По следам Великого княжества Литовского (окончание)

Глеб Страна:Литва
Город: Паланга
Время отдыха: Дата вылета июнь 2007

Дата09.07.07 Хороший отзыв2 Ответов 1 Просмотрели10199

Куршская коса – вы не скажете, где здесь домик Томаса Манна?
Как и про Палангу, про Куршскую косу писали в отзывах, так что от себя добавлю только некоторые детали. В информационном центре в Паланге мне сказали, что туристические экскурсии на косу организуются раз в 2-3 недели. Теплоходы ходят вдоль литовской части косы в пятницу, субботу и воскресенье: рейс начинается в 10 утра и заканчивается только вечером. Теплоходы высаживают пассажиров в разных местах косы, давая пассажирам некоторое время для осмотра. Каждый переезд от одного поселка на косе до другого стоит 25 лит – в общей сложности 100 лит (1000 рублей, между прочим).
Большинство жителей Клайпеды ездит на косу двумя паромами - пешеходным и автомобильным. Пешеходный отправляется от пристани недалеко от руин замка и идет минут 5. Рядом с пристанью на косе есть остановка автопоезда, на котором можно доехать до дельфинария и морского музея, расположенного в прусском форте конца XIX в. – Nehrungsfort. Немцы всегда были мастерами на такие штуки: форт запирает вход со стороны моря в Куршский залив, подобно тому, как замок крестоносцев запирал вход в реку Дане. Форт интересен сам по себе – круглый редут в центре, капониры для обстрела атакующих с флангов, ров с водой и т.п. Внутри редута устроено множество аквариумов с крабами, угрями, тюленями, пингвинами и т.п. Экскурсии с гидом по-литовски стоят 20 лит, на других языках (русском, английском, немецком) - 40 лит. Неплохая разница в цене, особенно если учесть, что музей был создан в советское время в местах, где литовцы всегда составляли меньшинство населения.
От той же пристани, куда причаливает паром, на автобусе можно доехать до Ниды – главной достопримечательности Куршской косы. Обычно автобусы ходят каждый час, но есть два двухчасовых перерыва днем и вечером. Можно доехать и на маршрутке, что будет стоить чуть дороже – 10 лит. Ехать около часа. Как написал один автор интернет-отзыва, в Ниде отдыхают «гитлеровцы-пенсионеры, приезжающие сюда, на бывшие немецкие земли, погрустить о великой Германии». Не знаю, гитлеровцы они или нет, но в Ниде действительно полно пожилых немцев с грустными глазами, хотя немчура, даже пожилая, - обычно очень веселая. Нида действительно до сих пор сильно смахивает на немецкий курортный городок: подновленные фахверковые дома 1920-х годов с черепичными крышами, надписи Kambarai Nuoma дублируются на немецком – Zimmer Frei, в кафе крутят записи с немецкими песнями, да и сама немчура повсюду: литовцы активно «разводят» немцев в янтарной галерее, продавая даже самые дешевые побрякушки по 20 евро, в кафешках, где цены на рыбные блюда начинаются от 20-30 лит (200-300 рублей), и т.д.
На окраине Ниды стоит посещения домик известного немецкого писателя Томаса Манна. Домик совсем маленький – то, что по-итальянски называется вилла, по-английски – коттедж, по-французски – шале, а по-русски – дача. Несмотря на небольшие размеры, дача Маннов – очень приятное место для отдыха: она стоит на холме, поросшем соснами, с которого открывается великолепный вид на Куршский залив (его ширина в том месте такова, что противоположного берега даже не видно). Известно, что писатели и поэты знали толк в том, где отдыхать и творить. Тот же Манн отдыхал и работал на косе Лидо недалеко от Венеции (см. мой отзыв «Самостоятельный отдых в Италии), Гоголь писал «Мертвые души» в Риме, Горький «Мать» - на острове Капри, Тургенев «Дым» - в Баден-Бадене, Максим Леонидов «То ли девочку, а то ли виденье» - в Каннах, а Маринина ездит в Баден просто на отдых.
Конечно, если есть денежки и желание, отдыхать надо именно на Куршской косе, а не в Паланге. Местные жители считают, что на косе пляжи намного чище. Но это даже не главное. Коса имеет в ширину около двух километров и засажена соснами. С одной стороны плещется Балтийское море, с другой – Куршский залив. Атмосфера – просто офигительная, пользительная донельзя. На пляжах народу действительно мало, а песок прямо хрустит под ногами. Повсюду открываются настолько живописные виды, что на косе полно будущих художников - ребят и девчонок, приезжающих туда на этюды. А если хочется разнообразия, то можно, как отдыхающие здесь немцы, пошастать по дюнам. Это занятие советуют всем. Только на туристов, вернувшихся из дюн, жалко смотреть: пустыня, пусть и маленькая – и в Африке пустыня.
Ну и напоследок два «бонуса» - «общеобразовательный» и практический.
Про балтов и про янтарь
Несмотря на всяческие трения между русскими и прибалтами, неоспоримым является тот факт, что балты – это ближайшие родственники славян. Некоторые ученые даже считают, что в определенный исторический период существовало балто-славянское единство, то есть группа близкородственных племен, объединявшая предков балтов и славян, говоривших на схожих наречиях. Часть балтов проживала даже на территории Москвы и Подмосковья, например, балтское происхождение имеют названия рек Яуза (Овсяная) в Москве и Можайка, по которой назван Можайск (ср. лит. mazas – маленький).
