ЛАДАКХ – ЗЕМЛЯ БУДДЫ МАЙТРЕЙИ
Это очередная экспедицию для обучения древнему искусству не стареть, известного иначе как «Кайя кальпа» или тибетская практика «набирания соков», мы долго не раздумывали – конечно же, на этот раз местом проведения учебного цикла должен стать Ладакх – земля грядущего будды Майтрейи. Именно здесь один раз в четыре года и в 12 лет проводятся особенно красочные праздники имеющие как тысячелетнюю историю, так и глубокий сакральный смысл известный лишь посвященным. Но, наш читатель человек практичный, по этому мы решили дождаться подходящей фазы луны и с группой в 15 человек направили свои стопы и помыслы к древним вратам Тибета под руководством профессора Ю. Захарова, обучающего древнему искусству уровня ати йоги не стареть, организованную агентством «Нирвана-тур».
Ладакх - суровый и величественный край, земля тишины и покоя, которую во время религиозных праздников нарушает бой барабанов, сопровождающий ритуальные танцы лам в масках. Край чортенов - придорожных святынь из камня, в форме пагод без окон и дверей. Особая роль принадлежит ринг-сел чортенам. Существует поверие, что у лам, достигнувших духовного совершенства, возле сердца появляется жемчужина (ринг-сел), которую можно найти в их пепле. Считается, что такая жемчужина была обнаружена в пепле Будды. Ринг-сел чортены посвящены миру. Они известны как «Шанти ступа» - пагода мира. Именно здесь мы сделали первую свою медитативную практику посвятив полученные заслуги от реализации на благо всех живых существ.
В Ладакхе только два времени года: холодная зима, когда ртутный столбик термометра опускается до уровня - 40°С и короткое знойное лето (+37°С). Многие приезжают сюда с желанием познать новое или заняться водным спортом и альпинизмом. Но в наши дни больше всего в Ладакх туристов влекут гомпы - буддийские монастыри, разбросанные по голым скалам и бесплодным равнинам словно фантастические города. Даже самые скромные уголки в гомпах украшают яркие картины. Религиозные сцены и эпизоды из жизни Будды изображены на тханках - картинах, выполненных на шелке или холсте. Тханки, как святыни, не продаются. Искусству тханки обучают в центре искусств и ремесел в Лехе. Загадочная страна в долинах между хребтами Гималаев на высоте от 2750 до 7670 м над уровнем моря, на протяжении почти 900 лет отрезанная от внешнего мира.
Впервые открыта для посещения иностранцами в 1974 г., а некоторые районы всего несколько лет назад. Страна, где 90% населения буддисты. Страна красочных религиозных праздников, где ламы в масках под бой барабанов исполняют ритуальные танцы, отшельники уединяются в недоступных пещерах и бесчисленные монастыри и ступы возвышаются среди скал и долин. Страна, куда можно попасть всего несколько месяцев в году (в остальное время перевалы закрыты) и где некоторыми исследователями помещалась легендарная Шамбала.
Столица Ладакха, расположенная на высоте около 3500 м в 434 км от Шринагара в верховьях реки Инд (Синдху) – одной из семи священных рек
Индии. Омовение в Инде, по преданию, освобождает от всех грехов, естественно наши участники не смотря на прохладную ледниковую воду не замедлили воспользоваться подобным шансом. Население Леха составляет около 30 тысяч человек. Город очень живописный, для туристов построено несколько удобных и комфортабельных гостиниц. К основным достопримечательностям можно отнести девятиэтажный Дворец правителя Леха построенный в начале 17 века. Стены украшены старинными фресками, посвященными жизни Будды, к сожалению, он до сих пор не реставрировался. На горе находятся монастыри Намгьял Тсемо (или Leh Gompa) и Тсемо (Red Gompа), построеные в 15 веке, в которых хранятся статуи Будды и древние манускрипты.
