Подводя итоги новогодних продаж, многие операторы не без сожаления констатировали, что спрос на алтайский турпродукт заметно снизился.
По словам директора группы компаний «Туроператоры Алтая» Валерия Копытского, спад по сравнению с прошлым годом составил 10-15%. «Предварительный анализ эти цифры уже подтвердил. У большинства компаний, статистика, думаю, похожая, – сказал собеседник RATA-news. – Мы, например, впервые столкнулись со свободными местами в Белокурихе. Не скажу, что ситуация критическая, но ждали лучшего. А многие наши партнеры из средств размещения просто обескуражены».
По оценкам генерального директора «Алтайского туристического бюро» Сергея Плотникова, объемы новогодних продаж по Алтаю по некоторым позициям у них снизились аж до 50%, на многих турбазах Алтайского края и Республики Алтай остались непроданные места. «Если на праздники загрузку более-менее удалось обеспечить, то на время каникул свободных мест даже больше, чем проданных. «Хорошая загрузка» сегодня означает: «всего три номера осталось на Новый год и полбазы продано на каникулы», – говорит г-н Плотников.
На результаты новогодних продаж, по мнению турбизнеса, в первую очередь повлияло ощущение приближающегося кризиса. «Люди стали пристальнее следить за своими расходами, задумались о «черных днях», это настроение прямо-таки витает в воздухе», – прокомментировал Валерий Копытский.
С каждым годом все острее конкуренция с зарубежными предложениями, особенно на фоне избытка перевозки на некоторых направлениях и, как следствие, низких цен. «Внутренний туризм становится все менее конкурентоспособным, – считает Сергей Плотников. – Те, кто могут себе позволить, улетают в теплые страны. Цены на новогодние пакеты на Алтае сравнимы со стоимостью поездки в Таиланд». Действительно, стандартный новогодний пакет на Алтае – размещение на 2-3 ночи, питание (причем не всегда трехразовое) и новогодний банкет – продавали в этом году за 17 тыс. рублей на человека. За аналогичную стоимость в некоторые даты в декабре и на новогодние каникулы можно было улететь на неделю в Таиланд, Индию или даже в Прагу.
Цены на Алтай операторам тоже пришлось снижать. Если на старте продаж они были на уровне прошлого года и выше, то к декабрю стали снижаться, а непосредственно перед праздниками многие турбазы и гостиницы активно предлагали скидочные купоны и разнообразные бонусы. «У нас в первую очередь разошлись варианты, подходящие для больших компаний, – рассказал Валерий Копытский. – Люди выкупают целые коттеджи, обустраивают там дополнительные места и таким способом удешевляют размещение». Операторы также отметили, что в этом году было заметно меньше заявок на проведение корпоративов.
Еще один фактор, отрицательно повлиявший на спрос, – погода на Алтае. Отсутствие достаточного количества снега до сих пор не дает возможности для полноценной работы горнолыжных центров. «Те, кто планировал кататься на Алтае, сегодня говорят: поедем в Шерегеш или никуда», – пояснил Валерий Копытский.
На алтайских горнолыжных комплексах по обоим берегам Катуни пока, в лучшем случае, работают детские спуски для тюбинга и учебные трассы. Единственное, пожалуй, место, где во время каникул можно будет удовлетворить жажду адреналина, это Белокуриха. Местный горнолыжный комплекс «Благодать», хоть и не в полную силу, но запустить уже удалось, а мощности местной системы оснежения позволяют рассчитывать, что в ближайшее время он заработает в полную силу.
На самом крупном горнолыжном комплексе в Республике Алтай – «Манжерок» – пока работает только тюбинговая трасса. «В ближайшие дни мы запустим учебную, а вот основная пока не готова. Природного снега не хватает, «забить» ее пушкой мы не успеваем физически, потому что температура воздуха, необходимая для работы системы оснежения, недостаточно низкая, – прокомментировала маркетолог отдела продаж Анастасия Дударева, – Погода для Сибири в этом году аномальная: прошла уже почти половина зимы, но мы этого даже не почувствовали».
На загрузку, впрочем, жалуются не все. По словам директора туркомплекса «Манжерок» Сергея Зяблицкого, новогодние продажи его полностью удовлетворили: «Все высокие даты закрыты по нормальным ценам. Мы стараемся каждый год менять программу, чтобы не надоесть постоянным клиентам. В этот раз предложили снегоходный маршрут к Каракольским озерам, а также программы для любителей фрирайда». По словам Анастасии Дударевой, отельную базу ГЛК «Манжерок», несмотря на отсутствие снега, тоже удалось заполнить до 100% на весь высокий новогодний период. «Те, кто рассчитывали именно покататься, сняли брони, но на их места тут же нашлись другие желающие. Пока горнолыжный комплекс не работает в полном объеме, народ активно заказывает катание на собачьих упряжках, беговых лыжах, квадрациклах».
Специалисты отмечают, что загрузка не пострадала именно на тех базах, где предлагают разнообразные варианты активного досуга. Негативно повлиять на операторские продажи мог и тот фактор, что все большее количество гостей Алтая, а это в первую очередь жители соседних сибирских регионов, вновь предпочитают бронировать размещение напрямую.
Кризис, которого все сегодня опасаются, по мнению Сергея Плотникова, мог бы встряхнуть внутренний туризм: «В любой отрасли бывают подъемы и спады. Спад говорит нам о том, что нужно что-то менять: сервис, жилой фонд, отношение к клиентам. Принцип «пусть меньше, но лучше», сейчас, мне кажется, наиболее актуален для нашего бизнеса».
Источник: http://www.ratanews.ru