...или мой опыт самостоятельного путешествия на автомобиле по
Украине,
Румынии,
Болгарии и
Турции.
Свое автопутешествие я запланировал еще весной 2006 г. и в результате сбора и изучения информации о поездках по этим странам в Рунете, был выработан окончательный маршрут.
За основное место отдыха был выбран
Созополь. Это небольшой курортный городок в южной Болгарии в 30 км. к югу от Бургаса. Забегая вперед, могу сказать, что с выбором я явно не ошибся. Созополь соответствовал тем описаниям, которых много в инете, а также моим сложившимся ожиданиям. Визы (болгарская и румынская) были получены заблаговременно в
минском турагенстве, там же был забронирован номер в частном пансионате "Звезда" *** в Созополе, на улице Нептун, 7. Цена номера порадовала – 100 евро за 8 ночей на двоих. В номере две кровати, душ, туалет, телевизор, холодильник, балкон. До моря 100-150м. В агенсве на компьютере показали фотографии – вроде бы ничего. Кроме виз, там же были оформлены медстраховки, а также в ближайшей страховой конторе "Зеленая карта" на 15 дней, а также украинская страховка на 5 дней.
Свое путешествие я начинал не из Минска, в котором проживаю постоянно, а из Гомеля, куда я взял последнюю командировку перед отпуском. Это 320 км в южном от Минска направлении. Собравшись и сгрузив все вещи в машину, я поехал в Гомель, откуда в ночь с 07.09.06 на 08.09.06 мы и отправились в путь. Мы - это я и моя девушка Света, которая приехала в Гомель на поезде. Итак,…
08.09.06, пятница
03.00 - Стою на перроне Гомельского вокзала, встречаю поезд Минск-Мариуполь, который прибывает в 3-17. Я уже проснулся, сдал номер и забрал машину со стоянки, хотя проснулся, это громко сказано. Накануне попытавшись лечь в 19-00, видно от переполняющих чувств перед поездкой, практически так и не заснул, подремав от силы два часа. А это не очень кстати перед перегоном в 800 км.
Мой автомобиль Рено Меган Сценик 1998 г.в., 1,6i газ-бензин. Перед поездкой сделал ему положенное ТО и очень надеялся на французский автопром.
Встретившись, не теряя времени, сразу отправляемся в путь. За этот день мы должны добраться до
Одессы, куда должны прибыть где-то к 14-00. До границы с Украиной – полчаса езды. Прямо перед переходом нам дорогу перебегает лиса. Решив, что это на удачу, двигаемся дальше. На самом переходе, не останавливаюсь у будки с пограничником, который миграционные карты выдает. Не увидел я в ночи знак стоп, да и самостоятельно на автомобиле границу не пересекал уже давно. Выбегает погранец, и говорит, что я совершил "прорыв" через госграницу Украины и т.д. и т.п. А также, что он вынужден по рации объявлять операцию "захват" нарушителя госграницы. Не помню, о каком штрафе шла речь, помню только о том, что за это положен также арест, с последующим лишением свободы. Выяснив потребность клиента ., т.е. погранца, сошлись на том, что я виноват и за это дам ему немного денег, а точнее 3USD. В результате мы оба остались довольны. Дальше границу мы прошли быстро и без эксцессов, а также без всяких сборов и поборов. Кстати, для выезда на Украину требуется только страховка, которая стоит 5 евро на 5 дней в случае транзита. Никакой экологии и сборов за дороги. Хотя с 10.09.06 в случае пересечения территории Украины транзитом было введено оформление временного ввоза автомобили, с чем мы столкнулись по дороге назад.
Далее двигаемся через Чернигов на
Киев. Прямо перед Киевом нас останавливает украинский, как мне показалось, ещё не привыкнув их различать, гаишник. Присмотрелся, а это – эколог. Слышал от многих об этом, теперь убедился на собственном опыте – платить, как и останавливаться по их требованию можно по желанию .. Он хотел за проезд 80 грн., мол даю бумажку, сохраняешь до конца поездки (следующий бы мне непременно сказал, что эта бумажка действовала как раз до этого места и т.д.). Я, как и советовали, сказал, что платить не буду т.к. не обязан и повел себя уверенно, это его обескуражило, ничего внятного он мне в ответ не сказал, отдал документы, и мы поехали дальше.
В Киев прибываем где-то в 7-30 и попадаем в час-пик, к счастью серьезных пробок мы избежали. Немного покрутившись по городу, мы, наконец, попадаем на выезд в одесском направлении.
