Оценка:
Чуть в сторону от комплекса "Палаты" во
Владимире находится небольшая (по сравнению с размерами недалеко расположенного Успенского собора) церковь Дмитрия Солунского.
Построен храм был в 12 веке по приказу князя Всеволода Большое гнездо, который при крещении получил имя Дмитрий Солунский, во имя которого он и отдал приказ о постройке храма.
Точной даты постройки не известно, историки склоняются к датам между 1194 и 1197 годами.
Ранее храм был частью княжеской резиденции, так как тогда центр Руси переместился и
Киева во Владимир. К сожалению, от княжеской резиденции уцелело очень мало построек. При раскопках были обнаружены основания и остатки зданий.
Храм строился как небольшой дом для молитвы княжеской семьи, делали его мастера российские и европейские, что видно по внешнему оформлению и сохранившимся фрескам внутри. На внешних стенах можно увидеть узоры, орнаменты, скульптуры которые распространены далеко за пределами
России: в Европе и даже в Азии.
Вернемся немного назад, к основателю храма Всеволоду III, которого также называли Всеволод Большое гнездо, так его прозвали из-за его многодетности. У него было 12 детей. На северном фасаде храма можно увидеть его изображении в окружении сыновей, а самого младшего, новорожденного он держит на руках. На других фасадах и фресках отображаются сюжеты христианства, древних мифов, а также европейские сюжеты. Кстати говоря, фасад разделен на три яруса. Орнаменты нижнего яруса не сохранились, так как там были пристройки, на втором ярусе отображены святые, сказочные животные, странные растения, роспись верхнего яруса не менее насыщена. Вроде как все изображения на стенах храма служат иллюстрацией к строкам Давидова псалма. Так на каждом из фасадов есть отображение царя Давида. На западном фасаде отображены подвиги Давида и Геракла. А на южном - композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Отображается, как он сидя в плетеной корзине держит львят как приманку перед грифонами, а те, стремясь за приманкой уносят его в небо.
За свое время храм сильно пострадал, в 1238 году, также как и Успенский собор, храм Дмитрия Солунского был разорен и сожжен. Подвергался нападениям литовцев, поляков и повторным нападениям татар. В 1380 году по приказу московского князя Дмитрия Ивановича гробовая доска Святого Дмитрия Солунского была перемещена из этого храма в Успенский собор в
Москве. А при правлении Ивана Грозного, были сделаны пристройки с приделами. Именно эти пристройки и уничтожили орнаменты на нижнем уровне фасада. С северной части был достроен придел в честь Святителя Николая, с южной - в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, в западной пристройке находилась паперть.
В 1807-1808 годах проводилась реконструкция, иконостас обновили, крышу заменили на железную, над приделами достроена колокольня, сделано крыльцо. Но, при посещении города Николаем I в 1834 году, он отдал указ убрать приделы и восстановить исторический вид храма. В 1837 году реставрация была завершена. Храм в то время и еще долго после, вплоть до 1883 года был летним, зимой его закрывали. так как он был неотапливаемым. В 1883 году соборный староста, купец Муравкин, построил рядом звонницу со сторожкой. В ней он расположил печь, от которой по трубам в храм подавался теплый воздух. Храм стал работать и зимой, при этом, он стал суше, что благотворно повлияло на сохранение фресок.
Несмотря на всю красоту храма снаружи, внутри он очень скромный. Сохранилось очень мало фресок и изображений. Во время реставрации 1843 года была обнаружена роспись 12 века, только небольшие фрагменты, но ценность находки от того не стала менее ценной. Фрески чудом сохранились, выполнены они в нежных полутонах. Сохранилась как раз наиболее красивая часть - сцена "Страшного суда". Изображения сохранились в центральном своде и малом своде. В центральном видно 12 апостолов сидящих на престолах, вершащие суд и ангелы позади них. В малом - сцены рая: Богоматерь на престоле, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаков и Иаков, а также трубящие ангелы.
В 1992 году храм был внесен в список ЮНЕСКО.