Резюме отзыва
Отдыхали на Кубе с 28 июня по 12 июля.
Эмоций и впечатлений очень много!
Летали с Натали турс. При приобретении билетов нам "случайно" в турагенстве(не Натали) забронировали билеты бизнес-класса, и это обнаружилось только за два дня до вылета, благодаря чему мы с мужем летели на
Кубу бизнес-классом. Это действительно стоящая вещь - 13 часов лететь в комфорте, в креслах, которые раскладываются на 168 градусов, с великолепным сервисом, к которому прилагается еще и возможность ожидания вылета в бизнес-зале аэропорта Шереметьево. Перелет с
Аэрофлотом прошел практически незаметно. Единственное что огорчило, что прилет был в аэропорт Гаваны - мы брали тур только
Варадеро, и прилетев вечером после 13 часов полета, 2х часов прохождения паспортного контроля и проверки багажа(нам повезло полностью простоять три очереди - каждая из первых двух закрылась прямо перед нашим носом, и пришлось выстаивать следующие), мы еще два часа ехали до отеля. Комбинированный тур (
Гавана + Варадеро) мы специально не брали, рассудив, что день после прилета и день перед отлетом не позволят нам в полной мере насладиться красотами Гаваны, а ждать еще сутки момента, когда наконец можно искупнуться в настоящем океане просто не было сил.
В целом, отдохнули мы на 10 с плюсом, отель, несмотря на еду, показался нам очень даже удачным для своей цены – одна из самых низких стоимостей для четверок на момент приобретения нами тура. При наличии бОльших материальных возможностей, я бы наверное, попробовала в следующий раз остановиться в пятерке; хотя, обратно мы путешествовали с девушкой, которая в этот раз жила в пятерке, и она ей понравилась меньше, чем в прошлом году четверка
Iberostar Tainos(прошу не считать двойное упоминание в моем отзыве этого отеля за его рекламу – это случайное совпадение).
Много чего еще хочется написать, но слова теряются в эмоциях и воспоминаниях. Буду рада, если мой отзыв был вам чем-то полезен ;)
Расположение отеля
Соседний отель был от нас в отдалении - через небольшое поле с дорогой, поэтому он нам тоже не мешал отдыхать.
Про курс обмена валюты. Я много читала о том, что надо на
Кубу брать только евро. Мы их и взяли. Но на самом деле, разница в обмене, если посчитать, получается не такая большая. Когда мы ездили, курс долларов был около 28 рублей, курс евро – около 40. За 1 доллар на Кубе по фиксированному каждый день курсу дают 0,87 куков(сама не меняла, этот курс нам сказал отельный гид), за 1 евро – где-то 1,35 куков (каждый день курс немного менялся). В расчете на 100 рублей, при обмене через доллары получаем 3,11 куков, при обмене через евро 3,375 куков. Итого с 1000 рублей разница примерно в 2 кука – или около 66 рублей. Валюту можно было поменять у гида, на ресепшене и в окне с надписью Money Exchange, везде кроме последнего места, безбожно округляли курс не в нашу сторону.
Территория/инфраструктура
Про интернет. О-о-о-о-о! Мало того, что он был не каждый день. Его скорость, нам, разбалованным скоростью в 20мегабит, показалась настоящим издевательством. Точно не помню, но она была то ли 15, то ли 30 килобит – и я так поняла, что на
Кубе это норма! Мы спасались тем, что в номере на ноуте писали текст родным, а потом вкладывали его вложением в письмо. 30 минут интернета хватило на то, чтобы два раза зайти на почту, авторизоваться, создать письмо, вложить вложение с флэшки и отправить. Фотографии в контакт, несмотря на то, что я практически умоляла интернет работать быстрее, выложить не удалось ни одной.
Номера в отеле
Про номер. Очень понравился номер - нам дали номер на окраине отеля на втором этаже, балкончик из которого выходил на соседний отель iberostar tainos, мы были в восторге, потому что я читала, что на главной аллее очень шумно и сыро, у нас же было очень тихо, и сухо настолько, насколько это может быть летом на
Кубе.
В нашем номере был балкончик, две широкие кровати, телевизор, ванная, фен, сейф, отлично работающий кондиционер. Очень волновал меня вопрос розеток в номере – оказалось, что розетки стандартные, 220 В, поэтому переходники, которые мы с собой брали – не понадобились.
Сервис
Про первые впечатления об отеле. В отель мы приехали за полночь. На ресепшене нам сразу выдали ключ от номера, ключ от сейфа(металлический) и towel ticket, который надо было на следующее утро обменять на полотенца - все это было абсолютно бесплатно, за исключением того, что потеря каждого из предметов обошлась бы нам в определенную сумму (ключ - около 50 куков, полотенца - каждое около 15). До номера нас довезли на специальной машине, которая кажется предназначена больше для технических нужд, нежели для туристов, но нам, слава богу хватило места в ее кабине.
