Спустя 27 лет после смерти художника Жана-Мишеля Баския в музее Гуггенхайма в Бильбао была организована крупнейшая в Испании выставка его творчества Ahora es el momento. В ее состав вошло около 100 ключевых работ мастера, посвященных его основным источникам вдохновения – улице, борьбе против расизма, музыке, граффити и другим.
Несмотря на непродолжительность его творческого пути (в 20 лет Баския уже был известен, а в 27 лет умер от передозировки героина), считается, что работы художника оказали значительное влияние на искусство XX века.
Баския, имевший гаитянские корни со стороны отца и пуэрториканские – со стороны матери, влился в мир нью-йоркской субкультуры в 17 лет под псевдонимом SAMO. Его граффити на стенах нижних районов Манхэттена стали первыми образцами творчества художника. Они содержали провокационные послания, связанные с поэзией, политикой и юмором. Первая собственная выставка Баския в галерее состоялась в 1982 году, когда ему был всего 21 год, и все выставленные экспонаты оказались распроданы. Популярность мастера стремительно росла, и вскоре он начал общаться с такими звездами, как Дэвид Боуи и Мадонна. С последней он встречался на протяжении недолгого времени.
Выставка, открывшаяся в минувшую пятницу в музее Гуггенхайма в Бильбао, состоит из картин из частных коллекций и музеев США и Европы. Это первая в Испании экспозиция Баския, центральное место в которой занимает тематическая составляющая его творчества. Так, маршрут организован в соответствии с характерными для творчества художника темами – улицей, афроамериканскими "героями", граффити, провокациями, комиксами и т.д. "Баския находил вдохновение во всем, что его окружало", - отмечают представители музея. "Он страстно любил читать и часто слушал музыку или смотрел телевизор, когда писал картины", - рассказывают они.
Отдельная секция выставки посвящена плодам творческого союза Баския и Энди Уорхола. Когда из-за обрушившегося на него славы и богатства молодой художник начал испытывать трудности с установлением дружеских отношений и отдаляться от общства, Уорхол стал его советчиком и доверенным лицом. Результатом этих отношений стало появление 130 масляных полотен, написанных ими в четыре руки с 1984 по 1985 год. Две из них, Win $ 1'000'000 (1984) и Sin More! (1985) вошли в состав экспозиции в Бильбао.
Источник: Noticia.Ru