Расположенный в 45 км от Леха Хемис - самый богатый, крупный и известный монастырь в Ладакхе. Он был основан в 17 веке. В монастыре богатейшая коллекция драгоценных скульптур и реликвий, доступ к которым открыт немногим посетителям. Здесь же хранится библиотека со старинными манускриптами, среди которых наш соотечественник и исследователь Николай Натович нашел в 1888 году уникальную рукопись, свидетельствующую о пребывании Иисуса Христа в Индии. Переведенная на русский язык она известна как «Жизнь святого Иссы – лучшего из сынов человеческих», эта рукопись полностью была опубликована во втором номере нашего Журнала за 2003 год (см. архив статей на нашем сайте
WWW.ZNAT.RU). Мы долго беседовали с настоятелем монастыря, который показал нам священные манускрипты не разрешив при этом снимать, но уверил в том, что вскоре будет достроена библиотека-музей при монастыре, и там доступ к бесценным реликвиям будет открыт всем желающим, а пока с ними могут ознакомиться ученые, имеющие официальное письмо от Академии наук. В течение трех дней здесь пышно отмечается праздник, посвященный основателю тибетского буддизма Гуру Падмасамбхаве.
Мы стали не только зрителями, но и участниками праздника. Дело в том, что костюмированное представление на которое съезжается множество иностранных гостей не просто зрелищное шоу – это настоящая ритуальна практика. Считается, что в течение 48 дней после смерти душа человека пребывает в промежуточном состоянии называемым «бардо» и те, кто имел опыт особой духовной практики «шитро» или иной в это время могут видеть явление различных божеств и существ поняв природу которых, практикующий может в одно мгновение освободиться от уз сансары и более не рождаться в этом мире став Буддой. Те же, кто не имеют религиозного опыта полученного во время жизни видят в момент смерти только звуки и лучи света не понимая, что происходит, после чего их сознание прерывается и они обретают рождение в новом теле…
Именно описанный выше процесс и демонстрируется зрителям. Как в начале медитации практикующий визуализирует древо прибежища – будду, учителей, божеств, так и на импровизированной сцене – монастырской площади друг за другом выходят загадочные персонажи в красочных масках. Здесь простой народ далекий от созерцательной практики воочию может увидеть то, что происходит в умах монахов занимающихся медитацией. Традиция этого праздника насчитывает более чем 200-х летнюю историю. Каждые 12 лет (в год обезьяны по тибетскому календарю) этот праздник приобретает особое значение: монахам и паломникам представляют огромных размеров (высотой с 2-х этажный дом) танку с изображением Падмасамбхавы, украшенную искусной вышивкой, жемчугом и полудрагоценными камнями.
Ламаюру – монастырь основанный в 11 веке великим подвижником Наропой – именно он медитировал в небольшой пещере (см. фото) на вершине горы, в то время, когда вокруг было огромное озеро. Здесь он предрек, что на этом месте будет воздвигнут большой монастырь. Внизу у подножия горы имеется еще одна пещера, где к практике медитации приобщились и члены нашей группы.
Спитук, построенный в 15 веке н. э., находится в 8 км от Леха на вершине горы, откуда открывается потрясающий вид на долину Инда. В монастыре хранится множество танка, коллекции масок, оружия и изображение "Махакали". Изображение Кали закрыто все время кроме праздника, который проводится в январе раз в два года. В монастыре имеется очень священное место – здесь на самой вершине горы расположен древний храм Кали, который в свою очередь был построен на еще более древнем святилище добуддийской и шиваисской эры. Не смотря на запреты для простых смертных, нам разрешили как посетить, так и сфотографировать храм. Здесь же мы выполнили полный цикл практики посвященный восстановлению энергетического баланса в организме имеющего побочный эффект – омоложение.
