Зимняя Олимпиада, проведенная на таком высоком уровне в Сочи, стала имиджевым прорывом и для города, и для всей страны. Игры освещали 464 телеканала по всему миру. Только в США Олимпиаду посмотрели 100 млн. человек. Ее официальный сайт ежедневно фиксировал более 5 млн. заходов, общее количество просмотров страниц достигало 30 млн. На Игры приехали болельщики из 126 стран, почти 3 тыс. спортсменов из 88 стран, которые разыграли рекордные 98 комплектов наград. Эксперты уверены, что Олимпиада многократно повысила популярность курортного Сочи и можно ожидать резкого роста спроса на него на внутреннем и международном рынках. Такая популярность – огромный ресурс, но еще больший – вызов, потому что требует серьезной слаженной работы на разных уровнях и в условиях ограниченного времени. Высокий сезон не за горами, а сочинские отели до сих пор не определились с ценами. О самых неотложных и более глобальных, стратегических проблемах развития постолимпийского Сочи шла речь на вчерашнем заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности.
В Российском союзе туриндустрии уверены, что добиться кардинального роста показателей, а также выхода Сочи на внешний рынок невозможно без серьезных дополнительных мер по развитию внутреннего и въездного туризма. По словам председателя профильного комитета ТПП РФ, вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, среди этих мер – проведение комплексных исследований российского и международного рынка в проекции курорта Сочи до и после 2014-2018 гг., создание конкурентоспособного турпродукта, включение формирования и продвижения сочинского турпродукта в ФЦП и региональную программу. Еще один комплекс вопросов, требующих решения – снижение себестоимости турпродукта за счет тарифного, налогового и таможенного регулирования, а также развитие круглогодичной программы субсидирования авиаперевозок. Невозможно эффективное туристическое развитие Сочи и без упрощения визовых и миграционных формальностей, полагают в РСТ.
Появление новой инфраструктуры и мощного транспортного узла, расширение гостиничного комплекса на 22 тыс. новых и отреставрированных номеров, приход мировых гостиничных брендов – все это должно обеспечить рост въездного турпотока, доходов от туризма, создать новые рабочие места в индустрии. Но при этом, по словам председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, президента РСТ Сергея Шпилько, важно научиться статистически корректно считать все эти показатели. «Используемые сейчас методики государственной статистики и отчетности не позволяют это делать, особенно в части учета услуг, реализуемых в так называемом частном секторе, а также показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий туриндустрии и уровня занятости в этой сфере», – сказал он. Поэтому необходимо с участием федеральных профильных министерств и ведомств срочно разработать меры более полного и точного статистического учета результатов развития туризма на региональном уровне в натуральных и стоимостных показателях. И этот учет должен включать мультипликативный экономический эффект от влияния въездных турпотоков на производство товаров и услуг в смежных с туризмом отраслях.
В качестве главных направлений работы по развитию постолимпийского Сочи глава РСТ назвал четкое позиционирование курорта на туристической карте страны и мира. Популярность Сочи в советское время объяснялась просто – это был самый престижный курорт страны. Сейчас у него много конкурентов, прежде всего, зарубежных. «Но Олимпиада дала Сочи уникальный шанс вновь выдвинуться в лидеры. Такое бывает нечасто. Олимпийский проект удался, теперь важно не провалить туристический», – сказал Сергей Шпилько. Туристы должны четко понимать, зачем им ехать в Сочи. Курорт может быть многопрофильным, например, спортивным в широком смысле слова и в том числе – горнолыжным, климатическим, бальнеологическим или экологическим. Может Сочи позиционироваться и как круизное направление. Мир знает примеры таких сложных комбинаций, в том числе возникающих в процессе диверсификации туристических направлений. При этом нельзя забывать о традиционном, пляжном отдыхе, но он в Сочи должен постепенно превращаться, скорее, в сопутствующий, чем главный вид рекреационной деятельности. К тому же, если курорт хочет развиваться, пляжному отдыху предстоит придать более современный формат. Для каждого вида туризма и, в первую очередь, возрождения Сочи как лечебного курорта, развития санаториев, надо разрабатывать соответствующие отраслевые программы.
Заместитель генерального директора «Транспортной дирекции Олимпийских игр», вице-президент РСТ Сергей Корнеев, только что вернувшийся из Сочи, подтвердил, что инфраструктура курорта полностью готова для приема большого количества туристов. Только за последние сутки сочинский аэропорт смог обслужить более 20 тыс. пассажиров, причем, не простых, а спортсменов, со сложным негабаритным багажом. Это – рекордный объем даже для международных аэропортов со стажем. «Уверен, что Олимпиада даст толчок туризму. 300-летие Санкт-Петербурга, которое праздновалось в 2003 году, было чисто политическим, а не туристическим событием, но и оно стало отличной рекламой. В 2004 году поток из-за рубежа вырос на невиданные для города 25%», – заметил Сергей Корнеев. Причем, после празднования 300-летия Санкт-Петербурга изменился и состав туристов – в город поехали молодые люди, которые хотели знакомиться с Петербургом самостоятельно, не в группах. Наверняка такой же сюжет ждет и Сочи, так что местным отелям уже сейчас стоит думать над тем, что предложить туристам помимо размещения. Возможно, как в Петербурге, будут востребованы короткие релакс-программы, которые новые отели могли бы разрабатывать при участии «старых» здравниц и санаториев.
Любое серьезное событие, а тем более Олимпиада, сказал г-н Корнеев, помогает туризму. Но надо суметь воспользоваться ситуацией оперативно и эффективно, потому что интересных событий в мире много, туристы быстро переключатся на что-то другое. Сочи не должен упустить свой шанс.
Источник: http://www.ratanews.ru