Несколько дней может понадобиться начавшему извергаться вулкану Баурдарбунг в Исландии для того, чтобы протопить ледяную шапку и выйти на поверхность. По оценкам норвежских ученых, под угрозой ограничения авиасообщения могут оказаться значительные территории – вплоть до Северной и Восточной Европы, и даже севера европейской части России. Представители исландских авиаперевозчиков, правда, более спокойны: по их оценкам все обойдется локальными «небольшим сдвигами в графике вылетов» на внутренних рейсах Исландии Тем не менее, для авиации уже объявлен высший, «красный» уровень опасности. А российский Ростуризм уже рекомендовал туроператорам отслеживать ситуацию и предупреждать туристов.
По оценкам метеобюро Исландии, под ледником Дингьюйокулль в северной части вулканического массива Баурдарбунг началось вулканическое извержение. Толщина льда в этом районе составляет от 100 до 400 метров, и по опыту прежних извержений, чтобы выйти на поверхность, извержению может понадобиться несколько дней. По прогнозу норвежских метеорологов, если извержение будет достаточно сильным, «под ударом» окажутся северные воздушные коридоры: облако пепла затруднит авиасообщение в районе Исландии, Шотландии, Норвегии, Швеции, на север Финляндии, а также в Мурманской и Архангельской областях России. По наиболее пессимистичным оценкам, могут пострадать также воздушные пути Швейцарии, северной части Франции, Дании, центральной и южной Германии, ряда стран Восточной Европы, включая западную часть Украины.
В настоящий момент для авиации уже объявлен наивысший, красный уровень опасности. Небо над северо-восточной и центральной частью Исландии закрыто для полетов на высоте менее 5.5 тыс.м. В запретной зоне находится аэропорт Акюрейри. На остальных территориях полеты пока разрешены.
Впрочем, исландские авиаторы менее «пессимистичны»: по оценкам представителей Icelandair, которых цитирует ИТАР-ТАСС, извержение вулкана Баурдарбунга в его текущем виде не окажет значительного влияния на воздушное сообщение в регионе. «Пока мы не отмечаем влияния извержения на полеты наших лайнеров. В крайнем случае, можно ожидать небольших сдвигов в графике вылетов. Международные рейсы также должны осуществляться без сбоев», - утверждают исландцы.
Однако российский регулятор туризма предпочел подстраховаться заранее, памятуя историю с вулканом Эйяфьятлайокудль. «В связи с опасностью затруднения или даже прекращения воздушного сообщения при выходе извержения на поверхность Ростуризм убедительно рекомендует туроператорам и турагентам тщательно отслеживать ситуацию с извержением при отправке российских туристов в Исландию и в те страны, авиасообщение с которыми может быть затруднено», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Ростуризма.
Напомним, самый громкий катаклизм в гражданской авиации Европы последнего десятилетия был связан с извержением другого исландского вулкана - Эйяфьятлайокудля, расположенного примерно в 200 км от столицы Исландии Рейкьявика, который начал выбрасывать лаву и пепел 20 марта 2010 года, а 14 апреля 2010 года произошло повторное извержение. В результате образовались столь огромные облака вулканического пепла, что они разошлись по всей Европе и привели к блокированию на некоторое время воздушного пространства Старого света для полетов гражданской авиации. Тогда из-за этого туристический бизнес, в том числе и российский, понес существенные убытки. Лишь только потери европейской авиаотрасли от простоя оценивались экспертами в 2 млрд долл. А, например, руководство авиакомпании «Аэрофлот» запросило у государства 40 млн рублей в качестве компенсации издержек и упущенной выгоды, связанных с извержением вулкана Эйяфьятлайокудль.
Добавим, что в 2011 году произошло менее «убыточное», но тоже успевшее потрепать нервы европейским и российским авиакомпаниям и туроператорам извержение вулкана Гримсвотна, которое началось в ночь с 21 на 22 мая 2011 годы. Тогда дым от него поднялся на высоту в 20 км. При этом Гримсвотн повлиял на авиасообщение с Шотландией, севером Англии и аэропортами Северной Ирландии: авиакомпании были вынуждены отменить более 250 рейсов.
Любопытно, что исландским туристическим компаниям такие извержения лишь приносят немалый доход, в отличие от их коллег на материке. Так, знаменитый Эйяфьятлайокудль стал одной из туристических достопримечательностей Исландии, причем еще во время извержения: когда стало ясно, что оно не опасно для туристов, многие местные турфирмы стали предлагать специализированные экскурсию к вулкану. Цены начинались от 250 евро на человека за поездку на супер-джипе на целый день или столько же за часовой полет на вертолёте.
Источник: www.TOURPROM.ru