное право требовать расторжения договора о перевозке, т.е. отказаться от оплаченной ранее услуги в одностороннем порядке. «Речь идёт о ситуациях, где меняется дата вылета, то есть рейс должен был вылететь 12 декабря, а вылетел 13 декабря», — привел пример специалист.
Кроме того, пострадавший турист может потребовать уменьшить стоимости договора на сумму неоказанных услуг. В этом случае сослаться нужно на п.1 ст. 28 «Закона о защите прав потребителей». «Например, у туриста забронирован тур на 10 ночей стоимостью 100 тыс. рублей. В результате задержки рейса продолжительность тура сократилась на двое суток. Таким образом, уменьшение стоимости услуг рассчитывается как 100.000/10(кол-во дней тура) * 2 (кол-во дней, на которые сократился тур) = 20.000 рублей», — уточнил юрист.
У туристов также есть законное право запросить выплату неустойки за нарушение сроков оказания услуг: «Если тур стоимостью 100 000 рублей начался позднее на 2 дня из-за задержки рейса из-за неисправности борта, то неустойка за нарушение сроков оказания услуги составит 100.000*0.03*2 = 6.000 рублей».
Последним пунктом воздействия на сторону, отвечающую за вылет/отдых туриста, будет запрос на выплату неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителей. «Если вами будет заявлено требование об уменьшении стоимости договора на 20.000 рублей из-за задержки рейса, и оно не будет удовлетворено в 10-дневный срок, то вы дополнительно сможете требовать неустойку из расчёта 3% в день», — констатировал он.
Источник: Турпром