С 17 по 27 июля 2007 года отправились в речной круиз от компании "ВипТурс" по маршруту
Москва-
Санкт-Петербург-Москва на теплоходе "Илья Муромец", обслуживание на борту осуществляет фирма "Цезарь Трэвел", о чем никто не знал, иначе сразу же насторожились бы, почтя на сайте отзыв о
круизе на теплоходе "Цезарь", надо сказать что о нашем руководителе криза- Чичкове Олеге Александровиче тоже была информация, но кто бы знал, что теперь он также "руководит" на другом теплоходе! Также, к несчастью, нас совсем не насторожила запись питания в турпутевке - трехразовое, оно же было охарактеризовано оператором как "Ресторанное, очень вкусное, никто не жаловался, всем хватает, по меню на выбор из двух блюд" - все не правда.
Вначале отмечу хорошие стороны круиза: пейзаж за окном превосходный, даже в дождь (хотя в это время с крыши в помещении, названном библиотекой, капает вода в заботливо подставленные ведра, то, что там же находится электропроводка от верхнего освещения никого не смущает). Экскурсии в городах по маршруту также очень интересны, несмотря на то, что время прихода теплохода в город и время начала экскурсии не всегда совпадает, половина осматривается бегом, а возвращение к пристани почти совпадает со временем отплытия и посмотреть сувениры или купить поесть, что как Вы поймете далее немаловажно, не всегда удается.
Теперь о неприятных моментах: на теплоходе 2 ресторана, повезло тем, кто сидел в нижнем, по 5-6 человек за стоиками, очень плотно друг к другу, хуже в верхнем ресторане, там было 80 человек по 8 человек за столами кормят в 1 смену, имеются в каждом ресторане2-3 официанта, неторопливых, работают без подносов, поэтому пока каждый донесет по 2 горшочка каши или супа (а жидкие блюда подают исключительно горшочках, они имеют свойство хранить тепло несколько часов) проходит изрядное количество времени, и не важно, пришли Вы первым или последним, ждать будете долго, Вам могут принести кашу последним и Вы ее не сможете есть, так как очень горячо или получите кашу в числе первых, но остынет она через час. Что мешает разнести горшки до 9-00 неясно. До также пометить что второе блюдо после каши (омлет или еще что)подадут только после того, как уберут горшки в кашей со всех столов и не раньше, даже если кашу вы не едите вообще, потому что на раздаче не торопятся и «все в свое время» им же не идти на экскурсию в Вами. Таким же образом подают чай! Термосов с кипятком или кофе не хватает на каждый стол, поэтому их ставят на некоторые столики и при наличии места, иначе надо ждать, что официант к Вам подойдет и нальет, по этой же причине пакетики с чаем и ломтики лимона дают не раньше чая, вдруг Вы будете кофе, а чай заберете с собой! Кто желает, чтобы еще и подали заявленное молоко, должен дождаться своего часа отдельно. Такая же приятная неторопливость присутствует в обед и в ужин. Выбор блюд имеется начиная с 3-4 дня от начала плавания и заканчивается за 2 дня до окончания ( а всего плывем 10 дней, из них в день стоянки в Питере обед- сухой паек( 0,6 л аква минерале, яблоко, йогурт с ложечкой, 2 бутерброда: с салатным листком и огурцом и с тончайшим кусочком карбонада). Замечу сразу: выбирать не из чего, т.к. если одно блюдо будет мясо с макаронами и там хотя бы что-то можно съесть, несмотря на то, что макароны подадут на металлической тарелке и они будут наполовину присохшими к ней, а мясо будет трудно разжевать, но тот кто решится заказать второе блюдо – вегетарианское – пострадает еще больше. В один день мы заказали баклажаны, фаршированные овощами – 200 грамм, а оказалось, что грамм по 70 два кусочка и внутри рис. То есть порции на выбор не соответствуют друг другу по объему и качеству, как впрочем по цене и калорийности тоже. Кроме того, если на ужин Вы закажете капусту, то окажется, что пирожок чаю в ужин тоже с капустой. Надо отметить превосходное знание своего дела поваром, все закупленные продукты используются на 100 %: утренняя колбаса в обед присутствует в солянке, вечером в салате. То же с яйцами, оливками и прочим. Кашу варят исключительно на воде, с комками не только манная, но и геркулесовая каша. Хлеб, который как рассказывают в первый день на встрече с руководителями, пекут сами, ужасает, он серый и крошится, на него невозможно намазать масло, если конечно оно не растаяло совсем. Мясо подают, но неизвестного происхождения, по отзывам знающих пассажиров- брикетированная кегурятина, темное мясо, одинаковыми кусочками. Воду в графин на стол наливают раз за 10 дней, скатерти меняют так же часто, как отвечают – «по мере загрязнения», за время круиза ее не достиг никто, даже те столы где сидели маленькие дети и вытирали сальные руки о скатерть и проливали суп. Картошку для супа рубят огромными ломтями, а после подачи в один прекрасный день ХАРЧО, начался бунт на корабле. Все осчастливленные рестораном (больше 30 человек) собрались в библиотеке и начали составлять акт, требовать представителя фирмы и капитана. Выяснились еще приятные неожиданности: ни в один день и ни в один прием пищи порции не