Сегодня в Алтайском крае насчитывается 175 «зеленых» домов, которые наряду с гостиницами и турбазами принимают туристов, и за последние четыре года их число выросло на 16%. Активнее всего сельский туризм развивается в предгорных районах – Алтайском, Красногорском, Солонешенском, Смоленском и некоторых других. Туристы едут сюда ради домашней атмосферы, вкусных натуральных продуктов, возможности отдохнуть от города, порыбачить и т.п. Многие усадьбы принимают гостей круглый год, более того, придумывают авторские экскурсии и интересные анимационные программы.
По словам сельских предпринимателей, с которыми пообщалась корреспондент RATA-news, каждый год их посещают от 100 до 600 человек – в зависимости от вместимости и популярности объекта и территории, на которой он расположен, а также от погоды и многих других факторов, традиционно влияющих на туристический спрос.
Например, прошлогоднее наводнение на Алтае не обошло стороной усадьбу семьи Коноваловых в селе Усть-Кажа в Красногорском районе на живописном берегу реки Бия. По словам ее хозяйки Александры Май, в 2013 году у них отдохнули более 200 человек, а вот в прошлом поток упал примерно вдвое.
В новый сезон семья смотрит с оптимизмом. На их участке два гостевых домика, где одновременно могут разместиться 15 человек. Есть баня со смотровой площадкой, летняя веранда, большая зеленая лужайка. Кроме питания и размещения, хозяева предлагают экскурсии по Бии на катере, обучение рыбной ловле, верховую езду. По сезону – сбор грибов и ягод. При желании туристы вместе с хозяевами могут поучаствовать в приготовлении ухи на костре, домашнего хлеба.
«Мы решили заняться сельским туризмом вслед за соседями восемь лет назад, написали бизнес-план, выиграли грант, вложили собственные средства, – рассказала Александра Май. – Мы живем на одну пенсию, на усадьбе работаем вдвоем, а все, что она приносит, сразу вкладываем в развитие. За размещение в домике без удобств берем 350 рублей с человека, 1500 рублей – за час катания на лодке». По словам г-жи Май, у них успели побывать туристы из Барнаула, Новосибирска, Томска и других сибирских городов, а также из Казахстана. Многие приезжают большими компаниями с детьми и проводят в Усть-Каже от двух дней до недели.
По словам Бориса Бедарева, хозяина усадьбы «Красногорье» в селе Новозыково Красногорского района, за 10 лет работы у них успели отдохнуть около 2 тыс. человек.
«Мы работаем с женой и сыном, летом можем разместить сразу 16-18 человек, зимой – 6. Помимо домиков для туристов, у нас большое подсобное хозяйство – животные, пасека. Сельский туризм, по нашим наблюдениям, убыточный или нулевой, наш основной доход все-таки не от него. Но нам нравится принимать у себя гостей. Мы живем одной семьей, у всех, например, есть доступ к нашей кухне. С удовольствием привечаем людей с ограниченными возможностями, детские спортивные команды. Цены на размещение детей значительно ниже, чем для взрослых, а часть гостей размещаем бесплатно, например, тренеров команд и сельских школьников. Относимся к туристам как к своим гостям».
В этом году Бедаревы разработали новый турпродукт. Совместно с представителями коренной малой народности – кумандинцами, на въезде в усадьбу создали небольшой национальный центр под открытым небом. Там в игровой форме можно познакомиться с традициями и обрядами, языком кумандинцев, продегустировать национальные блюда, поучаствовать в мастер-классе по изготовлению оберегов из бересты. Возможность уникальная, ведь в Сибири сейчас живет менее 3 тыс. представителей этой народности, и 1,5 тыс. из них – в Алтайском крае, в основном в селах на берегу Бии.
«Мы решили объединиться на нашем участке, чтобы гости не были предоставлены сами себе, и смогли во время отдыха узнать что-то новое и интересное, – поделился Борис Бедарев. – А еще мы водим экскурсии на пасеку, дегустации меда, а скоро будет готово помещение для лечебного сна на ульях. В хозяйстве используем только свои, натуральные продукты, местный красногорский хлеб, травяные чаи. Гости могут пообщаться с животными, покормить и погладить их: у нас живут ишак, пони, лошади, козлы, утки, гуси, индюки. Есть футбольная и волейбольная площадки, пляж».