Полотенца можно было менять по мере загрязнения/мокроты - в определенное время в мини-домике возле бассейна, кажется он назывался Club House, там же можно было абсолютно бесплатно записаться в один из ресторанов a-la cart(при отеле их два - один итальянский, второй -восточный - о них позже), либо взять поиграть настольную игру(мы брали нарды на несколько дней) - также бесплатно, только нужно назвать номер комнаты.
Претензий к уборке номеров у нас не было - но мы сами особо не мусорили, песок в номер не заносили - по дороге с пляжа и возле бассейна есть душ, в котором можно смыть песок, полотенца меняли не каждый день, но их было по несколько штук на человека и нам хватало, постельное меняли тоже не каждый день - но я его и дома не каждый день меняю, поэтому опять же были не в обиде. Я прочитала, когда готовилась к отпуску, что на
Кубе проблемы со всем подряд, в том числе с мылом и шоколадом, которого я перед поездкой набрала столько, что муж даже сначала не поверил, что я все это собираюсь тащить с собой..... так вот, каждый день мы оставляли нашей горничной либо шоколад, либо мыло, причем преимущественно второе, за что она каждый день лепила из полотенец фигурки - правда под конец я поняла свою оплошность - горничные похоже прикрепляются к номерам, и у нас, практически, каждый день была одна и та же горничная, так что мыла ей и ее семье теперь хватит до нашего следующего отпуска, видимо)))
Питание
Про бары. Во-первых, отдельно хочется отметить русскоговорящего бармена Давида - мы его видели только в утреннюю смену. Он очень мил, и делал мне несколько раз «специальные» коктейли(назвав так напиток один раз, это название плотно прикрепилось к остальным специально для меня сделанным напиткам) , которых в меню не было - просто вкусняшечка - под конец отпуска я уже начала переживать за свой начинающийся алкоголизм. В остальном, понятное дело, что ром на
Кубе вкусный по умолчанию, но качество приготовления коктейлей в баре на пляже и в баре возле бассейна различается разительно. Поясню на примере Пины колады - в баре на пляже пина колада - это смесь кокосового лимонада и рома, и несмотря на то, что некоторые бармены в баре возле бассейна тоже так считают, есть в последнем одна барменша - есть зовут Анна - жаль что я попробовала как она готовит Пину Коладу только в последние минуты перед отъездом - это просто нечто - ее Пина Колада - это смесь восторга, восхищения, кубинского настроения и рая на земле в одном бокале. Больше ничего не скажу - это нужно только пробовать!
Я не поклонник Мохито, поэтому о том, что его никогда не делали на пляже, и в баре возле бассейна постоянно заканчивалась мята, я особо не переживала... Не очень понравилось отношение барменов в главном баре вечером во время анимационных программ - можно было по 10 минут стоять на них смотреть, а тебя не всегда замечают - хотя у них там есть один дедушка-бармен (мне показалось, что он один из главных барменов) - он всегда рад помочь обратить внимание остальных барменов на тебя (и делал это без дополнительных просьб), Возможно это было связано с их излишней загруженностью - но все равно не очень приятно.
Про еду. Еда в отеле меня не впечатлила. Я сама очень вкусно готовлю, а уже про маму с бабушкой и вовсе молчу - сложно не откусить еду вместе с кусочками вилки, поэтому я с трудом находила то, что мне приходилось по вкусу. Разумеется, это мое субъективное мнение, может климат так изменил мои вкусовые восприятия, но мне мало что нравилось на вкус. Не хочу сказать, что там можно умереть с голоду - была и рыба, и мясо, и шикарные по размеру креветки, и курица, и паста, и пицца, но все какое-то не такое вкусное, как дома, несмотря на то, что много из вышеперечисленного при тебе повара готовили на гриле. Не могу сказать, что еда была несъедобной, все было вполне нормально приготовлено, но я почему-то постоянно ходила полуголодной. Мне очень не хватало фруктов - казалось бы тропический рай, но в нашем отделе он как-то не ощущался: вкусными были только ананасы, манго и бананы на вкус такие же, как и у нас в Сибири на рынке – если бананы еще ничего, то манго напоминало сырую картошку, при этом мы пробовали настоящее кубинское манго(пока колесили во взятой напрокат машине по кубинским глубинкам) - в июле для него как раз сезон - вот оно просто мечта, а в отеле подавали что попало, такая же ерунда была с зелеными арбузами и чем-то типа маракуйи.
