По данным поисковой туристической системы RuSPO, после резкого скачка валютных курсов в двадцатых числа августа количество запросов на туры сократилось на 18% по сравнению с тем же периодом июля. Заметнее всего – на 33% – снизился спрос на курорты Черноморского побережья, что связано с коротким высоким сезоном на этом направлении и с тем, что отдых на южных берегах обычно выкупают заранее. То есть после обвала рубля и с учетом обычного снижения продаж на границе сезонов, от отдыха отказался каждый пятый россиянин.
Портал приводит интересную статистику по стоимости выездных и внутренних поездок. Зарубежные туры после пересчета по обновленному валютному курсу обходятся в среднем более 100 тыс. рублей. К примеру, в августе 9-дневный отдых в Испании родителей с одним ребенком потянет почти на 151 тыс. рублей. За аналогичный тур в Грецию придется отдать свыше 140 тыс. руб., а за любимую россиянами Турцию – от 134 тысяч. Наиболее доступным направлением остается Египет, в последний летний месяц подорожавший до 122 тыс. руб. против немногим более 96 тыс. в июле. Здесь прирост в цене составил 27%.
Отдых в России тоже подорожал, но не столь значительно – за лето цены выросли всего на 7,5%. В среднем стоимость поездки на 12 дней с полупансионом для семьи из трех человек в июне составляла 80,8 тыс. руб., но к августу выросла до 86 тысяч. Сейчас туристы активно бронируют горнолыжный отдых, по запросам второй год лидирует «Роза Хутор».
Опрошенные RATA-news туроператоры в целом подтверждают приведенную статистику. Например, заместитель генерального директора компании «Роза ветров» Ирина Глазкова сообщила, что, когда валюта подскочила, неуверенно вели себя даже клиенты внутреннего туризма – сказывался психологический дискомфорт. Но сейчас они продолжают бронировать крымские и сочинские здравницы. Хорошо на сентябрь-октябрь востребована Абхазия, на ноябрь выкупают санатории Кавминвод и Сочи.
«По лету прирост составил 20-25%, но мы ожидали большего – хотя бы 40%. Весной на рынке царила эйфория, все полагали, что чем меньше людей поедет за рубеж, тем больше выберет для отдыха Россию. А получилось, что многие россияне вообще никуда не поехали», – поделилась г-жа Глазкова. Она обратила внимание, что этим летом в объемах Сочи потерял, но немного, а по Анапе и Геленджику спад был довольно значительный. В Анапе последние три года цены постоянно росли, хотя глобально на курорте ничего не изменилось. «Местные объекты решили, что сами справятся с турпотоком, и операторы им не нужны. А люди не поехали. Ведь Анапа традиционно была недорогим детским курортом, надо было в этом ценовом сегменте и оставаться. Но они перешли на более высокие расценки при инфраструктуре недорогого курорта. К тому же в этом году хорошо работает керченская переправа, и Анапа недосчиталась туристов, свалившихся на нее в прошлом году из-за проблем с проездом в Крым», – пояснила она.
Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин не заметил влияния курса валют на продажи российских туров. «Да и в декабре 2014 мы с этим не столкнулись. Как правило, те, кто решил отдыхать в России, откладывали средства на отпуск в рублях. А те, кому была интересна заграница, на родине отдыхать и не собирались. От покупки тура до поездки в среднем проходит около 20 дней, то есть, те, кто планировал ехать в конце августа, оплатили тур в период еще стабильной валюты», – сказал эксперт.
По словам г-на Ромашкина, в последнюю неделю августа наступает так называемое техническое снижение, связанное с концом летнего сезона. Но в целом по лету прирост составил 20% по сравнению с прошлым годом. Сейчас клиенты активно бронируют сентябрь. Есть и заказы на зиму: на январские каникулы спросом пользуется Великий Устюг, на декабрь и Новый год – Подмосковье, санатории в Кавминводах и Беларуси, горные лыжи на курорте «Роза Хутор». Зимние туры бронируют на 25% лучше, чем год назад. Г-н Ромашкин также упомянул о завышенных ожиданиях от сезона: «В марте мы планировали до 50-70% роста по лету, а его не случилось. Но нам грех жаловаться, глядя на мучения выездных операторов».
По оценкам исполнительного директора компании «Ванд Тревел» Татьяны Ванд, за последнюю неделю спрос на зарубежные туры не изменился: по-прежнему поступают разве что единичные заказы. «Возможно, ситуация начнет улучшаться в среду, так как накануне вечером IATA изменит курс валют в системе и билеты подешевеют», – полагает она. К тому же в конце августа россиянам было не до отдыха – люди возвращались с дач, из отпусков, готовили детей к школе. По мнению г-жи Ванд, никаких сюрпризов от зимних предпочтений россиян ждать не приходится, самым востребованным направлением будет Египет.
Генеральный директор компании «ТЕЗ тур» Владимир Каганер подчеркнул, что продажи не прекращались даже во время пиковых показателей валютных курсов, просто их объемы резко снизились. «По одним направлениям спад был больше, по другим – меньше. К примеру, Турция демонстрирует падение 30-35% по сравнению с прошлым годом. Но люди все равно бронируют туры, причем даже на зиму, включая горные лыжи и Новый год, хотя таких заказов – единицы», – заключил он.
В компании «Карлсон Туризм» также считают, что туристы из-за взлетевшей в цене валюты впали в замешательство только на день-два, в последнюю неделю спрос вернулся в норму. «Мы заканчиваем сезон, допродаем последние билеты на Сардинию с вылетом 12 и 20 сентября. Спрос на остров хороший, мест осталось совсем мало», – сообщила заместитель генерального директора по маркетингу и PR Мария Малышева. Бронируют осенние программы, есть запросы и на новогодние даты, горные лыжи в Альпах, востребованы острова Индийского океана. Но большая часть продаж все же идет в режиме last minute.
«Количество проданных туров уменьшилось, зато увеличилась их стоимость. Сегмент дорогих туров меньше пострадал, чем дешевых, довольно обеспеченные клиенты не перестали ездить на отдых за рубеж», – заметила г-жа Малышева, добавив, что популярностью пользуются туры во Францию с посещением «Диснейленда», а также термальные курорты Италии.
Директор по продажам компании «Натали турс» Анна Малинина отметила, что сильный рывок валютных курсов притормозил покупку туров: люди прикидывали свои траты, ведь необходимо не только оплатить путевку, но и взять с собой денег на отдых. «Проседание было небольшим, сейчас спрос восстанавливается. Уже продаются горные лыжи, хорошо берут Андорру», – дополнила она. Основные брони приходятся на октябрь-ноябрь. На Новый год продается Египет и ОАЭ, в том числе из регионов, откуда оператор поставил чартерные рейсы. Хорошо бронируют туры на период школьных осенних каникул. «Если валютных скачков не случится, туристы станут еще активнее», – уверена г-жа Малинина.
Источник: http://www.ratanews.ru