Куршская
коса – вы не скажете, где здесь домик Томаса Манна?
Как и про Палангу, про Куршскую косу писали в отзывах, так что от себя добавлю только некоторые детали. В информационном центре в Паланге мне сказали, что туристические экскурсии на косу организуются раз в 2-3 недели. Теплоходы ходят вдоль литовской части косы в пятницу, субботу и воскресенье: рейс начинается в 10 утра и заканчивается только вечером. Теплоходы высаживают пассажиров в разных местах косы, давая пассажирам некоторое время для осмотра. Каждый переезд от одного поселка на косе до другого стоит 25 лит – в общей сложности 100 лит (1000 рублей, между прочим).
Большинство жителей Клайпеды ездит на косу двумя паромами - пешеходным и автомобильным. Пешеходный отправляется от пристани недалеко от руин замка и идет минут 5. Рядом с пристанью на косе есть остановка автопоезда, на котором можно доехать до дельфинария и морского музея, расположенного в прусском форте конца XIX в. – Nehrungsfort. Немцы всегда были мастерами на такие штуки: форт запирает вход со стороны моря в Куршский залив, подобно тому, как замок крестоносцев запирал вход в реку Дане. Форт интересен сам по себе – круглый редут в центре, капониры для обстрела атакующих с флангов, ров с водой и т.п. Внутри редута устроено множество аквариумов с крабами, угрями, тюленями, пингвинами и т.п. Экскурсии с гидом по-литовски стоят 20 лит, на других языках (русском, английском, немецком) - 40 лит. Неплохая разница в цене, особенно если учесть, что музей был создан в советское время в местах, где литовцы всегда составляли меньшинство населения.
От той же пристани, куда причаливает паром, на автобусе можно доехать до Ниды – главной достопримечательности Куршской косы. Обычно автобусы ходят каждый час, но есть два двухчасовых перерыва днем и вечером. Можно доехать и на маршрутке, что будет стоить чуть дороже – 10 лит. Ехать около часа. Как написал один автор интернет-отзыва, в Ниде отдыхают «гитлеровцы-пенсионеры, приезжающие сюда, на бывшие немецкие земли, погрустить о великой
Германии». Не знаю, гитлеровцы они или нет, но в Ниде действительно полно пожилых немцев с грустными глазами, хотя немчура, даже пожилая, - обычно очень веселая. Нида действительно до сих пор сильно смахивает на немецкий курортный городок: подновленные фахверковые дома 1920-х годов с черепичными крышами, надписи Kambarai Nuoma дублируются на немецком – Zimmer Frei, в кафе крутят записи с немецкими песнями, да и сама немчура повсюду: литовцы активно «разводят» немцев в янтарной галерее, продавая даже самые дешевые побрякушки по 20 евро, в кафешках, где цены на рыбные блюда начинаются от 20-30 лит (200-300 рублей), и т.д.
На окраине Ниды стоит посещения домик известного немецкого писателя Томаса Манна. Домик совсем маленький – то, что по-итальянски называется вилла, по-английски – коттедж, по-французски – шале, а по-русски – дача. Несмотря на небольшие размеры, дача Маннов – очень приятное место для отдыха: она стоит на холме, поросшем соснами, с которого открывается великолепный вид на Куршский залив (его ширина в том месте такова, что противоположного берега даже не видно). Известно, что писатели и поэты знали толк в том, где отдыхать и творить. Тот же Манн отдыхал и работал на косе Лидо недалеко от
Венеции (см. мой отзыв «Самостоятельный
отдых в Италии), Гоголь писал «Мертвые души» в
Риме, Горький «Мать» - на острове Капри, Тургенев «Дым» - в Баден-Бадене, Максим Леонидов «То ли девочку, а то ли виденье» - в
Каннах, а Маринина ездит в Баден просто на отдых.