Дорога от Киева до Одессы понравилась, ремонт остается завершить только на подъезде к Одессе. А так, достаточно хорошая дорога, в две полосы в одну сторону. Под Киевом много газовых заправок, заправляемся по 2,7 грн. Далее газовых заправок становится все меньше, а в одесской области их мало совсем. Под Одессой заправились по 2,9 грн. По трассе много гаишников с радарами, встречные моргают. Но в итоге мы все же попались. Остановившись перед Хаджибейским лиманом и пофоткавшись на его фоне, садимся в машину, проезжаем лиман и тут же останавливают. Здесь ограничение 70, а у меня – 95. В результате отдал 20 грн. без квитанции, при положенных 53 грн., что по белорусским меркам (в смысле штрафам) совсем немного, согласились охотно. Вообще на Украине у иностранных граждан за незначительные нарушения документы Гаи, Даи или как они сейчас там правильно называются, права забирать не могут, а могут только составить протокол и отправить по месту жительства, так что выбор у них был не большой.
В Одессу прибыли по графику, в 14-00, при этом полчаса потеряли в Умани, в поисках обменника.
Гостиниц в Одессе достаточно много, но много и дорогих от 50$ и выше. В диапазоне 20-30$ таковых мало. Через нет выяснил, что критериям недорого и в центре, отвечает гостиница "Пассаж", что прямо на Дерибасовской. До "Пассажа" добирались достаточно долго, крутясь по центральным мощеным улочкам с односторонним движением. В "Пассаже" выяснилось, что места есть, а горячей воды нет. Решили ехать в резервную гостиницу "Астро", что на Николаевской дороге. Номера нас совсем не впечатлили, но в гостинице мы собирались только немного поспать, а для этой цели это был подходящий вариант. Заселяющий нас человек был совсем неадекватен, в состоянии какого-то опьянения, по-моему, даже не алкогольного, в результате мы взяли номер более низкой категории, заплатив за более высокую. Машину можно поставить прямо во дворе гостиницы, вернее это двор некой металлобазы. Зато все это хозяйство находится прямо на берегу моря. От гостиницы до центра Одессы – 15-20 мин. на маршрутке.
Вечером мы исходили пешком весь центр, спустились по Потемкинской лестнице в порт, прогулялись по набережной.
09.09.06, суббота
На следующий день отоспавшись, посетили зоопарк, рынок "Привоз" с целью более глубокого ощущения местного колорита, еще раз прошлись по центру, по Дерибасовской и около 15-00 забрали машину и двинулись в сторону Рени, что на границе с Молдовой и Румынией. В этот день нам было необходимо преодолеть расстояние в 280 км. Дорога достаточно сносная. По пути следования проезжаешь молдавское село Паланка, где нет таможни, но вручают карточку проезда, которую сдаешь на выезде (через 1,5 км). Маршрут свой мы спланировали в объезд Молдовы, но в первую очередь по причине отсутствия времени, т.к. посещение Кишинева никак не укладывалось в график. Кроме того, не был изучен вопрос проезда через ПМР. Мы ехали на Измаил, а затем на Рени. В Измаиле посетили центр, морской вокзал и набережную Дуная, на противоположном берегу которого уже была Румыния, в которой мы должны были оказаться завтра на рассвете. Участок дороги между Измаилом и Рени, особенно вдоль Дуная, от села Орловка довольно плохой. Запомнился забор из колючей проволоки по левой стороне нашего движения – слева, прямо за обочиной – кустарник, Дунай и все это - уже Румыния. Проезжая эти места, вспомнилось, как, собирая информацию к поездке, читал о том, как в 1940 г. при размежевании границ между Молдовой и Украиной, при образовании МССР, Украине отошли уезды Бессарабии Хотин, Измаил и Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), населенные на тот момент преимущественно молдаванами. Так вот иногда, проезжая по югу теперешней Одесской области Украины, бросалась в глаза нетипичная для этих мест архитектура, более похожая на то, что в последствие мы видели в Румынии (например, целый ряд сел после местечка Сарата).
В Рени мы приехали около 20-00. По дороге до Рени газовых заправок мало. Заправились где-то в районе Татарбунары. В самом Рени газовая заправка есть, но на базе райгаза, работает только по будням, часов до пяти. На въезде в город Готель "Чайка", номер 120 грн. за двоих. Заправляюсь в Рени бензином до упора. На улице возле нашей машины останавливается автомобиль: "Белорусы? Какими судьбами и т.д. и т.п." Тон очень даже доброжелательный, человек был действительно удивлен, встретив нас здесь, видно, что наших здесь встретишь нечасто. Оказалось, что у этого парня мать живет в Витебске, и он только что вернулся оттуда, где гостил у нее. Немного пообщавшись, расстались, спросив дорогу до таможни. Затем посидели в летнем кафе. Теплый вечер, тишина, с соседних столиков доносится речь на украинском, русском, румынском, цыганском…Уютный, тихий городок на стыке трех государств. Но завтра очень ранний подъем, поэтому засиживаться долго, к сожалению, нельзя. Что ж поделать, но такой график я составил сам, пытаясь выжать из маршрута максимум. За завтрашний день мы должны пересечь три границы (Молдовы, Румынии и Болгарии), и по планам быть в 9-30 в Бухаресте. В Бухаресте мы собирались провести время до обеда, и, выехав из него в 13-30 – 14-00, к вечеру добраться до Созополя в разумное время и заселиться в номер.