Из овощей были только огурцы, свежая капуста и полузеленые помидоры, зеленые оливки были первую неделю, и когда на второй в отеле был наплыв гостей, их заменил категорически маринованный лук. Лобстеров в основном меню не наблюдалось, но за 20 куков, его могли вам приготовить - мы пробовали их дважды - первый раз на катере на экскурсии на Кайо Ларго, и второй заказали в отеле накануне отъезда. Еще хочу рассказать про рестораны a-la cart. У нас с мужем достаточно маленький туристический опыт, поэтому, несмотря на отзывы про эти рестораны, мы решили сами посмотреть, что это за зверь такой. Пошли в восточный ресторан - хотели суши поесть, все-таки океан рядом, морепродукты и все-такое. Суши нас только рассмешили – два комка риса завернутые в нори, а остальные блюда такое ощущение что принесли с основной кухни - поэтому в итальянский ресторан мы идти не стали. В принципе, я читала, что с едой в нашем отеле, как и в целом на Кубе проблемы, поэтому смирилась с этим еще до путешествия. В целом хочу сказать вот что, если вы раб своего желудка, возможно, не стоит экономить на отеле, и поискать отель подороже, где и стол будет побогаче.
Море/пляж
Развлечения и спорт
Про экскурсии. Начитавшись и пообщавшись со знакомыми, ранее посетившими
Кубу, о том, как классно колесить по Кубе самостоятельно во взятом в аренду авто, мы и сами решили поступить так же. Началось все с аренды, в первый раз мы пришли за машиной посередь белого дня, на что нам представитель Кубатур, который сидит рядом порекомендовал обратиться назавтра с утра пораньше. Наскоро позавтракав на следующий день, к 9 утра мы отправились на ресепшион – через полчаса на нас обратила внимание другая представитель Кубатур, которая предложила свою помощь и вызвонила представителя Ренткара. Получить машину с автоматической коробкой управления у нас не получилось – мы не поняли, то ли их не было в наличии, то ли они нам денег решили сэкономить (механика дешевле), поэтому пришлось брать механику. Описывать подробно наши приключения не буду, вкратце скажу лишь: на Кубе практически нет указателей, поэтому решившись на такой шаг, нужно либо взять с собой джипиэс-навигатор, либо проводника из местных. Ладно, если вам нужно только в
Гавану – так дорога одна и она прямая, но если вы захотите самостоятельно доехать до Карибского побережья, это будет не так просто – доходило до смешного, заблудившись в глубинке, мы искали местных, показывали пальцем направление, вопросительно называли ближайший город, а нам показывали в противоположную сторону(так правда было всего один раз, но все-таки).
Второе, если вы решились посетить все экскурсионные места самостоятельно, стоит заранее выяснить что именно вы там хотите посмотреть и где именно в городе это находится. Если с Гаваной все просто – к машине выдают карту, где в Гаване нарисованы подробно все туристические места, то с Сьенфуэгосом, Тринидадом и Сантой Кларой так все просто не пройдет. Если вкратце, наше путешествие свелось к тому, что первый город мы случайно проехали насквозь, во второй решили не заезжать, потому что решили попробовать успеть в музей Че Гевары в третьем городе (про него мы вспомнили случайно, и время как раз было обеденное, и день суббота, поэтому рисковать, заезжая в Тринидад, про который нам вобще было ничего не известно, просто не стали). На нашу радость, музей Че находится на въезде в Санта Клару, поэтому его мы не пропустили. Третье, на что стоит обратить внимание – это то, что дружелюбное отношение местных гаишников к русским туристам – это миф. Полицейские из глубинок Кубы про это точно не в курсе. Нас где-то в глубинке оштрафовали за отсутствующую стоп-линию, причем полицейский из английского словаря знал только слово «Стоп-линия» и как пишется штраф в 40 куков на наших арендных документах. Честно, я пожалела, что мы не поехали на экскурсии, потому что денег было потрачено столько же, а увидено в пять раз меньше, и, конечно, мы теперь хвастаемся друзьям, что мы на механике! прокатились почти по всей Кубе, но по правде я больше жалею о том, что многого мы просто не увидели. Очень порадовала экскурсия на Кайо Ларго. Как я уже писала, это очень востребованная экскурсия – мы купили на следующий после приезда день только на дату через неделю. Карибские пляжи просто великолепны! Слов не хватит, чтобы описать белизну песка, который как будто состоит из мельчайших жемчужинок – я не удержалась, набрала бутылочку песка с собой. Хотя море было значительно беспокойнее океана возле отеля, и плавать мне понравилось меньше, чем в океане. Эта экскурсия стоит своих денег!
Дети
Для отдыха с детьми предоставлен детский бассейн.