Сегодня принято выделять три группы балтов: западных, восточных и днепровских. Западные балты были наиболее близки в культурном и языковом отношении к славянам и одновременно являлись самыми активными и «продвинутыми» из всех балтийских племен. К западным балтам относились: предки кашубов на территории современной Польши (жили к западу от устья Вислы, очень рано были славянизированы), уничтоженные тевтонскими крестоносцами пруссы, ассимилированные поляками и литовцами ятвяги, а также вошедшие в состав латышей курши. Возможно, к западным балтам принадлежала голядь (галинды), жившая на реке Оке и ее притоке Протве вплоть до XII в. – «галиндами» назывались западные балты, соседствовавшие с пруссами и ятвягами.
Как считала известная литовская исследовательница М.Гимбутас и прочие авторитетные ученые, своей «продвинутостью» западные балты были обязаны тому, что они и их предки веками и даже тысячелетиями добывали янтарь и поставляли его на экспорт по всей Европе. Уже три с половиной тысячи лет назад протобалты широко экспортировали «золото Севера» носителям крито-микенской цивилизации, обитавшим на территории современной Греции. Изделия из балтийского янтаря также находят в Месопотамии, Египте и по всей Италии. Благодаря тысячелетнему янтарному пути, западные балты и их предки получали от древних греков и римлян изделия из бронзы, железа, золотые монеты и прочие материальные достижения цивилизации. Некоторые ученые полагают, что отдельные представители западных балтов и их предков добирались до севера Италии и до Греции, где они почитали дельфийского оракула, а римские торговцы и купцы приезжали в земли западных балтов и пытались наладить там местное производство по «западным технологиям». Во всяком случае, романизованные кельты-торговцы и ремесленники жили среди пруссов в I в. н.э.
В раннем средневековье западные балты также показали себя. Например, вместе с готами, высаживавшимися в устье Вислы, во I-II вв. н.э. пруссы совершали походы на Скифию, то бишь на западную Украину вплоть до Черного моря, а возможно, и на Римскую империю. Вместе с предками кривичей и ильменских словен западные балты осуществляли колонизацию нынешней северной Белоруссии и севера России. В эпоху викингов, в VII-IX вв. курши не только отражали набеги на их земли данов и шведов, но и сами устраивали пиратские рейды против скандинавов.
У западных балтов начали складываться и свои города. На месте основанного немцами в 1237 году Эльбинга, как минимум с 700 по 850-880 годы существовало прусское торгово-ремесленное поселение Трусо, ведшее с германцами торговлю по морю. Вплоть до 1016 года у основания Куршской косы действовало аналогичное прусское поселение - Кауп (его также называли Гинтийар, от прус. gintars – янтарь). Кауп контролировал торговый путь от Немана на Готланд и в Швецию, но был уничтожен датчанами. А в XII-XIII вв. пруссы прославились своими марш-бросками в земли поляков – вплоть до западного берега Вислы и Мазовии, за что они, собственно, потом и поплатились.
Днепровские и восточные балты, называемые также летто-литовцами (они были непосредственными предками литовцев и латышей), существенно отличались от западных балтов. Веками они жили в глухих лесах в стороне от общеевропейской истории. Именно этим объясняется то, что современный литовский язык является ближайшим родственником давно «мертвых» санскрита и латыни. Язык неизбежно меняется тогда, когда в обществе происходят политические, экономические, социальные и прочие «сдвиги» (яркое свидетельство тому – как изменился «великий могучий» в последние 15 лет). Если же сдвигов нет… Простой пример: и в западных, и в восточных славянских языках есть слово «цена». Произошло оно от индоевропейского kainas – отпало s, дифтонг ai стянулся в e, k палатализировалось в ц. Все это случилось тогда, когда предки русских, поляков и прочих славян еще не разделились на различные народы, то есть около двух с половиной тысяч лет тому назад. А вот в литовском слово kaina существует и поныне. Так что восточные балты, сами того не желая, сделали шикарный подарок исследователям индоевропейских языков.