10.09.06, воскресенье
Подъем в 4-20, двадцать минут на сборы и в путь. Проезжаем Рени, оказывается он побольше, чем мне казалось, есть даже центральная площадь. Рени это морской порт на Дунае, отсюда даже одно время ходил паром в
Стамбул. После Рени пару километров неплохой дороги и мы упираемся в погранпереход с флагом независимой Молдовы. Теперь нам предстоит пройти 800 метров территории этого государства. Да, именно так. На пути к Румынии, в дорогу клином врезается Молдова, ей принадлежит населенный пункт Джюрджюлешть, который остается в стороне и одноименный переход (если взглянуть на карту поподробней, становится понятно).
Здесь мы абсолютно одни, минут через 5 выхожу из машины и начинаю обращать на себя внимание. Выходит пограничник, предлагает пройти в помещение. За проезд мне предлагают заплатить (за дороги и экологию) 15$. Все официально и по таблице – с граждан Украины 5$,
Беларуси 15$. Предлагаю 5$ - мало, 10$ - OK. Еще какой-то сбор в 2$. Вроде бы и много за такой участок, но это уже земля иного государства и можно дальше двигаться по всей территории Молдовы. Так что все понятно. Выхожу, а пограничник все крутится у машины, что-то ищет. Где серийный номер автомобиля, выбитый на кузове? Началось, а я про это забыл совсем. Дело в том, что эту машину я сам пригонял из Литвы. Тогда у меня тоже искали этот номер, да так и не нашли. Есть только табличка на стойке, между дверьми с правой стороны, а на кузове нет. Даже в Минске наша зловредная таможня и Гаи ставили на учет по ней. Потом выяснилось, что в Сцениках этот номер выбит в районе ниши под запаску, а у меня там баллон газовый, ввинченный намертво. Говорю, нет у меня, есть только табличка. Должен быть. Ищите. Еще минут десять, и он сдается, счастливого пути. Проезжаем не более 1 км, опять таможня, выезд из Молдовы. Попадаем на пересменку, ждать около получаса. Тут мы уже совсем не одни, даже небольшая очередь перед шлагбаумом, в основном румыны и молдаване. Здесь есть два кафе, в которых можно платить любыми деньгами, причем выгоднее теми, у которых номинал поменьше. Попили кофе с пирожными за гривны. Пересменка закончилась и мы опять на таможне. Приятная женщина просит опять уплатить сбор в 15$, а квитанции об уплате того сбора у меня нет, я ж так платил, хотя ее она и не интересовала. Настроение в норме, улыбаюсь, говорю, на обратном пути заплачу только Вам, могу презентовать бутылку белорусской водки, она категорически отказывается, отдает паспорта, чао! На молдавской таможне потеряли около часа, в основном за счет пересменки.
На румынской таможне сразу подъезжаем к будке уплаты экологического сбора, 11$, всё по квитанции. Сразу же начинается проблема – даже здесь, на этой границе практически не понимают по-русски, женщина в будке - вообще, ноль. На румынской таможне машин уже больше, но в целом не очень много. Оплачиваем виньетку (плата за дороги) – 4$. Брать ее надо обязательно, хотя на этом сильно не настаивают. За отсутствие виньетки штрафы очень большие, если вас остановит дорожная полиция. Это я знал по отчетам других путешественников. Таможенники достаточно приветливые, как оказалось это были единственные доброжелательные румыны-таможенники на моем пути. Снова начинаются поиски номера кузова авто, на этот раз с привлечением почти всего мужского персонала таможни. Безрезультатно. Больше всего я боялся, что меня заставят снимать баллон. К счастью, все обошлось, да никто и не знал где он, а я не признавался. Времени на все уходит – максимум час, все мы в Румынии.
Выезд с таможни, уже за мостом, который территория Румынии, нас останавливают (наверное, это была дорожная полиция). Проверка документов, еще раз откройте багажник – произносим пароль "турист" и "персонал багаж", ОК, чао.
Дорога с таможни выводит на центральную улицу Галаца, город только проснулся и потихоньку оживает. Далее следуем описаниям выезда с Галаца в сторону Брэилы MishiBG
www.bgreal.ru
Все равно немного крутанулись, но дальше все понятно. В Брэиле хотел поменять денег, но решил, что еще слишком раннее утро и поменяю дальше. Сразу хочу сказать, что менять надо пусть немного, но на таможне. Т.к. в малых и средних городах обменников не очень много, а мы въехали к тому же в Румынию в воскресенье. Нахожу выезд на дорогу Е577 на Слобозию. Эта дорога можно сказать отличная, правда не широкая. Движение не большое, мешаются только повозки и кибитки (встречаются реже). Кругом сплошные поля с пожухлыми подсолнухами и кукурузой. Пейзажи схожи для Одесской области, равнинной Румынии и Болгарии. В Слобозии пытаюсь найти обменник, но все банки закрыты, нашел обменник-автомат, но он доллары заглатывать никак не хотел. Наверное, у него тоже был выходной. Подъехали к газовой заправке, на предложение заправить меня за доллары, даже на выгодных условиях получил решительный отказ, румынка даже разворчалась нам вслед. На следующей заправке, пусть немного доброжелательней, но тоже отказ. Все, решаем двигаться на Бухарест и менять там, но придется палить бензиновый НЗ, но что делать.
