Петербургские музейщики предлагают обсудить вопросы «музейной экономики и благотворительности»
Минувшие длинные новогодние выходные в музеях Северо-Запада России ознаменовались большим наплывом желающих увидеть их экспозиции. Так, в музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» (Псковская область) вместо привычных прежде групп числом до 10 человек формировали их в объеме до 30 человек, а очередь на вход в Государственный Эрмитаж в Петербурге порой растягивалась на всю Дворцовую площадь.
В Псковской области констатируют - рост внутреннего туризма привел к существенному увеличению посещаемости местных музеев. Так, по данным администрации региона, заповедник «Михайловское» по итогам прошлого года увеличил этот показатель на 30% - его посетили около 395 тыс. туристов. Весома прибавка и в музее-заповеднике «Изборск», где увеличение турпотока составило 12%.
Причем в обоих случаях специалисты отмечают значительный рост численности посетителей в минувшие новогодние выходные: в Изборске, например, число туристов, по сравнению с аналогичным периодом год назад, возросло в 2,5 раза.
Примерно такая же картина наблюдается и в музейных учреждениях Петербурга. В Государственный Эрмитаж по итогам 2014 года пришли более 3 млн человек, а в первые выходные дни нового 2015-го очереди в этот известнейший музей стали обыденностью. При этом директор учреждения Михаил Пиотровский не преминул заметить, что Эрмитажу не нужно гнаться за постоянным увеличением потока приходящих людей. Он подчеркнул, что «для денег нужны туристы, но для миссии музея нужны дети и студенты - это главная наша аудитория».
Вместе с тем 19 января на официальном сайте Эрмитажа за подписью Михаила Пиотровского появилась информация, разъясняющая отношение учреждения к «пафосным публикациям по поводу инициативы Министерства культуры РФ о бесплатном посещении детьми федеральных музеев».
В частности, там сказано, что «уже более 20 лет дети (а также студенты, российские пенсионеры и еще десять категорий посетителей) входят в Эрмитаж бесплатно». По оценке музейщиков, в результате примерно треть (около миллиона человек) посетителей приходит в него бесплатно в то время, как расходы музея на прием одного посетителя в последние годы составляют около двух тыс. рублей.
Комментируя эти цифры, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорит, что «привилегия воспринимается как естественное право, которым она, на самом деле, не является, и систему социальной защиты необходимо постоянно совершенствовать, чтобы она позволяла музею привечать действительно тех, кого он хочет и должен видеть».
В связи с этим Союз музеев России вместе с Государственным Эрмитажем предполагает провести анализ опыта работы с детской и молодежной аудиторией в рамках темы «музейная экономика и музейная благотворительность». Итоги ее намерены подвести в мае 2015 года.
При этом Михаил Пиотровский, являющийся и президентом Союза музеев России, еще раз подчеркивает, что «в условиях экономического и социально-психологического кризиса музейные льготы и привилегии являются осознанной благотворительностью самого музея и непременно должны быть осознанной частью его экономической политики», а туризм является одной из основных статей дохода любого музейного учреждения.
Источник: TOURBUS.RU