Со временем судьбы восточных и днепровских балтов разошлись. Под воздействием западных балтов и славян, летто-литовцы включились в европейскую историю. Вначале от западных балтов к восточным поступали металлические изделия и прочие «последние новинки» из Европы. Затем в IV-VI вв. славяне и часть западных балтов двинулись на северо-восток, по пути либо ассимилируя летто-литовцев, либо оттесняя их на северо-запад, на территорию нынешних Латвии и Литвы. В итоге предки латышей передвинулись к морю со своих исконных земель в теперешней северо-восточной Белоруссии и прилегающей части России (где позднее возникли Полоцк, Витебск, Смоленск), а предки литовцев – со своей родины в центральной и северной Белоруссии (где теперь Минск, Лида и пр.). При этом летто-литовцы сохранили прежние племенные различия: не зря в последующие века в Литве существовало деление на «верхних» аукштайтов и «нижних» жемайтов, а в Латвии – на земгалов и латгалов. Но если латгалы и жемайты долгое время продолжали жить по старинке, то аукштайты сумели создать крупнейшее в Европе государство - ВКЛ, а земгалы, имевшие торговую гавань в районе современной Юрмалы и затем составившие значительную часть населения Риги, заложили основы латышского народа.
Днепровские же балты (жили по среднему течению Днепра, на территории южной Белоруссии и северной Украины) и те летто-литовцы, что остались на своих местах при расселении славян, к VIII-IX вв. были полностью ими ассимилированы. Впрочем, этот вопрос до сих пор остается не вполне ясным. Хотя днепровские и часть восточных балтов освоили славянские язык и культуру, они, безусловно, внесли свой вклад в формирование белорусов. Например, белорусское «аканье» и «яканье» явно имеет балтийское происхождение (в литовском буква «е» поныне читается как «я») – подобно тому, как характерное фрикативное «г» досталось украинцам от скифов и сарматов. Также существуют карты распространения верхнеднепровско-валдайского антропологического типа, которые ясно показывают, что в средние века внешность жителей нынешней Белоруссии была совершенно идентична внешности пруссов, аукштайтов, земгалов и прочих балтов.
Так что включение белорусских земель в состав ВКЛ было вполне закономерным событием. А во время гражданской войны, в феврале 1919 года, на первом съезде советов Литвы была принята декларация об объединении советской Литвы и советской Белоруссии и провозглашено образование Литовско-Белорусской ССР («Литбел»). Показательно и нынешнее литовское название Белоруссии - Балта-русия (прямо «Руссо-Балт»). Возможно, даже нынешнее «застревание» Белоруссии в советской эпохе обусловлено теми же географическими и климатическими причинами, что и «консервация» общества и языка восточных и днепровских балтов.
Некоторые практические замечания
Транспорт. Считается, что от Москвы до Вильнюса дешевле доехать, взяв билет на поезд до Калининграда, так как в последнем случае стоимость билета рассчитывается не по международному, а по внутрироссийскому тарифу. Обратно, скорее всего, дешевле доехать прямым поездом Вильнюс – Москва. При мне в кассах Белорусского вокзала женщина брала билет в купе Москва – Калининград за 3 с лишним тысячи, а билет Вильнюс – Москва в столице Литвы стоит 220 лит (2200 рублей) в купе и 120 – плацкарт (с бельем). По самой Литве приходится перемещаться на автотранспорте, так как о местной детской железной дороге вы можете сразу забыть. Как и в Белоруссии, Латвии, Калининградской области и т.д., ж.д.-транспорт в Литве относится к разряду вымирающих. Например, ж.-д.-ветка Гродно – Друскининкай хоть и значится на картах, но уже давно разобрана, а дизель Друскининкай – Вильнюс следует с заходом на территорию Белоруссии (для поездки в 100 км две границы – это слишком).
Автобусы и маршрутки, как вы поняли, ходят часто, но стоят дорого. Например, билет на автобус Паланга – Вильнюс стоит 55,5 лит (550 рублей), на поезд - 42,1, но к этому надо еще прибавить билет на маршрутку за 4 лита и крайне редкое отправление поездов. Автопарк в Литве, конечно, получше, чем в Белоруссии, но все равно являет собой живописное сочетание «Сканий», «Икарусов» и прочих западно- и восточно-европейских машин разных годов выпуска - от совсем старых и раздолбанных до вполне новых и приличных. Наряду с автобусами, и в Литве, и в Белоруссии на междугородних маршрутах используются немецкие минивэны Mercedes. Всем они хороши, только форточки (а нередко и люки в крыше) в них не предусмотрены. А если учесть, что кондиционер жрет много бензина, а стоит он в Литве и Белоруссии очень дорого, то легко догадаться, что водители маршруток кондиционеры принципиально не включают.
С городским транспортом проще – в Вильнюсе он представлен преимущественно чешскими автобусами Karosa с «гармошкой» и троллейбусами (есть энгельсовские, но мое воображение поразили огромные трехосные монстры Solaris). В Каунасе ходят преимущественно энгельсовские троллейбусы и маршрутки Mercedes. Почему-то трамваи в Литве не жалуют – либо это признак отставания региона в период промышленной революции, либо связано с чересчур маленькой шириной улиц в городах.