Цены на топливо в Румынии – газ 1,75 RON, бензин 3,3-3,5 RON. В Румынии большая сеть заправок Лукойл, а в Болгарии они просто доминируют. С газовыми заправками проблем нет, и в Румынии, и в Болгарии их предостаточно. Особенно в Болгарии, практически на каждой заправке есть и газ.
Из Слобозии выезжаем на дорогу 21, как оказалось. А собирались на Е60. Когда поняли, решили не возвращаться, а ехать до дороги 3А. В моем атласе, датированном 2005г., указана ещё строящаяся скоростная дорога Бухарест-Констанца. На подъезде к искомому перекрестку обращаю внимание на указатели "впереди съезд на магистраль на Бухарест". Ага, значит, она уже открыта! Решаю ехать по ней, т.к. мы сбиваемся с графика, слишком много времени потеряно, хотя ничего не знаю о стоимости проезда по ней. Она наверняка платная. Выезжаем, дорога представляет собой европейский автобан высокого класса. Через каждые километров 5 организованные пункты отдыха, WC и все дела. Ждал, когда же будет пункт оплаты за дорогу, но к счастью не дождался, не было его! До Бухареста долетели моментом. И сразу уходим на окружную. Она оказалась очень узкой (1 полоса в 1 сторону) и загруженной. После Бухареста наш путь должен лежать на Джурджу, где находится погранпереход в Русе, Болгария. Поэтому решаем ехать по кольцу Бухареста до соответствующей развилки, а затем уже с того заезда въехать в город. По кольцу ехали довольно долго, затем в город. Везде ремонты дорог, суета какая-то. Только расслабился, решил отдохнуть от этого. По дороге замечаем обменник, меняю деньги по 2,6. Хотя нормальный курс 2,7-2,8 RON за 1$. Едем к центру, останавливаемся в подходящем месте, чтобы первым делом купить карту. Но ничего такого, где они бы продавались, найти не можем. Походили, побродили, пофотографировались и поехали дальше к центру. Пока ходили, замечаю обменник с курсом 2,75. Решаю поменять еще, чтобы на обратную дорогу хватило. В результате меняю еще 50$, но по курсу 2,3 вместо заявленного. На вопрос, что это, говорит по-румынски, показывает на цифру 2,3 написанную где-то сбоку. В общем обычный румынский развод. Чек уже пробит, толстяк-охранник (причем он есть именно в таких точках, которые занимаются такими делами) уже смотрит в нашу сторону. Утешил себя мыслью, что не поменял 100$. Карту нашли в каком-то книжном магазине в переходе. В ценре еще есть аллея торговцев старыми книгами. У них тоже есть карты. Тоже старые.
О Бухаресте знал я мало. Решил найти "Палатьо ди Парламенто", приблизительно так называется второе по величине здание в мире после Пентагона, построенное Чаушеску. Спросили, я его назвал "Паласьо Чаушеску", меня поняли и показали дорогу. Чаушеску страдал гигантоманией, снес в историческом центре города большой участок застройки и возвел этот неуклюжий дворец с несимметричным возвышением с левой стороны. Стоит это хозяйство в чистом поле, хотя вокруг везде плотная застройка. В общем, диктатор и есть диктатор, хорошего от них мало. Вообще в центре Бухареста посмотреть есть что, архитектура достаточно красивая, как историческая, коей меньше, так и современная. Пофоткавшись на фоне саркофага, направляемся от поля к кварталам, и тут, при передаче друг другу фотика, наш цифровик падает на тротуар и … зум уже не заезжает, аппарат не фотографирует, а только показывает уже сохраненные на флешке снимки. Все, приплыли. Настроения никакого, а время уже поджимает. Решили знакомство с Бухарестом на этом закончить. Проехались еще раз по центру, и на выезд.
До границы совсем не далеко, километров 70. На подъезде к переходу газовая заправка, решаю заправиться газом до упора, хотя заправлялся в Бухаресте и войти должно совсем немного. Заправщик заправляет, счетчик показывает 10,12 лей, даю 15. Заправщик говорит ОК, мол, этого достаточно и уходит. Говорить с румынами невозможно. Они кроме как на своем не понимают, либо вид делают. В итоге я на ничтожном количестве топлива переплачиваю 2$ ( а по моему персональному курсу даже более того). Ну не бежать же за ним. Ладно, хрен с ним, но очень не приятно. До этого был еще, такой эпизод, решил взять с собой в Болгарию румынского пива. На заправке в минимаркете беру 4 бутылки стоимостью 2 леи каждая. Даю 8 лей, продавщица показывает, дай еще 2. Объясниться с ней не возможно, легче дать, ну и дал. До этого читал о румынах - о постоянных завышениях счетов в кафе и ресторанах. А тут столкнулся вот с таким. Неприятно, ну просто очень. Какой-то цыганщиной отдает.