Конечно, если есть денежки и желание, отдыхать надо именно на Куршской косе, а не в Паланге. Местные жители считают, что на косе пляжи намного чище. Но это даже не главное. Коса имеет в ширину около двух километров и засажена соснами. С одной стороны плещется Балтийское море, с другой – Куршский залив. Атмосфера – просто офигительная, пользительная донельзя. На пляжах народу действительно мало, а песок прямо хрустит под ногами. Повсюду открываются настолько живописные виды, что на косе полно будущих художников - ребят и девчонок, приезжающих туда на этюды. А если хочется разнообразия, то можно, как отдыхающие здесь немцы, пошастать по дюнам. Это занятие советуют всем. Только на туристов, вернувшихся из дюн, жалко смотреть: пустыня, пусть и маленькая – и в Африке пустыня.
Ну и напоследок два «бонуса» - «общеобразовательный» и практический.
Про балтов и про янтарь
Несмотря на всяческие трения между русскими и прибалтами, неоспоримым является тот факт, что балты – это ближайшие родственники славян. Некоторые ученые даже считают, что в определенный исторический период существовало балто-славянское единство, то есть группа близкородственных племен, объединявшая предков балтов и славян, говоривших на схожих наречиях. Часть балтов проживала даже на территории
Москвы и
Подмосковья, например, балтское происхождение имеют названия рек Яуза (Овсяная) в Москве и Можайка, по которой назван Можайск (ср. лит. mazas – маленький).
Сегодня принято выделять три группы балтов: западных, восточных и днепровских. Западные балты были наиболее близки в культурном и языковом отношении к славянам и одновременно являлись самыми активными и «продвинутыми» из всех балтийских племен. К западным балтам относились: предки кашубов на территории современной Польши (жили к западу от устья Вислы, очень рано были славянизированы), уничтоженные тевтонскими крестоносцами пруссы, ассимилированные поляками и литовцами ятвяги, а также вошедшие в состав латышей курши. Возможно, к западным балтам принадлежала голядь (галинды), жившая на реке Оке и ее притоке Протве вплоть до XII в. – «галиндами» назывались западные балты, соседствовавшие с пруссами и ятвягами.
Как считала известная литовская исследовательница М.Гимбутас и прочие авторитетные ученые, своей «продвинутостью» западные балты были обязаны тому, что они и их предки веками и даже тысячелетиями добывали янтарь и поставляли его на экспорт по всей Европе. Уже три с половиной тысячи лет назад протобалты широко экспортировали «золото Севера» носителям крито-микенской цивилизации, обитавшим на территории современной
Греции. Изделия из балтийского янтаря также находят в Месопотамии,
Египте и по всей
Италии. Благодаря тысячелетнему янтарному пути, западные балты и их предки получали от древних греков и римлян изделия из бронзы, железа, золотые монеты и прочие материальные достижения цивилизации. Некоторые ученые полагают, что отдельные представители западных балтов и их предков добирались до севера Италии и до Греции, где они почитали дельфийского оракула, а римские торговцы и купцы приезжали в земли западных балтов и пытались наладить там местное производство по «западным технологиям». Во всяком случае, романизованные кельты-торговцы и ремесленники жили среди пруссов в I в. н.э.
В раннем средневековье западные балты также показали себя. Например, вместе с готами, высаживавшимися в устье Вислы, во I-II вв. н.э. пруссы совершали походы на Скифию, то бишь на западную
Украину вплоть до Черного моря, а возможно, и на Римскую империю. Вместе с предками кривичей и ильменских словен западные балты осуществляли колонизацию нынешней северной Белоруссии и севера
России. В эпоху викингов, в VII-IX вв. курши не только отражали набеги на их земли данов и шведов, но и сами устраивали пиратские рейды против скандинавов.
У западных балтов начали складываться и свои города. На месте основанного немцами в 1237 году Эльбинга, как минимум с 700 по 850-880 годы существовало прусское торгово-ремесленное поселение Трусо, ведшее с германцами торговлю по морю. Вплоть до 1016 года у основания Куршской косы действовало аналогичное прусское поселение - Кауп (его также называли Гинтийар, от прус. gintars – янтарь). Кауп контролировал торговый путь от Немана на Готланд и в
Швецию, но был уничтожен датчанами. А в XII-XIII вв. пруссы прославились своими марш-бросками в земли поляков – вплоть до западного берега Вислы и Мазовии, за что они, собственно, потом и поплатились.
