По инициативе АТОР в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Введение биометрических шенгенских виз и ситуация в туристической отрасли России». В нем приняли участие Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, Генеральные консулы европейских государств, представители визовых провайдеров и крупнейших российских туроператоров.
С 14 сентября Россия стала 17-м регионом мира, в котором введены новые правила получения шенгенских виз. При подаче документов на визу теперь раз в 59 месяцев российские граждане должны сдавать биометрические данные – отпечатки пальцев и цифровое фото. Как оценивают в странах Шенгенского соглашения возможное снижение турпотока из России в связи с новыми правилами, достаточно ли в России визовых центров, планируется ли открытие новых визовых центров – все эти вопросы обсуждали участники круглого стола, состоявшегося в МИА «Россия Сегодня» по инициативе АТОР.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, обращаясь к участникам круглого стола, отметила, что основные проблемы, связанные с введением новых правил сдачи документов на визы, сосредоточены в регионах России. «У новой системы есть две составляющие, сказала г-жа Ломидзе. – Первая – техническая, и с этой стороны, как отмечает туроператорское сообщество, глобальных проблем не возникает. Система работает, была проведена предварительная подготовка, генконсульства и визовые центры многократно встречались с туроператорами, и большая часть вопросов была согласована и решена до введения новых правил. Вторая составляющая касается специфики России, как самой большой по территории страны в мире. В ряде регионов нет визовых центров».
В качестве примера можно привести Кемерово (540 тыс. жителей) и Кемеровскую область (2 млн 724 тыс. жителей), где нет визового центра, а до Новосибирска, где находится визовый центр, нужно ехать 5 часов, и этот поезд ходит раз в день, стоимость билетов – от 1300 до 2500 рублей. Также нет визового центра, к примеру, на острове Сахалин (493 тыс. жителей). В Комсомольске-на-Амуре (253 тыс. жителей) нет визового центра, для оформления визы нужно ехать в Хабаровск, время в пути – 9,5 часов, в день есть всего 2 поезда, стоимость билетов от 600 до 2500 рублей.
Протяженность территории страны приводит к тому, что, по подсчетам Аналитической службы АТОР, лишь около 45-50 млн жителей России имеют в относительной доступности визовые центры стран Шенгенского соглашения.
Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, со своей стороны, отметил, что, по его сведениям, визовые центры доступны, как минимум, вдвое большему количеству россиян. «Несмотря на общее снижение числа поездок российских граждан, не только в Европу, но и в другие страны, Россия остается страной, которой выдается больше всего виз в мире – треть от всех виз. 5,8 млн виз было выдано в 2014 году россиянам. Мы заинтересованы в том, чтобы российские граждане ездили в Европу и чтобы не было падения спроса», – обратился к собравшимся посол.
Консулы европейских стран отметили снижение количества обращений, как от самостоятельных туристов, так и от туроператоров.
По словам Генерального консула Испании Мигеля Бауса Море, за прошедший сезон, по сравнению с прошлым годом, падение турпотока в Испанию составляет 30-35%. За две недели действия новых правил спад спроса на визы составил 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, г-н Бауса считает, что нужен более длительный срок для сбора более точных данных.
Генеральный консул Греции Хелени Михалопулу отметила, что за две недели биометрии консульства и визовые центры столкнулись с меньшим количеством проблем, чем опасались, готовясь к биометрии. «Туроператоры для нас – важные партнеры. Наше сотрудничество всегда было плодотворным, продуктивным и взаимовыгодным, – подчеркнула г-жа Михалопулу. – Мы полностью понимаем озабоченность туроператорского сообщества падением спроса и будем совместно работать над преодолением сложностей, с которыми сталкиваются туроператоры».
Генеральный консул Италии Пьергабриэле Пападиа сообщил, что по динамике выдачи виз отмечает падение спроса за летний период на 30-35%. Однако, как подчеркнул генконсул, падение объясняется экономическими причинами. «Сегодняшняя встреча позитивна тем, что бизнес и консульства работают вместе, над решением общих задач, у нас общие цели, и они – позитивны. Я считаю, что уже на следующей неделе проблем станет меньше, – заявил г-н Пападиа. – Людям надо объяснять, что бояться не нужно. 20 минут раз в пять лет, потраченные на сдачу документов и биометрических данных – это не страшно».
