Обвал нефти и рубля плюс коронавирус: Россия погружается в пучину кризиса

11.03.2020         1106
 
Утро понедельника принесло для туризма дурные новости: сначала цена нефти Brent на открытии торгов в Лондоне рухнула на целый 31% - до $31.02 за баррель, показав рекордное дневное падение с 17 января 1991 года, когда США начали операцию «Буря в пустыне» против Ирака. Вслед за нефтью рухнул и рубль: его курс на международном валютном рынке Forex упал до ₽72.6 за $1 с предыдущего значения в ₽68.6, и до ₽82.5 за €1 с предыдущего значения в ₽77.5. Произошло это на фоне закрытой Московской биржи, где в торги в понедельник не проводятся из-за выходного дня. Правда, чуть позже котировки отыграли часть провала: майские контракты торгуются по $36.4, что ниже воскресных цен лишь на 19.6%.
 
Обвал произошёл после отказа России присоединиться к сокращению добычи в рамках сделки ОПЕК+: чтобы надавить на Россию Саудовская Аравия объявила рекордные скидки на свою нефть для всех регионов мира, одновременно заявив об увеличении её добычи с 9.7 до 10-11 млн баррелей в сутки (общие мощности Саудовской Аравии позволяют качать почти 13 млн баррелей в день). Кстати считается, что именно сделка США с саудитами в 80-х годах прошлого века привела к рекордному падению цен на нефть и как результат – к краху СССР.
 
Надо сказать, что российский туристический рынок не раз переживал сильные падения курса рубля. Самыми крупными можно назвать три кризиса: 1) во время дефолта 1998 года, когда курс рубля упал за полгода более чем в 3 раза - с 6 рублей за 1 доллар перед дефолтом до 21 рубля к 1 января 1999 года; 2) во время мирового кризиса летом-осенью 2008 года, когда рубль упал на 17%; 3) и во время кризиса декабря 2014 года, который по мнению экономиста Михаила Хазина был специально спровоцирован либеральным руководством ЦБ РФ – тогда рубль потерял 58% своей стоимости по отношению к доллару США.
 
Стоит отметить, что по опыту прошлых кризисов, каждый такой хаос на валютном рынке с резким падением курса рубля, приводил к спаду продаж туров как минимум на 50%, а при сильном обрушении рубля продажи вставали почти полностью как минимум на 2-3 недели или даже более.
 
В последний раз - в декабре 2014 года после обрушения курса рубля многим туроператорам пришлось потребовать с туристов доплаты за ранее полностью оплаченные туры, купленные по акциям раннего бронирования. Тогда же появились попытки турфирм вновь начать выставлять ценники на зарубежные туры в «у.е.», как в 90-е годы, чтобы обезопасить свой бизнес от неизбежного разорения из-за падающего рубля. «Использовать в прайсах валюту или условные единицы у нас запрещено законодательно. Поэтому очевидно, что если в ближайшее время не наступит стабилизации рубля, то турфирмам придётся искать другие пути минимизации убытков от непостоянного курса. Скорее всего, распространение примет форма в виде доплаты за тур при условии резкого скачка курса. Причем доплаты даже за уже полностью оплаченный тур, этот пункт просто надо будет включать в договор. Хотя тут есть одно но: такая доплата по закону может быть только добровольной для туриста, т.е. он может от неё отказаться, и тогда договор расторгается, а ранее внесенные туристом средства возвращаются ему в полном объёме», - пояснял Турпрому в декабре 2014 года Георгий Мохов, основатель юридического агентства «Персона Грата».
 
Однако сегодняшний кризис намного глубже: из-за боязни коронавируса и возможного карантина туристы массово меняют свои планы по ближайшим поездкам, отменяя ранее заказные туры и откладывая «до лучших времён» покупки новых. Фактически сейчас туристический рынок как России, так и большинства других стран, встал «на паузу». Но резкое падение рубля может для отечественного туризма дополнительно усугубить эту ситуацию.
 
Не стоит надеется и на рост въездного туризма: при падении курса рубля иностранцы традиционно охотнее едут в РФ – для них тут всё обходится значительно дешевле. Однако сейчас из-за коронавируса надежды на рост иностранного турпотока нет совсем: все страны, включая Россию, всё более усиливают ограничительные и карантинные меры на границах, а значит, туризм возродится только после спада эпидемии.
 
При этом эксперты ранее не раз подчеркивали, что резкое и существенное падение рубля не даёт никакого выигрыша и для внутреннего туризма – граждане первую очередь начинают экономить на отдыхе, поэтому число туристов падает на всех рынках. Кроме того, в России по-прежнему всё завязано на доллар: вслед за ним будут расти цены на продукты, на бензин, на все «расходные материалы» для отелей, а значит, подорожает и внутренний турпродукт. Компенсировать рост цен в гостиницах отельеры смогут разве что урезанием зарплат сотрудникам, которые и так небольшие.
 
Напомним, что ещё 2 недели назад о высоких рисках для российской экономики вообще и для российского туризма в частности заявлял в своём докладе Институт стран с переходной экономикой Банка Финляндии (BOFIT). «Текущая информация свидетельствует о низком воздействии коронавируса на экономику. Однако если эпидемия будет расширяться, это создаст значительные риски для экономического развития России на фоне ухудшения глобальных экономических условий», - полагали тогда эксперты БОФИТ.
 
Как пояснялось в докладе, до сих пор влияние коронавируса на российскую экономику передавалось лишь опосредованно через воздействие на сырьевые рынки и рынки капитала. «Однако доход от российского экспорта нефти, природного газа и металлов в прошлом году составил около 17% ВВП. И в этом главный риск», - отмечали в BOFIT.





Источник: tourexpi


Другие новости о России

Туроператоры рассказали, в каких регионах РФ можно дешево отдохнуть летом
Россиянам назвали два самых удачных дня недели для покупки авиабилетов
Горячие направления приключенческого туризма в 2023: Алтай и Дагестан 🌄
«Не надо к нам ехать! Вам тут не рады, да и вам у нас не понравится!»: крик души новороссийца, узнавшего, что летом к нам приедет более 1,7 миллиона туристов
Назван средний чек на туры майских праздников, а также самые востребованные направления для российских туристов
Стало известно направление, куда на майские праздники поедет больше российских туристов, чем в Турцию
Выставка «Интурмаркет»: новые точки притяжения для туриста

Все новости о России