Угроза санкций на фоне антироссийской риторики на Западе заставили власти задуматься о безопасности России не только в банковской сфере, начав внедрение собственной платёжной системы в качестве альтернативы Visa и MasterCard, но и в сфере продажи авиабилетов: Совет Федерации РФ (СФ РФ) предлагает создать национальную систему бронирования авиабилетов в качестве альтернативы зарубежным GDS типа «Amadeus», «Sabre» и т.п. Эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», считают эту идею правильной, однако её воплощение будет трудоёмким и очень затратным.
В среду этот вопрос сенаторы обсуждают на комиссии СФ по развитию информационного общества, в которую входят также представители профильных министерств, а также основных авиаперевозчиков. «Национальная система должна быть разработана в России и базироваться на серверах на территории РФ. Сейчас мы активно изучаем этот вопрос и будем его обсуждать», - кратко охарактеризовал «Известиям» основную идею собрания секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов. Он отметил, что сейчас в России билеты на самолеты заказывают с помощью иностранных компьютерных систем, и, в связи с возможностью санкций против России, а также доступа к личным данным граждан, Совет Федерации находит в этом определенные риски. «У нас нет готового решения, нужно ли создавать новую или использовать в качестве основы уже существующую систему», - добавил Александр Шепилов.
В настоящий момент на российском рынке представлены четыре основные международные глобальные дистрибутивные системы бронирования авиабилетов (GDS): Amadeus, Sabre, Galileo и Gabriel; а также российская система «Сирена». При этом мощностями Sabre, пользуется, например, «Аэрофлот», а S7 Airlines и «Трансаэро» используют Gabriel. «Сирену» же используют, в основном, более мелкие авиакомпании из России и СНГ.
При этом, как отмечают эксперты, никакие угрозы санкций не смогут выгнать с российского рынка иностранные GDS , которые здесь неплохо «кормятся». «Санкции невыгодны в первую очередь зарубежным компаниям – в том числе и GDS, перед которыми открыт обширный перспективный рынок. При этом на этом рынке они работают в крайне комфортных условиях – без налогов, без ответственности, без правовой основы как таковой, этим самым снимая сливки потребительского рынка и ничем не отвечая», - отметил Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Как пояснил эксперт, российские туроператоры и агенты систем бронирования находятся не в равноконкурентном положении по сравнению с иностранцами, поскольку они здесь уплачивают налоги и обеспечивают себе правовую базу.
«Национальные системы, в том числе системы бронирований – это веление времени. При этом нельзя переходить некую грань – необходима интеграция на рынке продаж и услуг. Формируя и поддерживая собственную систему, мы должны и интегрировать ее с международными системами, перевозчиками, только тогда она сможет стать рабочей и эффективной», - подчеркнул Юрий Барзыкин. Если же делать ее локальной, «чисто российской», в текущих условиях это обречено на провал. «Проблемы будут возникать, но в целом это позитивное направление», - резюмировал эксперт.
Представители отечественного тикитингово рынка оценивают перспективы новой российской GDS более осторожно, если не сказать пессимистично. «Если говорить реально, то эта затея, во-первых, очень дорогая, а во-вторых, очень долгая – быстро создать такую систему просто не получится. Поэтому её эффективность вызывает вопросы. Впрочем, такую национальную систему задумывали достаточно давно - ещё осенью прошлого года, когда ни о каких санкциях речи вообще не шло. Теперь, надо полагать, текущая ситуация убыстрит процесс её создания», - сообщил один руководителей крупной тикитинговой компании, пожелавший остаться неназванным. При этом создание системы на момент прошлой осени, по информации эксперта, оценивалось в сумму примерно в 2 млрд рублей. «На текущий момент существующие системы дистрибуции, пусть их основной ресурс и расположен за границей, полностью обеспечивают потребности перевозчиков, агентов и потребителей. Хотя, конечно, иметь собственную систему логичнее в плане национальной безопасности», - подчеркнул эксперт. Кроме того, по его оценке, рынок в последнее время всё больше смещается от GDS к бронированиям напрямую в собственных системах авиакомпаний, минуя систему дистрибуции: многие перевозчики уже активно продают билеты в своих собственных системах, постепенно делая на них всё больший упор. В этой связи через несколько лет потребность в GDS может свестись к минимуму...
Источник: www.TOURPROM.ru