Питание. Кафе и ресторанов в литовских городах, посещаемых туристами, вполне достаточно. Из сетевых марок особенно заметны «Делано» и «Чили Пика» – вариант для семейного отдыха или «куда сводить приличную девушку». В общем, чинно-благопристойно, всякие салатики и десерты. «Делано» получше будет. Это сеть, которая, видимо, работает по франшизе латвийской «Лидо». В «Делано» выдержаны те же принципы, что и в «Лидо»: самообслуживание, интересные интерьеры, большой выбор качественных блюд при относительно невысоких ценах. Но, в отличие от «Лидо» в Риге и в Минске, где просто толпы народа, в «Делано» на проспекте Гедиминаса в Вильнюсе посетителей немного. В целом, кафешки в Литве - приличные, обслуживание быстрое и ненавязчивое, кухня неплохая. «Плохие» только цены – даже в Польше в прошлом году они были ниже, не говоря уже о Чехии (хотя, возможно, все дело в инфляции по всей Восточной Европе).
Можно питаться и едой из супермаркетов, скажем, готовыми блюдами из кулинарии. Например, в Паланге так делают почти все отдыхающие – литовцы, русские, англичане и т.д. Наиболее часто из продуктовых супермаркетов встречаются скандинавская Iki и литовская Maxima, в спальных районах попадается Norfa и т.п. Мини-маркеты Iki называются Iki-ukas, а Maxima, ранее именовавшаяся Vilniaus Prekyba («Вильнюсская торговля»), делит свои магазины по форматам с помощью крестов (или буквы X). Один крест – мини-маркет, два – супермаркет, три – гипермаркет. XL и XXL я не видел. Торговый центр по-литовски – prekybas centras, самые известные ТЦ в Вильнюсе, Каунасе и т.д. – Akropolis, которые по-моему принадлежат все той же Maxima.
Банки. В торговых центрах, при вокзалах и автостанциях всегда есть отделения банков – чаще всего встречаются Parex и Hansa, очереди в них организованы на западный манер – отрываешь талончик с номером и ждешь, пока твой номер не высветится на табло. Обменять валюту или снять деньги с кредитки также можно в киосках на улице – Snoras, которыми предпочитают пользоваться местные жители (видимо, так удобнее и комиссии меньше, но не уверен).
Язык. В таких местах, как Вильнюс, Друскининкай, Тракай и Паланга, русский язык понимают практически все (а кто не понимает – им же хуже). Подобно латышам, полякам и чехам, многие литовцы активно используют русский мат. Также нередко в речи литовцев проскальзывают русские слова-«паразиты»: ну, давай, короче. В Каунасе по-русски говорят уже с трудом. В Клайпеде все зависит от того, с кем вы имеете дело – с русским, украинцем, белорусом или потомком литовских крестьян. В последнем случае понимание русского может быть почти нулевым: кроме своего диалекта, крестьянин ничего не знает. Кое-кто из литовцев неплохо понимает английский, немецкий или польский. На Куршской косе мне повстречался интересный персонаж – активный представитель иудейского племени, который почему-то не свалил в Германию и активно зазывал на разных языках прокатиться в Ниду на своем минивэне. Особенно мне понравилось, как он без тени смущения зазывал немцев: Hei, Deutsche Leute, komm zu Hier – Эй, немчура, валите сюда. В общем, немецким пенсионерам так и надо, гитлер-югенд на пенсии вполне заслужил как минимум фамильярности.
Фотоальбомы. Возможно, где-то и есть хорошая литовская полиграфия, но в Тракай и в Вильнюсе мне попадалась откровенная макулатура, причем по завышенным ценам. Даже в книжном магазине на проспекте Гедиминаса небольшой фотоальбом сомнительного качества по Вильнюсу стоит 41,25 лит (412 рублей), а более-менее крупный фотоальбом по Литве – 800 рублей. В Польше, например, фотоальбомы такого же объема, но более высокого качества стоят в два раза дешевле. Единственное, что в Вильнюсе стоит дешево, - переписать цифровые фото на компакт-диск – для флэшки объемом 512 Мб – 4-5 лит (40-50 рублей), включая стоимость CD. Сделать это можно в здании автовокзала, на проспекте Гедиминаса и т.д.
Карты. В Москве приобрести карты Вильнюса, Каунаса и других литовских городов можно в таких местах, как магазин «Атлас» у «Детского мира», «Дом книги» на Новом Арбате, «Библио-Глобус» на Мясницкой. Только делать это вам вряд ли захочется – карты стоят по 300-500 рублей. Как мне пояснили, карты Лондона, Парижа или Праги стоят в разы дешевле, потому что их печатают все подряд, а карты литовских городов – это вещи для узкого круга лиц. В самой Литве хорошие подробные карты местных городов стоят по 60-100 рублей.
Путеводители и инфа из интернета. Можно, конечно, приобрести за 320 рублей путеводитель по Литве Томаса Кука, но только если вы турист американского типа – «деньги есть, ума не надо»: в гиде рекомендуются хорошие недешевые гостиницы и рестораны, но часть, посвященная достопримечательностям, - откровенно убогая. Лучше взять информацию из русскоязычной части интернета.
Полезные ссылки:
http://www.talusha1.narod.ru/travel/lithuania/lithuania_txt.htm#p0_1 - подробная информация о всех достопримечательностях Вильнюса и Каунаса.
http://www.otzyv.ru/read.php?let=15920&v=020507152403&p=0 - опыт съема жилья и отдыха в Паланге.
http://ve.free-travels.ru/articles/item.php?country=lithuania - практическая информация о путешествиях по Литве от автостопщиков.
http://wilno.prv.pl, открыть меню plan wilna - две карты Старого города Вильнюса с польского сайта с наглядным указанием основных достопримечательностей.


