01.04.2003
2795
Летом
Турция и
Испания у наших туристов в большом фаворе. Соотношение турпотоков в эти две страны напоминает сообщающиеся сосуды: если в одной происходят какие-то неблагоприятные события, тут же начинается активная покупка путевок в другую. Так, в прошлом году после введения евро Турция благоденствовала: путешественники предпочли ее подорожавшим европейским собратьям. А в этом году по вполне понятным причинам дополнительного притока клиентов ожидают операторы, работающие с Испанией.
Впрочем, для роста спроса на поездки в эту страну есть и другие основания: наконец-то испанские туристические власти поняли, что клиент из
России - выгодный и перспективный, и на его привлечение стоит тратить деньги, время и силы.
Европу догоним и перегоним
В общем-то, пока не так уж и много россиян отдыхает на разных испанских Костах: по официальным данным, из всех гостей нас всего лишь 1,3%. Но зато газета Diary de Terragona не без оснований назвала наших туристов "аппетитными": они оставляют на отдыхе куда больше денег, чем, скажем, немцы или англичане. Так, европейцы предпочитают останавливаться в отелях З* или апартаментах, а наши соотечественники чаще выбирают гостиницы 4*. Причем едут не по одному и даже не парочками, а целыми семьями и на больший срок - в среднем на две недели. Разумеется, это тянет и дополнительные расходы - уж на отдыхе мы себе отказывать ни в чем не привыкли! По официальной статистике, на курорте наши люди тратят больше 1800 евро - такая сумма прижимистым немцам да англичанам и не снилась. Испанцы же подсчитали, что доход от российских путешественников, например, в Каталонии, составляет уже 9% от того, что приносят им все вместе взятые туристы, - заметный показатель.
И дело не только в этом, а также в том, что жители Европы, ко всему прочему, стали меньше путешествовать. Основные причины: стагнация в экономике, которая влечет за собой сокращение доходов обычных людей и неуверенность в завтрашнем дне, и, конечно же, введение евро, приведшее к повышению цен. Не последнюю роль играет и сомнение в безопасности любых поездок вообще: после 11 сентября европейцы сократили количество своих перемещений на самолетах, а уж во время разворачивающихся военных действий вообще предпочитают отсиживаться дома.
Иное дело наши туристы, которые считают любой уголок света оазисом спокойствия по сравнению с собственной страной: на нас владельцы курортных отелей готовы делать ставку даже в самые критические моменты.
Кстати (только не смейтесь!), многие западные эксперты считают, что экономическое положение в России куда лучше, чем в Европе. Во всяком случае, нашему вселенского размера рынку обещают большое будущее, а простым гражданам - неуклонное улучшение качества жизни и, соответственно, рост активности в зарубежных путешествиях.
Вандализм как признак популярности
В общем, испанцы в этом году поняли: туристы из России им нужны. И стали задумываться о "русификации" предлагаемого отдыха.
Для начала большинство популярных прибрежных гостиниц обзавелось русскоговорящим персоналом. "Да что там на курортах! - поделился наблюдениями один из туристов. - Мне довелось побывать в небольшом ресторанчике недалеко от Реуса, и даже там один из официантов изъяснялся по-нашему!"
Далее - ура! - в Испании появились отели, работающие по системе all inclusive. Например, гигантский и суперпопулярный комплекс Estival Park 4* уже предлагает этот тип питания своим гостям (правда, пока только эксклюзивно клиентам "Натали Турc").
Кроме того, по словам г-на Рамона Баго, президента испанской группы компаний Serhs, есть надежда на некоторое упрощение процедуры получения виз. Формулировку, конечно, можно назвать туманной, однако нельзя забывать, что и сейчас испанское консульство в
Москве отличается высокой лояльностью по отношению к путешественникам. Срок оформления визы составляет пять дней, а турфирмы передают документы клиентов в электронном виде (что значительно снижает риск неполучения визы вовремя).
И последнее: испанцы наконец-то выделили деньги на раскрутку своей страны в Москве и
Санкт-Петербурге - причем круглую сумму. Наверняка и вы обращали внимание на уличные щиты с надписью "Испания оставляет след". Кстати, по сведениям Туристического офиса Испании в Москве, 20% этих плакатов в первые же две недели было содрано - любители красивых пейзажей растащили их по своим квартирам. В нашем понимании это, конечно, вандализм, а по мнению испанцев - признак популярности.
Меняем "Жигули" на иномарку
Надо сказать, что и отечественные туроператоры, занимающиеся Испанией, ощутили определенный прилив вдохновения. Еще бы: раньше в хороших гостиницах места для своих клиентов приходилось выбивать с боем, а в этом году - пожалуйста, в любом количестве и по приемлемым ценам! Соответственно, и турпакеты в Испанию почти не подорожали с прошлого года, в то время как стоимость путевок в другие европейские страны выросла на 5-10%. Так, недельную путевку на
Коста-Брава в отель З* в июне можно будет приобрести за 280 евро - согласитесь, сумма неразорительная.
Турфирмы заметили также, что клиенты не очень любят летать на Ту-154 (напомним, с прошлого года наш Ил-86 вообще не пускают в Европу), а потому стараются предложить туристам более качественный перелет. Например, крупнейший оператор по Испании "Натали Турс" вообще перевел все свои чартерные рейсы на иномарки ("боинги" и А-310), оставив в своем активе только одну "евростандартную" машину Ту-204.
В общем, причин для поездки в Испанию этим летом больше чем достаточно. И независимо от того, богаты вы или нет, ленивы или любознательны, одиноки или осчастливлены большой семьей, для вас готово место в любой из отличных гостиниц на испанских побережьях. А уж воспользуетесь вы этим почти личным приглашением или нет - решайте сами.
Лев Птицын
Источник: ЧУК и ГЕК