Днепровские и восточные балты, называемые также летто-литовцами (они были непосредственными предками литовцев и латышей), существенно отличались от западных балтов. Веками они жили в глухих лесах в стороне от общеевропейской истории. Именно этим объясняется то, что современный литовский язык является ближайшим родственником давно «мертвых» санскрита и латыни. Язык неизбежно меняется тогда, когда в обществе происходят политические, экономические, социальные и прочие «сдвиги» (яркое свидетельство тому – как изменился «великий могучий» в последние 15 лет). Если же сдвигов нет… Простой пример: и в западных, и в восточных славянских языках есть слово «цена». Произошло оно от индоевропейского kainas – отпало s, дифтонг ai стянулся в e, k палатализировалось в ц. Все это случилось тогда, когда предки русских, поляков и прочих славян еще не разделились на различные народы, то есть около двух с половиной тысяч лет тому назад. А вот в литовском слово kaina существует и поныне. Так что восточные балты, сами того не желая, сделали шикарный подарок исследователям индоевропейских языков.
Со временем судьбы восточных и днепровских балтов разошлись. Под воздействием западных балтов и славян, летто-литовцы включились в европейскую историю. Вначале от западных балтов к восточным поступали металлические изделия и прочие «последние новинки» из Европы. Затем в IV-VI вв. славяне и часть западных балтов двинулись на северо-восток, по пути либо ассимилируя летто-литовцев, либо оттесняя их на северо-запад, на территорию нынешних
Латвии и Литвы. В итоге предки латышей передвинулись к морю со своих исконных земель в теперешней северо-восточной Белоруссии и прилегающей части России (где позднее возникли Полоцк, Витебск, Смоленск), а предки литовцев – со своей родины в центральной и северной Белоруссии (где теперь
Минск, Лида и пр.). При этом летто-литовцы сохранили прежние племенные различия: не зря в последующие века в
Литве существовало деление на «верхних» аукштайтов и «нижних» жемайтов, а в Латвии – на земгалов и латгалов. Но если латгалы и жемайты долгое время продолжали жить по старинке, то аукштайты сумели создать крупнейшее в Европе государство - ВКЛ, а земгалы, имевшие торговую гавань в районе современной
Юрмалы и затем составившие значительную часть населения Риги, заложили основы латышского народа.
Днепровские же балты (жили по среднему течению Днепра, на территории южной Белоруссии и северной Украины) и те летто-литовцы, что остались на своих местах при расселении славян, к VIII-IX вв. были полностью ими ассимилированы. Впрочем, этот вопрос до сих пор остается не вполне ясным. Хотя днепровские и часть восточных балтов освоили славянские язык и культуру, они, безусловно, внесли свой вклад в формирование белорусов. Например, белорусское «аканье» и «яканье» явно имеет балтийское происхождение (в литовском буква «е» поныне читается как «я») – подобно тому, как характерное фрикативное «г» досталось украинцам от скифов и сарматов. Также существуют карты распространения верхнеднепровско-валдайского антропологического типа, которые ясно показывают, что в средние века внешность жителей нынешней Белоруссии была совершенно идентична внешности пруссов, аукштайтов, земгалов и прочих балтов.
Так что включение белорусских земель в состав ВКЛ было вполне закономерным событием. А во время гражданской войны, в феврале 1919 года, на первом съезде советов Литвы была принята декларация об объединении советской Литвы и советской Белоруссии и провозглашено образование Литовско-Белорусской ССР («Литбел»). Показательно и нынешнее литовское название Белоруссии - Балта-русия (прямо «Руссо-Балт»). Возможно, даже нынешнее «застревание» Белоруссии в советской эпохе обусловлено теми же географическими и климатическими причинами, что и «консервация» общества и языка восточных и днепровских балтов.