Из Ладакха через Мульбек мы отправились в Шринагар. Мульбек можно назвать – вратами Ладакха. Это типичное буддийское поселение, расположенное в 45 км от Каргила известно по вырубленной в скале 9-метровой скульптуре Будды грядущего – Майтреи. Этот датируемый 7-8 веком монумент встречает на пути всех проезжающих по дороге из Кашмира в Лех, а в его храме можно встретить все главные персонажи практиков Дзог-чен в виде фресок. На протяжении маршрута по Ладакху нас сопровождал бывший буддистский монах, а ныне экскурсовод. Оказалось, что его еще в детстве по древней традиции отдали в монастырь, где он пробыл 12 лет, к сожалению, за это время он не смог постигнуть того, что наши участники благодаря прямому пути Дзог-па-чен-по достигли за пять дней, тем более что страсти по его словам наполнившие юношу к 14 годам, сделали пребывание его в монастыре невозможным, и он покинул обитель, решив жить обычной жизнью. Теперь работает экскурсоводом и мечтает создать семью. По его словам сейчас в монастырях Ладакха осталось очень мало монахов – в некоторых монастырях их не более пяти! И более того, все больше становится западных людей, принявших монашеские обеты и выполняющие религиозные практики тантризма даже более усердно и осознанно, нежели коренное население. Вот как бывает на земле будды Майтрейи.
Да, к стати, а кто такой этот Майтрейя? По словам того же «монаха» один раз в несколько сотен лет на землю для восстановления дхармы (учения) является очередной Будда, но здесь я не соглашусь с пандитом и геше и выскажу свою точку зрения – будда, это особое состояние сознания, а в завершеющей фазе духовной реализации и тела, которого достигают все практикующие рано или поздно.
Так, на пример, на пятый день нашей поездки все участники нашей экспедиции уже осознавали себя Буддой, кому-то это покажется противоестественным - значит вы еще не «просветлены», и ваше знание омрачено неведением. Учитель помогает устранить это неведение, помогая вам самим открыть глаза и взглянув внутрь себя осознать в себе будду, так что, Будда Майтрейя – это символ того, что каждое мгновение на земле появляется по новому будде Майтрейе. Он «приходит» каждое мгновение, как только практик увидит его в себе.
Но нам пора в дорогу. Расположенный в долинах, в окружении гималайских вершин, Кашмир - один из сияющих драгоценностей в короне Индии. Однажды посетив Кашмир, вы поймете, что мечта воплощается в незабываемую реальность… Если верить легенде, то когда-то в незапамятные времена между Средними и Большими Гималаями было огромное озеро. Могущественные боги осушили его, и заполнили живописными лесами, синими озерами и цветами. Так появилась Кашмирская долина - одно из самых прекрасных мест на земле. Здесь сказка становится былью, воздух звенит словно горный хрусталь, а сады рассказывают удивительные истории о Великих Моголах, которые оставили в Кашмире свое сердце.
Со времен первого из Великих Моголов - Бабура в Кашмирской долине появились сады, окруженные гробницами и дворцами. Особенно красивы сады Сринагара - столицы Кашмира, названной так по имени богини Шри - Лакшми, супруги бога Вишну, богини счастья и богатства. Могольские сады озера Дал в Сринагаре поражают воображение. Наиболее древний из них - Насим Багх (Сапфировый сад), созданный императором Акбаром в 16 веке. Но, конечно, бесценная жемчужина Сринагара - сад Шалимар Багх (Сад любви). Его создал сын великого Акбара - император и поэт Джахангир в 1619 году для своей жены Нур Джахан. В нем располагалось три мраморных павильона, построенных на трех наклонных террасах. В первый павильон допускалась публика, второй был предназначен для гостей императора, третий - для женщин гарема. Террасы были украшены мраморными беседками, каналами и фонтанами. “
Венеция Востока”, так часто называют Сринагар, знаменита и необычными домами - кораблями на озерах Нагин и Дал, появившимися здесь после прихода англичан. Земля Кашмира помнит и императора Ашоку, который принес с собой буддизм.
