Небольшие российские города, объединив усилия, вполне успешно продвигают туризм, демонстрируя убедительную динамику турпотока. На российско-итальянской конференции «Малые города», состоявшейся в рамках выставки «Интурмаркет», исполнительный директор Ассоциации малых туристических городов России Елена Канева сообщила, что число туристов в городах объединения за последние шесть лет выросло на 56%, а ежегодный турпоток достиг 3,5 млн. человек.
Ассоциация работает уже шесть лет, в ее составе восемь муниципалитетов: Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур, Мышкин, Суздаль, Тобольск, Углич. «Это лидеры провинциального туризма, с развитой туриндустрией, в этих городах сосредоточено немало архитектурных памятников, часть из них находится под охраной ЮНЕСКО. И все они обозначили туризм как одно из основных направлений своего развития», – пояснила г-жа Канева. За последние пять лет общий объем инвестиций в туристическую отрасль этих городов составил более €500 млн., с 2005 года количество гостиничных мест увеличилось на 83%, «восьмерка» одновременно может разместить свыше 34 тыс. туристов.
В активе городов-участников ассоциации большое количество успешных проектов: классические и авторские экскурсионные программы, паломнические поездки, развлекательные туры и шоу-программы, активный, событийный и деловой туризм, речные круизы: «Все эти турпродукты объединяют в себе исторические, культурные и православные традиции страны в целом». Каждый город известен крупным событийным мероприятием, которые уже стали брендами своих территорий. К примеру, «Лыжня России» в Дмитрове, «Спасская ярмарка» в Елабуге, Праздник огурца и соревнования по бегу в лаптях в Суздале, «Зимние забавы» и «Фотопарад» в Угличе, международный фестиваль воздухоплавателей в Кунгуре, фестиваль военно-исторических клубов «Азов», парад старинной техники «Самоход» в Мышкине и другие.
Организация активно сотрудничает с зарубежными партнерами, например, в 2009 году подписала соглашение с Ассоциацией малых городов Франции, а в декабре 2012 года получила в Париже приз «Золотой скипетр» за устойчивое развитие туризма в малых городах. Елена Канева (на фото справа) предложила итальянским участникам конференции организовать обмен делегациями, пригласила их посмотреть, чем живет российская провинция: «Интересно также сделать яркие фоторепортажи о путешествиях итальянцев в России и россиян в Италии».
Преподаватель Московского государственного университета сервиса Ольга Вапнярская (на фото слева) заострила внимание на проблемах малых российских городов. «Их туристический потенциал зачастую мало известен даже россиянам, к тому же многие из них находятся в состоянии, которое трудно презентовать не только зарубежным, но и нашим туристам», – сказала она. Высокий потенциал позволяет создавать собственный турпродукт, с которым можно интегрироваться в популярные маршруты, в том числе, круизного туризма, как, например, сделали в Мышкине. Хуже, если потенциал низкий или ограничен: проекты по реставрации, модернизации отличаются очень высокой стоимостью и длительными сроками реализации.
«Если перед малым городом, при отсутствии значимого потенциала, поставлена задача привлечь турпотоки, мы обладаем технологиями создания концептуального туристического ресурса», – подчеркнула г-жа Вапнярская. Для этого подходят брендовые продукты. Например, в Ярославле фабрика валяной обуви устраивает экскурсии, предлагает туристам купить свои изделия, Тульская область приглашает в музей старых автомобилей, в Краснодарском крае существует музей культуризма, а в Тверской области есть музей воздуха, музей гадов и т.д. Примером удачного использования этих технологий может служить «Вотчина Деда Мороза» в Великом Устюге.
Концептуальные туристические ресурсы позволяют развивать территории, изначально не богатые такими возможностями, разнообразить турпрограммы, снижать влияние сезонности. «Также они в целом стимулирует развитие туриндустрии. Как показывают наши исследования, такой подход все более востребован малыми городами», – заключила Ольга Вапнярская.
По словам президента Союза малых городов России Евгения Маркова, «малые города России и Италии – это две большие разницы». Отличия касаются не только численности населения – в среднем, в итальянских городках проживают по 500-1000 человек, но и образа жизни, социальной и градостроительной политики и т.д. «Невозможно узнать Италию, побывав только в Риме, Венеции или Генуе и не посетив ее маленькие городки-деревушки. Так же как нельзя понять и Россию, ни разу не побывав в провинции», – уверен г-н Марков. Союз в 2010 году заключил соглашение с ассоциацией «Самые красивые малые города Италии». «В нашем союзе более ста небольших туристических городов, они заинтересованы в активном продвижении, имеют готовые программы. Вместе с итальянскими коллегами будем продвигать турпродукты наших малых городов», – поделился планами Евгений Марков.
Директор туристического информационного центра Углича Юлия Воронова отметила особенности работы в маленьком городе: «Прежде всего, это очень небольшой бюджет на рекламу и продвижение».
Главное, по ее словам, научиться продавать не столько отдельный турпродукт, сколько «весь город» целиком. Центр разработал «Карту гостя», позволяющую сократить расходы на экскурсии и размещение, которая оказалась востребованной не хуже ее барселонского аналога: «В год выпуска каталонцы продали 500 таких карт, наш ТИЦ – 200, согласитесь, неплохой результат для маленького Углича». Г-жа Воронова уверена, что к продвижению малых городов желательно подходить проще, совсем не обязательно тратиться на толстые цветные каталоги и альбомы, но надо с душой и радостью рассказывать, как здорово путешествовать по России. К тому же современные технологии позволяют самостоятельно создавать информационные продукты и распространять их через социальные сети, по электронной почте.
«Россия – это страна малых городов. Всего у нас 1097 городов, и 781 из них относится к категории малых, в них проживает около 17% населения», – сообщил преподаватель Высшей школы экономики Александр Трифонов. У подавляющего большинства таких городов нет бренда, то есть они не имеют своего «лица», но, тем не менее, располагают туристическим потенциалом. По мнению г-на Трифонова, брендом может стать совокупность материальных и не материальных активов, достопримечательности, памятники истории и архитектуры, природные объекты и даже концепции, специально придуманные для города, мифологические и реальные персонажи. К таким аспектам относятся также легенды и события, местная специфика жизни, менталитет, региональные особенности в культуре и языке.
«Бренд делает город уникальным, привлекательным и комфортным, причем не только для туристов. К примеру, концепция «Зеленый город», распространенная за рубежом, у нас почти не встречается, а ведь она очень подходит именно для маленьких городов», – полагает г-н Трифонов. Также он отметил, что без бренда невозможно успешно конкурировать с другими городами. Ведь в глобальном мире конкуренцию составляют не только «соседи» по стране, но и зарубежные населенные пункты, привлекательные с точки зрения туризма.
«Ценность представляют только уникальное туристическое предложение, каким не обладают ваши конкуренты», – подчеркнул он. К тому же туризм может стать хорошим подспорьем экономике района, привлечь инвестиции, это особенно актуально для городов, откуда идет постепенный отток населения. К примеру, в Белеве число жителей сократилось с 18 тыс. в 1979 году до 13,5 тыс. в 2013.
И опять положительным примером послужил Великий Устюг – классический малый город в российской глубинке, расположенный вне транспортных артерий, очень далеко от городских агломераций. За 9 лет с момента появления бренда «Родина Деда Мороза» турпоток туда увеличился в шесть раз, существенно выросла его гостиничная база.
«В России запрос на изменения к лучшему очень высок, и сити-брендинг может стать одним из ключевых инструментов, помогающих жителям малых городов обрести надежду на возрождение», – заключил Александр Трифонов.
Источник: http://www.ratanews.ru