О том, чем Норвегия привлекает российских туристов, как бороться со стереотипами, а также о том, как попасть на Север Норвегии, рассказала директор по развитию туризма Совета по туризму Норвегии Ольга Филиппенко.
- Ольга, как вы оцениваете перспективы Норвегии на российском рынке?
- Из года в год мы замечаем стабильный рост турпотока из России в Норвегию в размере примерно 10-15%. Так, например, в 2011 году количество ночевок российских туристов в Норвегии составило 186 тыс. 850, что на 8% больше результата 2010 года. 53% общего туристического потока из России пришлось на летний период (май-август). За 2012 год с января по март рост российских туристов составил 11% с общим количеством ночевок – 28 тыс. 785. По оценкам норвежских специалистов туристического рынка, срок пребывания в Норвегии туристов из России увеличился.
Мы замечаем, что все больше людей интересуются Норвегией, задают вопросы по отдыху в стране. У нас нет собственного информационного офиса, но все больше и больше людей приходит к нам в Совет по туризму Норвегии за дополнительными материалами по стране. Раньше такого не было.
Знания о Норвегии также становятся шире: если раньше на выставках нас спрашивали, что такое фьорд (люди даже не знали этого понятия), то теперь задают более интересные вопросы. То есть становится понятно, что прошел определенный этап развития этого направления, люди стали больше узнавать. Мы часто отправляем в Норвегию журналистов и получаем очень хорошие результаты.
- Как еще рекламируется Норвегия в России?
- Активная реклама Норвегии в России идет последние 3-4 года. Это, прежде всего, наружка, радио, интернет. Отдельный бюджет мы закладываем на телевизионную рекламу.
Бюджеты Норвегии не такие большие, как у стран с пляжным отдыхом, поэтому мы стараемся делать ставку на креатив. Например, в этом году у нас стартовал новый 3D-проект. На площади 100 кв. м в торговом центре «Европейский» мы сделали инсталляцию норвежского фьорда. Сфотографировавшись на этом фоне, посетитель «Европейского» получает полный эффект присутствия. Аналогичный проект запущен на Московском вокзале в Санкт-Петербурге. Там мы установили 3D-фотографию не только на полу, но и на стене.
Помимо этого, мы стремимся привлекать туристов нашими культурными событиями. Вот уже третий год мы проводим фестиваль норвежских викингов, задача которого - привлечение внимания к истории Норвегии и продвижение направления. Ну и, конечно, всеми силами пытаемся побороть стереотипы о Норвегии, существующие в России.
- Что это за стереотипы?
- Здесь о Норвегии существует три основных стереотипа: орого, темно и далеко. Все это не совсем соответствует действительности. Норвегия - это совсем не обязательно дорого. Конечно, это обеспеченная страна, но возможности отдыха здесь намного шире: сюда можно съездить и бюджетно, и пожить «на широкую ногу». В Норвегии туристы платят за качество, но при желании можно отдыхать и более скромно.
Что касается темноты, то все зимние программы сосредоточены на горнолыжных курортах, которые находятся рядом с Осло. А Осло, в свою очередь, находится на одной широте с Хельсинки, Стокгольмом, Санкт-Петербургом. То есть до 4 часов здесь световой день, после чего включается освещение.
В северной части Норвегии ситуация иная, но туристы рассматривают это регион как нечто экзотичное, приезжая посмотреть на уникальное явление – северное сияние. Я знаю, что в Японии существует легенда о том, что если молодожены увидят северное сияние, у них появится ребенок. Также считается, что увидеть северное сияние - к удаче, поэтому это явление привлекает многих людей.
Норвегия – совсем не далекая страна. Из Москвы в Осло летают SAS, Аэрофлот, из Санкт-Петербурга - Norvegian. В июле этого года «Джаз Тур» выполнит три прямых чартерных рейса в Тромсе.
- Кто составляет основной турпоток в Норвегию?
- Основными рынками для нас сейчас являются Германия (эта страна – лидер по количеству отправляемых в Норвегию туристов), далее следуют Дания, Швеция, Великобритания, Голландия, Франция, Испания, Италия, и только потом Россия. Тем не менее, доля российского турпотока постоянно растет: уже сейчас туристы из наше страны составляют 4-5% от общего международного рынка туризма в Норвегии.
- Большинство российских туристов ограничиваются фьордами и Осло?
- Эта тенденция активно меняется. Сейчас россияне стали более активно перемещаться по территории Норвегии, не ограничивая свое пребывание одним регионом или городом. Больший интерес проявился и в области активного отдыха, особенно в сегменте рыбалки. Существует тенденция, когда туристы из РФ все чаще и чаще выбирают направления и туры, в которых можно совместить активный отдых на природе и познавательную программу с посещением исторических мест и городов.
Активно растет интерес россиян к северу Норвегии. Это и рыболовный туризм, и экскурсии. В июле компания «Джаз Тур» запускает первую чартерную цепочку в Тромсе (север Норвегии), откуда будут предлагаться все виды отдыха по этому региону, включая посещение острова Шпицберген. Я надеюсь, что программа пройдет успешно. Насколько я знаю, уже сейчас билеты активно продаются. Перелет через Осло влечет за собой дополнительные временные и финансовые затраты, поэтому рейсы в Тромсе не только приблизят северную Норвегию, но и сделают ее экономически доступной разным категориям туристов. Ранее никто из туроператоров не ставил подобные программы, поэтому, по нашим ожиданиям, она станет хорошим стимулом для развития туризма этого региона на российском рынке.
В целом, соотношение по посещению иностранцами регионов Норвегии можно представить следующим образом: 40% - это туристы в Осло, 30% – едут отдыхать на фьорды, 20% - на рыбалку, 10-15% - в регион северной Норвегии.
- Российский туристический рынок чем-то отличается от других стран? В чем особенности наших туристов?
- Основная особенность российских туристов – это очень поздний спрос. Европейские туристы все бронируют за год, иногда за два. Поэтому, когда русские «созревают», тех мест, которые они хотят, уже просто физически нет. Конечно, глубина продаж постепенно растет, но до сих пор решение о бронировании и покупке тура принимается в последний момент. Это, конечно, очень тяжело для туроператоров, которые планируют свои программы, несут риски.
Еще одна особенность отдыха россиян в Норвегии – приоритетное размещение в гостиницах. Так, например, большая часть немецких туристов предпочитают отдых в коттеджах. Сейчас мы начали активно развивать этот новый сегмент туризма, предлагая не только экскурсионный, но и активный отдых с проживанием в коттеджах. Тем не менее, по итогам прошлого года, 77% ночевок россиян пришлось на отели, 14% - на кемпинги. Коттеджный отдых в Норвегии все еще не такой популярный, как в Финляндии.
Источник: www.atorus.ru