Некоторые практические замечания
Транспорт. Считается, что от Москвы до
Вильнюса дешевле доехать, взяв билет на поезд до
Калининграда, так как в последнем случае стоимость билета рассчитывается не по международному, а по внутрироссийскому тарифу. Обратно, скорее всего, дешевле доехать прямым поездом Вильнюс – Москва. При мне в кассах Белорусского вокзала женщина брала билет в купе Москва – Калининград за 3 с лишним тысячи, а билет Вильнюс – Москва в столице Литвы стоит 220 лит (2200 рублей) в купе и 120 – плацкарт (с бельем). По самой Литве приходится перемещаться на автотранспорте, так как о местной детской железной дороге вы можете сразу забыть. Как и в Белоруссии, Латвии, Калининградской области и т.д., ж.д.-транспорт в Литве относится к разряду вымирающих. Например, ж.-д.-ветка Гродно – Друскининкай хоть и значится на картах, но уже давно разобрана, а дизель Друскининкай – Вильнюс следует с заходом на территорию Белоруссии (для поездки в 100 км две границы – это слишком).
Автобусы и маршрутки, как вы поняли, ходят часто, но стоят дорого. Например, билет на автобус Паланга – Вильнюс стоит 55,5 лит (550 рублей), на поезд - 42,1, но к этому надо еще прибавить билет на маршрутку за 4 лита и крайне редкое отправление поездов. Автопарк в Литве, конечно, получше, чем в Белоруссии, но все равно являет собой живописное сочетание «Сканий», «Икарусов» и прочих западно- и восточно-европейских машин разных годов выпуска - от совсем старых и раздолбанных до вполне новых и приличных. Наряду с автобусами, и в Литве, и в Белоруссии на междугородних маршрутах используются немецкие минивэны Mercedes. Всем они хороши, только форточки (а нередко и люки в крыше) в них не предусмотрены. А если учесть, что кондиционер жрет много бензина, а стоит он в Литве и Белоруссии очень дорого, то легко догадаться, что водители маршруток кондиционеры принципиально не включают.
С городским транспортом проще – в Вильнюсе он представлен преимущественно чешскими автобусами Karosa с «гармошкой» и троллейбусами (есть энгельсовские, но мое воображение поразили огромные трехосные монстры Solaris). В Каунасе ходят преимущественно энгельсовские троллейбусы и маршрутки Mercedes. Почему-то трамваи в Литве не жалуют – либо это признак отставания региона в период промышленной революции, либо связано с чересчур маленькой шириной улиц в городах.
Питание. Кафе и ресторанов в литовских городах, посещаемых туристами, вполне достаточно. Из сетевых марок особенно заметны «Делано» и «
Чили Пика» – вариант для семейного отдыха или «куда сводить приличную девушку». В общем, чинно-благопристойно, всякие салатики и десерты. «Делано» получше будет. Это сеть, которая, видимо, работает по франшизе латвийской «Лидо». В «Делано» выдержаны те же принципы, что и в «Лидо»: самообслуживание, интересные интерьеры, большой выбор качественных блюд при относительно невысоких ценах. Но, в отличие от «Лидо» в
Риге и в Минске, где просто толпы народа, в «Делано» на проспекте Гедиминаса в Вильнюсе посетителей немного. В целом, кафешки в Литве - приличные, обслуживание быстрое и ненавязчивое, кухня неплохая. «Плохие» только цены – даже в
Польше в прошлом году они были ниже, не говоря уже о
Чехии (хотя, возможно, все дело в инфляции по всей Восточной Европе).
Можно питаться и едой из супермаркетов, скажем, готовыми блюдами из кулинарии. Например, в Паланге так делают почти все отдыхающие – литовцы, русские, англичане и т.д. Наиболее часто из продуктовых супермаркетов встречаются скандинавская Iki и литовская Maxima, в спальных районах попадается Norfa и т.п. Мини-маркеты Iki называются Iki-ukas, а Maxima, ранее именовавшаяся Vilniaus Prekyba («Вильнюсская торговля»), делит свои магазины по форматам с помощью крестов (или буквы X). Один крест – мини-маркет, два – супермаркет, три – гипермаркет. XL и XXL я не видел. Торговый центр по-литовски – prekybas centras, самые известные ТЦ в Вильнюсе, Каунасе и т.д. – Akropolis, которые по-моему принадлежат все той же Maxima.