Ладно, настроения и так никакого, решаю побыстрее попасть в Болгарию. От заправки два пути к терминалу. Правее будка, три румына руками машут, подзывают, сюда, мол, сюда. Подъезжаю, говорят деньги давай, 38 лей. Я показываю им квитанцию об уплате сбора в Галаце, виньетку, визу, которая 40$ стоит за 5 дней транзита. Нет, говорят, это не годится, деньги давай. Это меня начинает доставать. Сажусь в машину и завожу мотор. Успевают закрыть шлагбаум. И что-то кричат на своем. Кто они такие я вообще понять не могу, т.к. это вообще не территория таможни. Они что-то говорили про транзит, но за что я платить должен я так и не понял. Предлагаю им 5$, мало, в результате я без настроя уже полностью, буквально всучиваю им 10$. Уезжаю, метров через 200 начинается таможня. Прохожу все посты, паспортный контроль, нам ставят штампы о выезде из Румынии. Все прилично, и тут в последней будочке мне дают бумагу, мне надо оплатить 45 лей и 6 евро. Леи за экологию, евро за мост. Я теряю терпение, начинаю показывать бумаги об оплате с Галаца, говорить, что вон в той будке уже платил, все по барабану. Деньги давай и все тут. Причем только леи и только евро. Меньше предложить пытался, ни в какую. Меняй говорят. А где? А вон там и показывают на соседнее окошко в терминале. Там румынка просит за 6 евро 9 баксов. При курсе на тот момент 1,26. Пытаюсь ей объяснить, что это много, она начинает причитать по-румынски и русский забывает напрочь. Кидаю ей 10$, забираю евро и ухожу. Настроение уже такое, что сдачи не хочется. Хочется побыстрее от сюда выбраться. Плачу деньги, вместо номерной приходно-кассовой квитанции мне дают распечатанный на принтере листочек и ставят на нем свою печать. В тот момент очень захотелось попасть с этой бумажкой в румынское посольство. Шлагбаум поднимается, и я с пробуксовкой покидаю эту гостеприимную к транзитным туристам страну. В целом за проезд по Румынии в направлении туда, я компенсировал потери румынской экологии приблизительно на 55$, не считая виз. В общем, цыганская кровь в них есть, как не крути.
Вся эта картина напомнила мне заключительный эпизод романа "Золотой теленок", в котором, направляясь в
Рио де Жанейро, Остап Бендер пересекал румынскую границу. Ну тот, в котором румыны с криками "О, бранзулетка!", начали его грабить. В этой ситуации, я почувствовал себя почти на месте Остапа. По крайней мере, румыны были очень похожи.
Въезжаю в Болгарию, таможенник приветствует меня и – можно расслабиться, здесь все говорят по-русски. Сразу спрашиваю, что я должен здесь оплатить? Только виньетку, продали мне двухнедельную за 11$, больше в Болгарии я за дороги не платил, и проезд через лужу – дезинфекция – 2 евро. Я сказал ему, что их соседи обирают туристов, он в курсе. Говорит, что зачастую там снимают по 50 евро с машины, все это знают, но никто ничего не делает. На переходе Джурджу-Русе контраст между румынами и болгарами, в плане доброжелательности, мне показался очень сильным. Таможня пустая, быстро все оплачиваю, нам ставят штампы и все, вперед на отдых. Из своего опыта поездки по Румынии, могу сказать, что на остальных переходах, где мне довелось побывать, такого, как в Джурджу, нет, так что по-возможности лучше это чудное место объезжать. Хотя из Бухареста к побережью Болгарии это единственно верная дорога, но как оказалось, достаточно дорогая.
В Болгарии выехали на трассу Е70, по указателям на
Варну. Хотя указатели эти не совсем понятны. Чуть не поехали на Софию. Через Разград, Шумен, выехали на трассу №73. За Шуменом начинается первый на нашем пути горный участок. Горы невысокие, но серпантинов много. Дорога эта, хоть и выделена в атласе жирным, оказалась ужасной. Ямы и колдобины, а тут еще и окончательно стемнело. Наконец выехали на трассу Е773, по-местному №6. Дорога стала нормальной. В
Бургасе не останавливаясь, без особого труда нашли выезд на Созополь (указателей достаточно). Далее по трассе Е87 быстро домчались до Созополя. В Созополь прибыли около 20-30. Проблемой оказалось найти улицу Нептун, даже по карте, которую мне выдали еще в агенстве в Минске. Старый Созополь представляет собой хитросплетение маленьких кривых мощеных улочек, к тому же на домах часто нет номеров и названий улиц. На нашем доме номера не было. Хозяин, его звали Николай, сказал, что ждал нас еще в обед и думал, что мы уже не приедем, заселил нас в номер, а затем проводил меня до стоянки. Стоянка работала еще только три дня, а затем закрывалась, т.к. сезон в Созополе подходил к концу, и машин было мало. Так что оставшиеся дни я машину ставил возле дома, еле вписывая ее в улочку и оставляя возможность для проезда других машин. Закончился этот насыщенный событиями день, вечером мы еще даже успели немного прогуляться по городу и были очень рады, что на ближайшее время наши разъезды закончились.
