18.05.2001
4428
Нужны или не нужны в
Норвегии иммигранты? Норвежцы по этому поводу сильно спорят. Власти же однозначно уверены, что нужны. Но не те, кто собирается сесть государству на шею и получать пособие, а те, кто имеет специальность и может применить свои знания во благо королевства.
Ни для кого не секрет, что нефть и газ превратили некогда тихую Норвегию в весьма богатую и благополучную державу. Именно сей сплав спокойствия и стабильности привлекает многих людей, стремящихся оставить многочисленные заботы у себя на родине и получить в Норвегии вид на жительство или политическое убежище. Сразу хочу предупредить, что не стоит питать иллюзий относительно возможности осесть в Норвегии. Иммиграционные власти весьма бдительно следят за беженцами и ведут строгий отбор, прежде чем разрешить кому-либо стать полноправным членом норвежского общества.
Особое место отводится россиянам, которых, к слову сказать, в Норвегии немного. Они попали в разряд "привилегированного класса", поскольку норвежцы заинтересованы в российских специалистах, прежде всего в рыбной и нефтедобывающей отраслях - решающих для экспорта.
Кто вообще приезжает в северное королевство? Прежде всего, "южане" - жители Ирака, Сомали, Шри-Ланки, Афганистана, Косово и Боснии. Руководство директората по делам иностранцев предоставило возможность корреспонденту ИТАР-ТАСС и "ЭП" побывать в одном из "пунктов приема беженцев" и посмотреть, что там происходит.
...В 40 километрах от норвежской столицы расположен небольшой городок Осс, где находится одно из временных пристанищ для иностранцев, носящее весьма угрюмое название "Медвежий ручей". Городок беженцев состоит из нескольких двухэтажных домов, внутри обстановка достаточно скромная, в комнатах минимум мебели, однако есть кухня, прачечная и даже бильярдная. Телевизор же можно посмотреть в общей гостиной, которую по непонятной, но уже укоренившейся традиции "оккупируют" в основном женская половина возмутилась сложившейся ситуацией и потребовала восстановления своих прав. В результате непродолжительных переговоров администрация выделила специальную комнату, которая тут же была переоборудована под женский клуб.
Директор дома для беженцев Элизабет Тветер рассказала о проблемах своих подопечных. По норвежким законам, сказала она, представителям прессы общение с беженцами категорически запрещено, что, по ее словам, "вызвано заботой о спокойствии гостей". Многие их них, пояснила директриса, пережили на родине тяжелые моральные травмы, некоторые подвергались пыткам, поэтому "бередить старые раны" нежелательно.
Такой временный кров власти предоставляют беженцам в среднем на 2-3 года. Потом они либо уезжают из страны, либо остаются и получают вид на жительство. Некоторые могут уехать гораздо раньше, если директорат по делам иностранцев достаточно быстро сумеет рассмотреть просьбу и принять решение об отказе в предоставлении убежища в стране.
В принципе, констатировала Элизабет Тветер, для многих беженцев временное пристанище становится постоянным. Это вызвано тем, что большинство пришельцев практически все заработанные деньги отправляют своим близким на родину, учитывая, что жилье и коммунальные услуги им предоставляются бесплатно. Поэтому, пояснила она, для многих это единственная возможность решить свои финансовые проблемы.
В настоящее время в "Медвежьем ручье" живут 142 человека. Они даже организовали детский сад. С детишками работают беженки из Сомали и Косово, труд которых как воспитателей оплачивает норвежское правительство. К этому следует добавить, что два раза в месяц каждому беженцу выдается пособие в размере 2500 норвежских крон (около 300 долларов). 3200 крон - получают супружеские пары. Если в семье есть дети, то на каждого ребенка выделяется еще по тысяче крон. Дети школьного возраста посещают школу, за ними специально приезжает автобус.
Среди беженцев много мусульман, однако каких-либо особых условий для них не создается. Считается, что они приехали в Норвегию и должны подстраиваться под местный уклад жизни. По словам Элизабет Тветер, дом для беженцев "Медвежий ручей" можно считать относительно благополучным, ибо в нем не было случаев употребления наркотиков и, самое главное, организованных преступных группировок. Однако, по ее словам, многие работники иммиграционных служб через несколько лет работы с беженцами меняют род занятий, поскольку, сказала она, "не каждый может выдержать каждодневное общение с большим количеством столь разных людей, у которых свои проблемы, свои привычки, часто не укладывающиеся в привычные для норвежцев рамки".
Много раз беседовала с представителями иммиграционных властей, набиралась собственных впечатлений от увиденного и пришла к такому выводу: правительство Норвегии делает очень много для того, чтобы беженцы смогли достойно устроить свою жизнь на новом месте. Они, к примеру, могут бесплатно изучать норвежский язык, посещать спортивные клубы, взносы в которые полностью оплачивают из "центра".
Неудивительно, что желающих приехать в Норвегию становится все больше и больше. Естественно, иммиграционные власти делают все возможное, чтобы контролировать вновь прибывших, особенно людей с криминальным прошлым. Эта задача возложена на полицейское управление.
Мне довелось наблюдать работу полиции в аэропорту Гардемойн близ
Осло. Там есть все условия для того, чтобы полицейские с максимальным комфортом могли выполнять свои служебные обязанности. Начальник полицейского управления аэропорта Нильс Суннстю, с которым я беседовала, объяснил, что сотрудник на паспортном контроле волен сам решать, пускать или не пускать просящего убежища в Норвегию. В здании аэропорта находятся специальные помещения, где беженцы ожидают решения своей участи. По словам Нильса Суннстю, только в прошлом году полиция Гардемойна выслала из Норвегии около 400 человек. Иногда полицейский вынужден применять физическую силу, дабы, как он выразился, "помочь человеку покинуть страну".
Для более детального контроля в архиве полицейского управления хранятся образцы всех паспортов мира. В российской ячейке имеется еще и экземпляр трудовой книжки. В современных условиях, констатировал Суннстю, изготовление фальшивых документов настолько доступно, что это становится "возрастающей проблемой". Ведется большая работа по координации совместной деятельности с коллегами из других стран Европейского союза, - сказал полицейский. "Мы, считает полицейский начальник, приняли практически все меры для того, чтобы предотвратить любую попытку нелегального проникновения в нашу страну".
Однако компетентные органы Норвегии категорически отвергают обвинения в том, что они создают пути желающих приехать в страну. Королевство готово оказать помощь всем, кому норвежская земля может стать второй родиной.
Правительство достаточно гибко реагируют на требования времени, и в настоящий момент вся иммиграционная политика находится в стадии пересмотра. Учитывая, что Норвегия испытывает острую нехватку рабочей силы, власти делают все возможное, чтобы изменить действующее законодательство и облегчить желающим приехать на работу процедуру получения визы.
Создана специальная комиссия, которая занимается только решением этой проблемы. Результатом ее деятельности стало принятие поправки, которая позволяет желающим приехать в Норвегию и заниматься уже непосредственно на месте поисками работы.
В Норвегии любой беженец, получивший отказ в предоставлении вида на жительство, имеет право на бесплатного адвоката и может подать апелляцию по своему делу в специальную инстанцию. Кроме того, существует еще и неправительственная организация, которая непосредственно занимается оказанием правовой помощи беженцам и, по сути, является во многих случаях связующим звеном между конкретным человеком и иммиграционными властями, информируя людей обо всех изменениях в действующем законодательстве.
Мария ПШЕНИЧНИКОВА
Источник: Эхо планеты, #21