Туроператоры не разделяют оптимизм по поводу дальнейшего развития ситуации в связи с введением биометрии. По прогнозам туроператорского сообщества, спрос будет падать, и трудно прогнозировать, каким может быть не только летний сезон будущего года, но и предстоящий в ближайшем будущем зимний сезон, продажи на который уже открыты. Поедут ли туристы на горнолыжные и лечебные курорты Европы этой зимой, или предпочтут путешествие в безвизовые страны, и будет ли тенденция по смещению спроса в сторону безвизовых стран глобальной – принципиально для дальнейшей деятельности российских туроператоров. Решение проблемы большинство представителей туроператорского сообщества видит в увеличении количества визовых центров в стране.
Как отметил заместитель генерального директора PAC GROUP Юрий Степин, до биометрии все было сосредоточено в Москве. Региональные отделения туроператора и турагентства присылали документы для подачи на визу в Москву, и проблем не возникало. С введением новых правил обязательным стало личное присутствие туриста для сдачи документов и биометрических данных, причем сделано это должно быть, по правилам ЕС, одновременно. Удалось договориться с рядом консульств о некотором послаблении: документы туроператор сдает в консульство или визовый центр утром, а турист в течение дня должен сдать биометрические данные. Но теперь, поскольку обращения происходят в те консульства и визовые центры, которые находятся ближе всего к месту проживания туриста, туроператоры должны заниматься обучением дополнительного персонала в регионах. Остается также проблема наличия визовых центров и их транспортной доступности для большого количества жителей регионов.
Майя Ломидзе отметила, что увеличение количества визовых центров – это вопрос, скорее, не к консульствам, а к визовым провайдерам, поскольку это вопрос расходов и рентабельности. Готовы ли провайдеры к увеличению количества визовых центров? Руководитель VFS Global Прабудда Сэн, заявил, что компания, которая, к слову, является практически монополистом на российском визовом рынке, ей принадлежит львиная доля контрактов на визовые центры, видит решение проблемы в мобильной биометрии. По его словам, компания активно прорабатывает возможность массового предложения услуг мобильной биометрии для россиян. Вопросы цены такой услуги и совмещения с законодательством как ЕС (правило одновременной сдачи документов и биометрии), так и России (хранение персональных данных граждан) пока остаются открытыми.
Директор департамента визовых сервисов Pony Express Наталья Евсеенко считает, что проблема скорее не в количестве визовых центров, а в политике государств Евросоюза по выбору визовых провайдеров. По ее словам, российская компания Pony Express обладает 127 офисами по стране, из которых 43 в разных городах по всей России уже оборудованы для приема биометрических данных, и к началу следующего года таких офисов будет 60. Компания готова стать еще одним визовым провайдером для стран Шенгенского соглашения, готова участвовать в тендерах. Препятствием, по словам г-жи Евсеенко, являются правила, в каждой стране – свои, по которым МИДы этих стран заключают контракты на оказание визовых услуг.
Генеральный консул Испании заявил, что по данным исследования, проведенного совместно в компанией VFS Global, 95% заявителей на испанскую визу живут там, где есть визовые центры. Однако, как подчеркнул г-н Бауса, «мы не исключаем, что будут открыты дополнительные визовые центры».
Генеральный консул Греции заверила, что также не исключает возможности открытия мультистрановых визовых центров.
Посол Ушацкас отметил: «Я знаю, что есть заинтересованность в том, чтобы визовых центров в России стало больше. Мы будем рассматривать такую возможность. Мы открыты к обсуждению, и мы тоже, как и российский турбизнес, заинтересованы в том, чтобы падения спроса на поездки в страны Евросоюза не было. Но теперь частью нашей «домашней работы» является оценка возможностей открытия мультистрановых визовых центров в России. Через месяц мы намерены собрать совещание, чтобы оценить те шаги, которые способствовали бы решению проблемы».
Источник: www.atorus.ru