Отдых. 11.09.06, понедельник – 16.09.06, суббота
Наш номер превзошел наши ожидания и могу сказать, что по соотношению цена-качество это было очень недорого. Все было новое, аккуратное. Дом стоит в центре, между новым и старым Созополем, находясь в его старой, исторической части. До пляжа 3 минуты пешком. Немного нам не повезло с погодой, было не холодно, но и не жарко. Но на нашем пляже был ветер и довольно большая волна. В дальнейшем мы ездили, либо ходили пешком на неорганизованный пляж, при въезде в город. Там в небольшом заливчике даже при сильном ветре волн практически нет. В понедельник поехали в Бургас, где в гипере сети "Метро" купил новый цифровик. Цена, кстати очень приемлемая. Затем съездили в
Несебр. Он чем-то похож на Созополь, такие же узкие, кривые улочки. Несебр – это туристический центр, сплошные ресторанчики и сувенирные лавки. Цены на сувениры, можно сказать дешевые, не дороже созопольских. Достаточно дорогие парковки. В Созополе на стоянке я платил в сутки 5 Левов. В Несебре почасовая парковка – 2,5 Лева/час. Курс 1$=1,5 Лева. Также заехали в
Солнечный Берег. Прогулялись по территории, в принципе не плохо, но в Созополе колоритней.
Далее потянулись дни спокойного отдыха. Кафе-пляж-кафе-номер-вечерние пргулки по городу. Питались, поначалу в различных кафе, а затем, поняв, что все здесь приблизительно одинаково, остановили выбор на одном из них, с традиционной болгарской кухней. Цены приемлимые, но в Созополе нам не довелось увидеть тех огромных порций, о которых говорят туристы. Не то, чтобы очень хотелось, но все-таки.
За время, проведенное в Созополе, еще сделали экскурсионную поездку в Бургас, где погуляли по старому городу, набережной. Остановив свой выбор на одном из уличных кафе, заказали большую пиццу, по салату и пиво. Вот тут-то мы и были удивлены, салаты принесли в тарелках-тазиках. Размер порции – 400-500 г. Был в меню салат под названием "на двоих". Размер порции – 1кг. Салаты традиционные болгарские – шопский и т.п. Должен сказать, что съесть это довольно сложно, в смысле много очень. А цены обычные, такие же как в Созополе, но порции больше раза в два. В Болгарии очень дешевое пиво. Разливаемые в Болгарии европейские сорта типа "Стела Артуа", "Карлсберг", "Туборг" и т.п в "Метро" стоят порядка 1 Лв. Болгарские сорта "Каменица" и т.п. – порядка 0,7-0,8 Лв. В кафе – только болгарское пиво, порядка 1,2 Лв. Не дорого стоит и вино.
Погода была ветреная. Честно сказать, в Созополе я немного заскучал. Все-таки числа с 15 сентября сезон в Болгарии заканчивается. На пляже народу мало, городок с каждым днем пустел, что в принципе для любителей спокойного семейного отдыха бесспорно является преимуществом. А меня все это позвало в дорогу. В итоге, не добыв один оплаченный день в Созополе и договорившись с Николаем, об одном ночлеге по возвращении, мы решили в воскресенье 17.09 отправиться в Стамбул. Когда Николай узнал, что я собрался ехать в Стамбул на машине он был очень удивлен и пытался меня отговорить. Дескать, Стамбул огромный город, он там был два раза на автобусе и на машине ни за что бы не поехал. Должен сказать в какую то минуту я покалебался, но альтернативы особой не было. Двухдневный
тур в Стамбул стоит порядка 100$, при этом, т.к. я в Болгарию приехал на машине, то выезжать из нее я также должен не ней. Т.е. мне надо было бы ехать за туравтобусом на машине, выехать на ней в Турцию, оплатить на таможне стоянку (5 евро в сутки) и затем сесть в автобус. Это было дорого и мне не подходило, т.к. в Стамбул я собирался на 3 дня.