Хозяйка «зеленого» дома в селе Старобелокуриха Юлия Колмогорова также одна из тех сельских предпринимателей, которая получила грант на развитие своего объекта по региональной программе развития туризма. Ее усадьба – это благоустроенный дом, в котором круглогодично могут разместиться с комфортом одновременно 16 человек. «Рядом курорт Белокуриха с огромной лечебной базой, зимой там работает горнолыжный комплекс, – пояснила г-жа Колмогорова. – Многие ищут недорогое размещение рядом, и так узнают о нас. За год у нас бывает от 300 до 600 человек. В основном это гости из сибирских регионов, а также с Севера и из центральной части России. Сейчас, например, у нас живет семья из Нижневартовска – бабушка, дедушка и внуки. Они приехали 15 мая и пробудут до конца августа. Туристов привлекает у нас то, чего они лишены в городе, – чистый воздух, большая территория, река, рыбалка. У нас есть баня, сами заготавливаем веники, выращиваем лекарственные травы, сотрудничаем с пасекой, откуда нам привозят мед. У нас несколько договоров с турфирмами, которые организуют экскурсии по Алтаю. Автобусы подъезжают за клиентами прямо к нашему дому».
За размещение на усадьбе Колмогоровы берут «гуманные» 400 рублей с человека. Их гости – люди, которые ведут здоровый образ жизни, ценят возможность позавтракать свежими деревенскими яйцами, добавить в кофе парное молоко. Они готовы и в огороде поработать вместе с хозяевами, прополоть грядки, покормить животных. Городские дети порой впервые видят, откуда берется молоко и как растет морковь. По словам Юлии Колмогоровой, «бешеных денег» усадьба не приносит, но и работать в убыток не приходится.
Ларису Пастухову, хозяйку усадьбы «Постоялый двор», что в селе Сентелек Чарышского района, часто приводят в пример, когда говорят о развитии сельского туризма в Алтайском крае. Она даже проводит мастер-классы для начинающих сельских предпринимателей. Их усадьба – это несколько рубленых домиков из лиственницы в русском стиле, со вкусом обставленных с использованием старинной утвари. На территории есть баня, мангал с беседкой, парковка, лужайки для игр, летняя кухня, кемпинг. Разместиться здесь могут до 16 человек. «За пять лет работы у нас сложился большой перечень дополнительных услуг, в том числе собственные экскурсии – по Сентелеку и окрестностям. Ездим и в «Силу марала» – одно из самых крупных хозяйств в России, которое находится в нашем селе, и в археологический комплекс «Царский курган», и на «Мертвое» озеро. Водим людей в лес за травами, грибами и ягодами. Если поначалу люди приезжали к нам на два-три дня, то сейчас – на неделю, поскольку знают, что найдут, чем себя занять».
Сейчас на деньги губернаторского гранта Пастуховы создают в 4 км от Сентелека на берегу горной реки новый туристический объект – рыбацкую деревню «Ауловский плес». «Усадьба – это наш основной доход, и нам хочется развиваться. В год мы принимаем около 600 человек, если считать тех, кто размещается в палатках на территории кемпинга. На новом месте мы также возводим бревенчатые дома, хотим обучать гостей рыбалке и проводить тематические мероприятия. Нам уже удалось сгладить сезонность благодаря разнообразию услуг – принимаем гостей с мая по ноябрь, и в этом году впервые активно отработали зимние каникулы. Раньше приезжали туристы в основном из Алтайского края и Новосибирской области, сейчас география расширилась за счет Москвы, Санкт-Петербурга, Донецка, Севастополя, Анапы. Бывают и иностранные туристы».
Среди опрошенных RATA-news владельцев усадеб домов оказался и человек, который за несколько лет работы успел разочароваться в сельском туризме. Усадьба Александра и Алены Кокориных находится в живописном месте на реке Песчаная в селе Солоновка в Смоленском районе. Хозяева предлагают гастрономические программы, в том числе дегустацию собственных сыров, приготовленных по французским рецептам. На территории шесть домиков, в каждом – по три места, а также стилизованная и тоже жилая «избушка на курьих ножках».
