Оценка:
Почти каждый день, проезжая по делам по Третьему транспортному кольцу мимо Про-ломной заставы, вспоминаю о староверах. Почему? Потому что там находится старообрядче-ский храм. А к чему эта водка о староверах - это к тому, что в прошедшие выходные я ездил в подмосковный город Боровск. Вы, конечно, видели картину Сурикова « Боярыня Морозова»?! Так вот именно там и она и похоронена. Могила, конечно, не сохранилась, но в том месте, где она предположительно находилась, сейчас построена часовня. В ней староверы показали над-гробную плиту с могилы Морозовой, чудом или божьей волей сохранившуюся.
Видимо поэтому и считается Боровск одним из центров старообрядчества. Храмы старове-ров есть впрочем, во многих древнерусских городах, но Боровск знаменит еще и тем, что там в заточении в Пафнутьевом монастыре провел несколько лет протопоп Аввакум – один, говоря современным языком, из идейных лидеров старообрядцев. В монастыре мне показали пример-но то место, где находилась его келья.( камера).
Официально городу более 600 лет, но сколько на самом деле трудно утверждать, не осо-бенно я верю исторической науке, точно указывающей вплоть до дней и часов происхождение событий. Во времена раскола в этом городе уже было несколько церквей и монастырей. А те-перь все улицы названы именами большевистских политических деятелей. Такая тоска. И
церкви разрушенные стоят.
В центре города, напротив милиции, стоит брошенный горсовет и запорошенным Ильичом на постаменте.
Вокруг видел бесчисленное автомобилей «Жигули». Вот где, оказывается, на них ездят!
Кстати, любопытный факт - и Никон, и Аввакум были мордвины. Только один эрзя, а дру-гой мокша...
Судьба Никона необычна. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от
Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым сведения – мордвином.
Детство Никиты, выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жесто-кой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту, и это открыло ему путь в ду-ховное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского священника была предопределена и предначертана, но внезапно от болезни умирают трое его детей. Трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и постричься в монастырь.
Он отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. В его облике угадывалась крепкая крестьян-ская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливо-стью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли.
Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Он отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозер-скую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Некоторое время Никон провел в уединенной келье, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в
Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на се-бя внимание царя Алексея Михайловича. По своему характеру Алексей Михайлович вообще был подвержен постороннему влиянию, а в свои семнадцать лет, царствуя меньше года, он нуждался в духовном руководстве. Никон произвел на молодого царя столь сильное впечатле-ние, что он сделал его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Рома-новых.
В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Произошло по настоянию царю, и Никон был рукоположен в митрополиты еще при живом митрополите Новгородском Авфонии. Никон проявил себя энергичным владыкой.