17.09.06, воскресенье
В 7-00 мы выехали из Созополя. Николай нам очень не советовал ехать по дороге ведущей по побережью на юг от Созополя через Приморско и Царево (Е87), сказал что она очень плохая (хотя на карте отмечена "жирной"). Ехать предложил по дороге, обозначенной под №98 и идущей через горы (они в этой местности не высокие) до Малко Тырново, где и находится переход в Турцию. Это кончно вызвало мое большое удивление, т.к. судя по всем атласам она является основной дорогой, ведущей из восточной Болгарии в Турцию и к тому же она является прямым продолжением трассы, идущей с севера, через Варну, Бургас, очень неплохой трассы.
Николай ездил в шоп-туры и был как раз в районе Лалели, где находятся челночные торговые кварталы и много недорогих гостиниц. Это не далеко от самого центра, района Султанахмет, где расположена Голубая мечеть и Айя София . Это практически все что я знал. Единственной ориентировкой, сделанной Николаем было то, что там ходит единственный в Стамбуле маршрут трамвая. План был стандартный – въехать в город, остановиться у первого киоска и купить карту.
До Малко Тырново дорога узкая, особо хорошей ее не назовешь. Пред въездом в Турцию решаю до упора заправиться газом. В Малко Тырново есть газовая заправка, цена на ней 1,1 Лв/литр. Как я уже писал, в Болгарии почти на каждой заправке есть газ, цена на тот момент 1,01 Лв за литр газа и 1,6 Лв – бензин. Позже, уже по возвращении из Турции, цены поднялись (буквально за несколько дней) и газ уже нигде не стоил меньше 1,05 Лв.
На болгарской таможне машин почти нет, нет и никаких поборов, доброжелательные болгары проверяют виньетку (помимо документов естественно) и все, езжай! Въезжаем на турецкую сторону. Тут еду по стрелам разметки, весь во внимании, объезжаю здание таможни с другой стороны, сомневаюсь, правильно ли я поехал (т.к. саму таможню то вроде проехал), но по стрелкам подъезжаю к будке, похожей на выездную. Так и есть. Турок смотрит мой паспорт, ничего в нем не находит, потом смотрит удивленно на меня. По-турецки мне объясняет, что в начале я должен таможню посетить. Ок. В таможне оплачиваем только визы-марки (20$), а также отправляют меня с техпаспортом регистрировать автомобиль. Все довольно быстро, на автомобиль ставят отдельный штамп, денег ни за что не берут, и вроде все. Выхожу. А дороги где оплачивать? Наверное в той будке. Подъезжаю, опять смотрит мои документы, открывает шлагбаум, езжай! А виньетка? Начинаю на своем английском ему объяснять, у него с английским еще хуже, смотрит на меня, не понимает что я от него хочу, а я ему виньетка, виньетка. Со стороны смотрелось довольно забавно .. В общем, нет у турок ни экологии, ни виньеток. Все это румынские штучки.
С таможни нас выводит серпантин, идущий в одной плоскости, но с неимоверным количеством зигзагов. В этой приграничной части Турция населена мало. Очень редкое для Турции явление. Вскоре, за поселкам Дерекёй, останавливаемся перекусить. Сворачиваю с дороги на грунтовую дорожку, и мы оказываемся в очень уютном местечке возле источника, коих очень много по всей Турции. Еловые и лиственные перелески, а также выступающие из земли горные породы. Очень красиво, и вокруг никого.
Далее путь держим на Бабаэски. Решено туда ехать по бесплатной дороге, т.к. хочется больше посмотреть. Есть также параллельный платный автобан, выскочить на который можно в любой момент. К тому же я опять не поменял на таможне денег. Очень удивляет стоимость бензина (и газа тоже). Литр бензина – порядка 3,3 – 3,4 YTL, газ – 1,7 YTL (дороже, чем бензин в Болгарии).
От Бабаэсок в сторону Стамбула движение становится очень плотным. Дорога – это сплошные населенные пункты и бесконечные текстильные фабрики. Вот где они все это шьют! Иногда даже успевал заметить знакомые названия турецких марок одежды. Ближе к Стамбулу застройка становится еще плотнее, движение тоже. Много грузовиков, а сегодня воскресенье. Перед Стамбулом дорога идет по побережью Мраморного моря, красиво, но все так застроено, что оно не всегда просматривается. Въезжаем в Стамбул, хотя знак появился километров 10 спустя, то был пригород. Попадаем на многополосный автобан, с которого уходят всяческие развилки и дублеры. Едем, куда сворачивать вообще не понятно. Знаков хватает, но ни Султанахмета, ни Лалели на них нет. Едем довольно долго, попадаем в пробку, к счастью не надолго. Движемся по главной все время прямо. В результате выезжаем на мост. Я его принял за мост через Босфор и решил, что мы заехали в Азию. Как потом оказалось, это был мост через Золотой Рог. На следующей развилке разворачиваюсь, еду назад. Надо куда-то съезжать, теперь уже по ходу движения налево. Вижу знак на Аксарай. Это тоже в том направлении. Ориентиры я выбрал неправильные. Указанные мной районы не являются основными, а как бы подрайонами. Правильные ориентиры Фатих, Аксарай, Эминёню. Сворачиваем, попадаем на большой проспект. Здесь уже нет дублеров и при желании можно остановиться. Еду довольно долго. Ищу глазами киоск с картами, через несколько км нахожу, проезжаю вперед, есть карман, еле воткнулся. Ура! Карту покупаю, стоит 4$, карта на русском, доллары берут без вопросов. И тут замечаю слева трамвайные пути. Значит мы рядом. Как оказалось, это уже была улица Орду. На парковке меня зажал какой-то турок, выехать не могу. Прошу отъехать, но он меня не понимает и вместо этого давай весело командовать, куда мне руль крутить, выехал, минут пять взад-вперед.