Банки. В торговых центрах, при вокзалах и автостанциях всегда есть отделения банков – чаще всего встречаются Parex и Hansa, очереди в них организованы на западный манер – отрываешь талончик с номером и ждешь, пока твой номер не высветится на табло. Обменять валюту или снять деньги с кредитки также можно в киосках на улице – Snoras, которыми предпочитают пользоваться местные жители (видимо, так удобнее и комиссии меньше, но не уверен).
Язык. В таких местах, как Вильнюс, Друскининкай, Тракай и Паланга, русский язык понимают практически все (а кто не понимает – им же хуже). Подобно латышам, полякам и чехам, многие литовцы активно используют русский мат. Также нередко в речи литовцев проскальзывают русские слова-«паразиты»: ну, давай, короче. В Каунасе по-русски говорят уже с трудом. В Клайпеде все зависит от того, с кем вы имеете дело – с русским, украинцем, белорусом или потомком литовских крестьян. В последнем случае понимание русского может быть почти нулевым: кроме своего диалекта, крестьянин ничего не знает. Кое-кто из литовцев неплохо понимает английский, немецкий или польский. На Куршской косе мне повстречался интересный персонаж – активный представитель иудейского племени, который почему-то не свалил в Германию и активно зазывал на разных языках прокатиться в Ниду на своем минивэне. Особенно мне понравилось, как он без тени смущения зазывал немцев: Hei, Deutsche Leute, komm zu Hier – Эй, немчура, валите сюда. В общем, немецким пенсионерам так и надо, гитлер-югенд на пенсии вполне заслужил как минимум фамильярности.
Фотоальбомы. Возможно, где-то и есть хорошая литовская полиграфия, но в Тракай и в Вильнюсе мне попадалась откровенная макулатура, причем по завышенным ценам. Даже в книжном магазине на проспекте Гедиминаса небольшой фотоальбом сомнительного качества по Вильнюсу стоит 41,25 лит (412 рублей), а более-менее крупный фотоальбом по Литве – 800 рублей. В Польше, например, фотоальбомы такого же объема, но более высокого качества стоят в два раза дешевле. Единственное, что в Вильнюсе стоит дешево, - переписать цифровые фото на компакт-диск – для флэшки объемом 512 Мб – 4-5 лит (40-50 рублей), включая стоимость CD. Сделать это можно в здании автовокзала, на проспекте Гедиминаса и т.д.
Карты. В Москве приобрести карты Вильнюса, Каунаса и других литовских городов можно в таких местах, как магазин «Атлас» у «Детского мира», «Дом книги» на Новом Арбате, «Библио-Глобус» на Мясницкой. Только делать это вам вряд ли захочется – карты стоят по 300-500 рублей. Как мне пояснили, карты
Лондона,
Парижа или Праги стоят в разы дешевле, потому что их печатают все подряд, а карты литовских городов – это вещи для узкого круга лиц. В самой Литве хорошие подробные карты местных городов стоят по 60-100 рублей.
Путеводители и инфа из интернета. Можно, конечно, приобрести за 320 рублей путеводитель по Литве Томаса Кука, но только если вы турист американского типа – «деньги есть, ума не надо»: в гиде рекомендуются хорошие недешевые гостиницы и рестораны, но часть, посвященная достопримечательностям, - откровенно убогая. Лучше взять информацию из русскоязычной части интернета.
Полезные ссылки:
http://www.talusha1.narod.ru/travel/lithuania/lithuania_txt.htm#p0_1 - подробная информация о всех
достопримечательностях Вильнюса и Каунаса.
http://www.otzyv.ru/read.php?let=15920&v=020507152403&p=0 - опыт съема жилья и отдыха в Паланге.
http://ve.free-travels.ru/articles/item.php?country=lithuania - практическая информация о путешествиях по Литве от автостопщиков.
http://wilno.prv.pl, открыть меню plan wilna - две карты Старого города Вильнюса с польского сайта с наглядным указанием основных достопримечательностей.