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Литве

"Превращай мысли в слова, а слова — в чудо"
Павел Щербань  Павел Щербань   Литва   Дата вылета  октябрь 2018
Все-таки надо лучше готовиться к поездам:))) Не скажу, что я тогда совсем не готовился. Я ведь узнал, что одной из достопримечательностей Клайпеда является скульптура Русалки. О голых русалках замолвим словечко Но мое удивление вызвала...
Читать далее

Дата 09.07.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели170

Кто-кто в ... черной башне... живет?
Павел Щербань  Павел Щербань   Литва   Дата вылета  октябрь 2018
Во время прогулки по Клайпеде меня заинтересовал необычный памятник в виде черного железного ящика. Я его отфотографировал со всех сторон, решив, что дома о нем все узнаю. Да вот незадача — о нем практически нет информации, даже упоминаний...
Читать далее

Дата 23.07.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели157

Клайпеда. Вечерняя ознакомительная прогулка по городу
Павел Щербань  Павел Щербань   Литва   Дата вылета  октябрь 2019
Лето — отличная пора для путешествий. И главный лично для меня фактор не температура воздуха, а длинна светового дня. В тот день утром выехали из Каунаса Каунас погожим летним вечером ... ... проехали всю литовскую часть Куршской ...
Читать далее

Дата 25.07.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели186

Дождливый Вильнюс
Nomad  Nomad   Литва   Дата вылета  июль 2019
Вильнюс давно не давал мне покоя… Посетив несколько раз Ригу и один раз Таллин, мне очень хотелось сравнить с ними третью прибалтийскую столицу. И вот, я выбрал самый фиговый день самого фигового лета, и улетел на выходные в Вильнюс… ...
Читать далее

Дата 12.02.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели146

Солнечный Тракай
Nomad  Nomad   Литва   Дата вылета  июль 2019
Промокнув в первый день, следующим утром я осторожно выглянул в окно… Ведь сегодня я собирался ехать в Тракай, и кто знает, о чем говорю, поймет, что Тракай хорош на ярком солнышке. Так вот, выглянув в окно, я не увидел вообще ничего. Вильню...
Читать далее

Дата 24.02.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели130

Отзывы туристов