По карте не нахожу района Лалели, обозначена только одноименная мечеть. Проезжаю вперед, вдоль трамваев. И в результате, не учтя масштаб, проезжаю все, что только можно и подъезжаю к знаку кирпич, дальше только трамвай ходит. А на меня уже смотрят минареты Голубой мечети. Мальчишка турок зазывает на парковку. Развернуться здесь я не могу, а турки, по трамвайным путям вперед, под кирпич едут, только в путь. Ну и я за ними, правда не далеко, разворачиваюсь и возвращаюсь, с целью найти отель как можно ближе от этого места. В результате с Yeniceriler caddesi (Янычарской улицы? .), хочу свернуть на Tiyatro caddesi (Театральную?), но сворачиваю на соседнюю Mithatpasha caddesi. Здесь перпендикулярные квартальчики со старой застройкой. Маленькие отели на каждом шагу. Район называется Беязит. Начинаем смотреть. В основном довольно убогие, но не дорого. От 15$ за двоих без удобств в номере до 50$ за неплохой номер **. В результате решили остановиться на номере за 30$, не уступающем тому что за 50$. Отель называется Оскар, находится на Mithatpasha caddesi, Efendi Sok. №6, Beyazit. Находится прямо напротив Стамбульского Университета и Большого базара. Здесь случился забавный эпизод – когда мы смотрели номер в этом отеле, нам показали номер на 5 этаже балконом и видом на Мраморное море, просматривающемся сквозь крыши. Когда мы вернулись и рассчитались, нам дали ключ от номера на третьем этаже без балкона. Я потребовал именно тот номер, что я смотрел, но заявили, что его уже сдали. Хотя прошло минут 10. В общем, получили мы номер на 4-м этаже с балконом, но море уже не видно, его закрывают крыши. Турецкие штучки, этот номер у них единственный, откуда видно море. Он сдается последним. А до этого его всем показывают. Паркинг оказался рядом, оплата там почасовая, сутки стоят 10 YTL. Курс 1$ - 1,44 YTL.
Заселившись, мы сразу же отправились в Султанахмет. Пешком минут 7-10. В этот день мы посетили Голубую мечеть, Айю Софию, прогулялись вдоль дворца Топкапи до вокзала Сиркечи, куда раньше прибывал легендарный Восточный экспресс. Прибывают туда поезда из Европы и сегодня. Прогулялись по Галатскому мосту через Золотой Рог. Прямо на мосту ресторанчики, пафосные и явно очень не дешевые. Турок приглашает зайти. Я отказываюсь, мол недавно ел, он спрашивает, когда улетаешь? Приходи, мол, завтра. Когда я сказал ему, что я приехал на машине, он не поверил, но после второго заверения он вылупился на меня – from Russia? You crazy! И начал на турецком рассказывать своим что я рашен крези. Про Беларусь я ему ничего рассказывать не стал, он и так был в шоке. Далека в понятии турков
Россия. Также в этот день мы побывали на площади перед Голубой мечетью, где раньше находился константинопольский ипподром и сохранились древние обелиски.
18.09.06, понедельник
На следующее утро мы отправились на пристань Эминёню, откуда каждое утро где-то в 10-00 отправляется катер по Босфору, до рыбацкой деревушки Каваги на азиатском берегу, расположенной у выхода Босфора в Черное море, с остановками по ходу движения. Поездка эта занимает почти целый день, обратно катер пребывает где-то в 16-00. Насколько я знаю еще не так давно это был турецкий транспортный маршрут, но по мере увеличения количество туристов, он превратился в чисто туристический. По крайней мере из турок на нем была только команда и гиды. А катер был забит американцами и немцами. Катер довольно большой, вмещает человек 200, не меньше. Стоит это мероприятие всего 10 YTL, совсем ничто по Стамбульским меркам. Надо сказать что все там недешево. К примеру, проезд на трамвае стоит 1$. Катер идет вверх по Босфору, в Каваги делает остановку часа на три (на радость владельцам настроившихся тут многочисленных ресторанчиков и сувенирных лавок). За это время можно посетить старую генуэзскую крепость, расположенную на горе над Каваги, откуда открывается очень красивый вид на вход Босфора в Черное море. По бокам этого входа с европейской и азиатской части находятся два маяка. По Босфор