«В свое время мы решили попробовать заняться сельским туризмом, но оказалось, что это очень щепетильная штука – рассказал Александр Кокорин. – Дорог у нас нормальных нет, и за восемь лет ничего не изменилось. Интернет в нашей деревне – ругательное слово, скорости никакой. Да и туристов, которым нужен именно сельский отдых, на самом деле не так много. Ведь мы живем в Сибири, а в Алтайском крае около половины населения – сельское. Многие совсем недавно переехали в город и еще не успели соскучиться. Мы думали, что в этом году интерес к внутреннему туризму вырастет, но пока клиентов мало. Думаю, мы уже наигрались в сельский туризм, будем переключаться на сельское хозяйство – у нас есть участок земли и козы, а дальше будет видно».
По мнению регионального турбизнеса, сельский туризм, как и прежде, варится в собственном соку. Несмотря на то, что многие усадьбы представлены на региональном специализированном сайте www.selo22.ru и сайте Алтайтурцентра, участвуют в региональных и московских выставках, входят в программы пресс-туров по региону и т.д., самым популярным средством продвижения по-прежнему остается «сарафанное радио». Некоторые, поставив прием туристов на поток, готовы снять с себя часть работы по продвижению и активнее сотрудничать с туроператорами и турагентами. Однако многие вспоминают неудачный опыт работы с турбизнесом, говорят о нежелании делиться комиссией.
«Не так много усадеб работает в правовом поле, – объяснила президент Алтайской региональной ассоциации туризма, директор компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева. – Зачастую хозяева могут принять деньги только на карточку или наличными при заселении, а бизнес такой формат не устраивает, ему нужны постоянные и понятные правила игры. И мы, естественно, не готовы продавать просто так, нам нужна комиссия. Многие усадьбы про турфирмы вспоминают только в межсезонье, когда появляются проблемы с загрузкой. Нужен какой-то переломный момент, чтобы это поменялось. Но есть усадьбы, которые постоянно на виду, участвуют в конкурсах и выставках, и давно зарегистрированы как частные предприниматели, например, Пастуховы, Колмогоровы, работать с ними легко. По ее словам, среди клиентов турфирм не так много людей, которые хотели бы отдохнуть в сельском доме: «Хотя недавно мы предложили довольно состоятельным людям на майские праздники остановиться в усадьбе, и им все очень понравилось. Думаю, они туда еще съездят».
Алтайский край в 2008 году стал пилотной площадкой Минсельхоза по развитию агротуризма, в регионе была принята ведомственная программа по поддержке сельских предпринимателей. «Было выдано много грантов и микрокредитов на улучшение материальной базы усадеб, и это дало толчок развитию сельского туризма», – рассказала директор Алтайтурцентра Татьяна Сажаева. Летом 2012 года в Алтайском крае прошел международный форум «Сельский туризм в России», его участники главной проблемой назвали отсутствие специального закона об агротуризме. Она не решена до сих пор. По словам г-жи Сажаевой, у нас до сих пор нет определения сельского туризма. Непонятно, это – просто отдых в сельской усадьбе или любая деятельность вне городской территории.
Сельский туризм больше всего развит в тех районах Алтайского края, где туристические потоки давно сложились. Там усадьбы составляют конкуренцию турбазам и гостиницам. Но хотелось бы, как заметила собеседница, видеть больше усадеб с уникальной тематикой. Например, в Быстристокском районе можно пожить в казачьей усадьбе, но таких примеров пока мало. Сельский туризм – процесс небыстрый, но Алтайтурцентр готов собирать идеи, чтобы потом делиться опытом с теми, кто только начинает такой бизнес. По мнению г-жи Сажаевой, пока этот вид отдыха в Алтайском крае проходит начальную стадию развития – формирование турпродукта. Сейчас важно «описать и причесать» сельские усадьбы, встроить их для начала в региональное информпространство, а уже потом думать о профессиональных каналах продаж.
Источник: http://www.ratanews.ru