На побережье озера Дал находится величественная святыня Хазратбал, также известная как “Вторая Медина”. Здесь в трубке из молочного стекла хранится священная реликвия - волосы пророка Мохаммада. Истоки знаменитого философского направления в буддизме - махаяны и кашмирского шиваизма, или Трикку, - в Кашмире. Недаром великий Будда сказал: “Земля Кашмира - наилучшая обитель для созерцания и размышления”. Гулмарг - один из высокогорных курортов, расположен на высоте 2730 м, в 56 км от Шринагара. Многоцветие зеленых лугов, склоны гор, погруженных в тишину, нарушаемую лишь перезвоном колокольчиков неторопливо бредущих коров… идеальная картина для вдохновения, не даром многие индийские фильмы снимались именно здесь.
Роза бал – ныне эта святыня мусульман, но если верить легенде именно здесь покоются физические останки Иссы (Иисуса Христа) и Мариам (Марии Магдолины). Примечательно, что много веков назад некому пришлому арамейскому роду передали эту святыню. И лишь совсем недавно они были вынуждены принять Ислам и даже построить рядом мечеть лишь для того, чтобы сохранить древнюю реликвию. Теперь на могиле Христа можно увидеть …арабскую вязь с именами пророка. Сад, где погребена Мариам зарос, а жаль.
Проводя ежедневные медитативно-созерцательные практики мы каждый день видели вдали на горе небольшой храм, это храм основателя философии недвойственности – «Адвайта веданты» Шанкары. Его учение сводится к простому принципу – смотреть на вещи не оценивая их и не подразделяя на хорошие или плохие, ведь рассудочная оценка это всего лишь оценка данная вашим умом, а смотреть на них и принимать их такими каковы они есть. Это место поклонения известно с 2500 г. до н.э. Храм назван в честь философа Шанкарачарьи, который останавливался здесь, чтобы возродить Санатан Дхарму почти 10 столетий назад.
Храм Шанкарачарья, в котором у Шри Ауробиндо было духовное переживание в 1903, это - древний храм Шивы. Внутренний зал - 4,3 м в диаметре. Храм расположен на вершине холма Шанкарачарья (другое название холма - "Takht-e-Sulaiman", трон Сулеймана) у гророда Шринагар. Храм находится примерно на 300 метров над городом. Это - одно из старейших зданий Кашмира. Построен Джалукой (Jaluka), сыном императора Ашоки около 200 года до н.э., потомком рода Пандавов! Нынешним обликом и интерьером храм обязан неизвестному архитектору, жившему во время царствования императора Джехангира. Узнав о целях нашего визита в Шринагар местный брахман сделал специальную пуджу. Считается, что здесь не далеко также находится гробница библейского царя Соломона и иудейского пророка и законоучителя Моисея.
Украшением Шринагара - столицы Кашмира по праву считаются уникальные озера: Дал, Нагин и Анчар. На озерах, особенно на самом большом из них – озере Дал, расположено множество хаусботов, так называемых отелей на воде. Где с «пяти звездочными» удобствами расположились и мы. Некоторые из них находятся рядом с берегом, а некоторые удалены настолько, что добраться до суши можно только на лодке - шикхаре. Путешествие на шикхаре по озерам Шринагара - одна из самых романтичных и впечатляющих экскурсий. Шринагар славен садами, построенными во времена Великих Моголов. Императоры любили этот райский уголок, куда можно было спрятаться от изнуряющей жары равнинной Индии, и создали здесь природный оазис, подобный садам
Самарканда и Кабула. К сожалению двух недельная встреча с прекрасным подошла к концу, для тех, кто присоединился к нам в этот раз она стала не просто встречей с прекрасным – люди открыли для себя новые духовные горизонты, стали добрее и мудрее, а главное – они запустили с помощью древних восточных практик скрытые механизмы позволяющие организму больше не стареть, а в ряде случаев повернуть процесс вспять. Подробная фото-сессия на сайте
WWW.NIRVANA-TOUR.RU