соответствуют заявленной калькуляции, даже йогурт, заявленный как 125 грамм, имел на этикетке надпись 100 гр, что было названо ошибкой бухгалтера; в одном ресторане подавали по 2 блина с яблоками, а в другом по 3, что называлось ошибкой раздатчиков; утром подавали ломти огурца, описанный как 15 грамм, а такой же ломтик в обед уже весил 50 грамм, на вопрос, где еще и 15 грамм салата и как поделить 2 салатных листочка на 4 сидящих за столом, директор ресторана отвечает, что салат для украшения огурцов; харчо состояло из воды, мяса и лука без моркови, томатов, перца и оказалось таким, так как «был шторм», даже после разрешения взвешивать порции на электронных весах на кухне и вывешивания 4 халатов для пассажиров, обвес не прекратился, так как суп наливают «на глаз», а поставить супницы на столы невозможно их не хватает. Чашек тоже хватает не всем и чай наливают в пиалы для супа (с 2 ручками).Некоторым пассажирам казалось, что это прикольно и другие зря ругаются, ведь отпуск один в году. Именно этим и пользуются на «Илье Муромце». Директор ресторана – весьма приятная особа, приживающая на шлюпочной палубе и не посещающая пассажиров по время еды, всегда тиха и корректна, не скандалит, всегда говорит»извините» на все претензии и предлагает взять на кухне добавку тому, кто пришел к ней с жалобой, но больше ничего не меняется, что весьма удобно в их «работе». По дороге в Питер ресторан кормил блинами 54 человека, решили видимо, что размер порций будет незаметен при запивании водкой, а на обратном пути к зеленой стоянке в Ирме, также продавали талоны на шашлыки –450 рублей мясные и по380 рублей рыбные (150 грамм шашлык). Недурно, если учесть, что принимают наличные без использования кассового аппарата и как приходуют деньги – неизвестно. В баре, впрочем, тоже не знают, что такое кассовый чек. Один раз в обед давали мороженное, всех сразило то, что размер порций –120 грамм отличался почти в 2 раза, но что был дан ответ, что »его трудно резать, оно холодное». В заключение после собрания выяснилось, что на питание фирма перечисляет150 рублей на человека в день, чего мы вообще хотим? Недурно при стоимости путевки 35-40 тысяч за 10 дней! Вот почему питание в путевке скромно названо трехразовым без подробностей о цене за сутки.
Также на теплоходе нет титана с горячей водой, имеется 1 чайник на рецепшен на 150 человек и наливают в него воду из-под крана в туалете, утверждают что она озонирована и пригодна для питья, если дождешься своей очереди. Кто только собирается плыть на этом теплоходе – берите кипятильник и кружку в каюту!
Теперь кратко о руководителе круиза – ему за 70, потому можно не бояться уголовной ответственности за прем наличных за уже оплаченные экскурсии. С 80 человек собрал без ведомости по 450 рублей на Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, раздал «билетики» без печати и цены, которые у причала в пос. Свирьстрой у нас забрали, когда рассадили нас в 2 автобуса, прекрасный гид – Галина из «Диана тур» г.Лодейное поле чудесно все рассказывала о своем крае, вместо 3 часов в монастыре ходили 2 часа 40 минут с матушкой, которая сказала на наш нескромный вопрос, что Экскурсия для нас была БЕСПЛАТНАЯ, вроде как паломникам. Также на Валааме Олег Александрович заявил, что каждый на рецепшен должен купить билет за 160 рублей, чтобы на катере после обеда посетить Центральную усадьбу Спасо-Преображенского монастыря, обратно оттуда до пристани идти км пешком или самостоятельно сесть в маршрутку за 50 рублей. На возгласы о том, что в путевках написаны 2 экскурсии на Валааме сказал, что ничего не знает. Вообще явно, что он не на работе, а на заслуженном отдыхе, почти всегда ходит на босу ногу, в растянутых спортивных штанах, всегда или почти всегда нетрезв. Сведения по ходу маршрута дает, когда нужный объект уже проехали или проезжаем мимо, совсем не много явно читая по книжице и запинаясь. На свой вкус ставит фильмы для просмотра по кабельному телевидению, фильмы 40-50 годов, как он сам говорит, потому что публика на теплоходе его возраста и вкусы совпадают с его собственными. Телевидения в обычном смысле на «Илье Муромце» нет, так как нет антенны и ресивера, даже в Питере работает всего 1 канал и то рябит, в других городах телевизор не показывает ничего. Радио также новостей с Родины не передает, только информацию по маршруту от Олега Александровича и песни на его вкус. Каждому, кто подходит к нему с претензией, говорит, что «не нравиться только Вам». Тех, кто не пошел на экскурсию, никто развлекать не собирается, таких в Свирьстрое оказалось 70 человек.
Время начала экскурсий тоже не всегда удачное, например, в Кижи мы прибыли в 7-00 и должны отплывать в 11-00, в это время надо «вписать» наш неторопливый завтрак и пешую экскурсию по острову с приобретением сувениров. Также оказалось и в городе Мышкин: прибыли в 8-00 отплывать в 12-30 (очень большая экскурсия пешая по городу с посещением собора, о чем Чичков сказать забыл и возникла проблема с внешним видом, так как у него речь шла только о музее мыши).