Вступление
«Ожидания длились, а проводы были недолги»
…И ведь действительно, все произошло как в стихах: ждали этой поездки полгода, на пять раз состав экипажа уточняли, билеты заказывали, следили за погодой и курсом валют, едва-едва последнюю неделю на работе отсидели – а уже и такси у подъезда. Обняли дочку на прощанье – и вперед!
Вперед – это в
Хорватию. Даже не столько в Хорватию, сколько на Адриатику, ибо стране может принадлежать берег, а вот море – только моряку. Моряки ли мы? Да как сказать – несвойственная северянам тяга к морю заставила меня получить квалификацию «coastal skipper'a» и заказать в чартер яхту, а также уговорить (убедить? запугать?) жену составить мне компанию. С остальными членами экипажа, в конце концов, вышел облом, так что «crew-лист» стал выглядеть следующим образом: Максим Тарасов – капитан (первогодок) – это я, Ирина Тарасова – матрос (рекрут без навыков) – это жена. Так и отбыли.
Поездом («Уралом» из Екатеринбурга) до
Москвы – слов нет, приятно. Пейзажи, станции, пивко – все не самолет, хоть от рабочего ритма отходишь. В Москву прибыли уже вполне в отпускном настроении, в таком же настроении сходили за билетами и пошли гулять. Утром – в Домодедово и в Боинг «Трансаэро», который и доставил нас через три с половиной часа в аэропорт
Дубровника. Собственно, с этого момента отпуск и начался…
День Д - 1, 06 июня 2003 года. Дубровник – Примоштен.
Я не отношу себя к православным, да и, вообще, к верующим. Но что к Римскому Папе я стал относиться чуть хуже, чем раньше – это факт несомненный. Ибо в день нашего прилета, запланированный для осмотра Дубровника, мы в итоге в город не попали – заслуга Папы. Ему вздумалось нанести визит в Дубровник именно 6 июня и всех некатоликов (католиков, впрочем, тоже) в Дубровник не пускали. Пришлось пилить до Примоштена на такси!..
Примечание: яхта заказана с 07.06.2003 по 21.06.2003, а самолет летит только в пятницу и воскресенье, т.е. 6-го – в Дубровник, а 22-го – из
Сплита. Что делать, и не на такие жертвы идти приходиться ради мечты.
…Кстати, такси в Хорватии – без кондиционеров, а в стране жарко. К тому времени, когда появился указатель поворота к марине Kremik, сиденье подо мной надежно промокло. Встал я с сиденья с явно выраженным чувством облегчения, а в офисе марины кондиционер еще больше это чувство усилил. Вот только наша чартерная компания оказалась не в этом офисе!
Mare Charter – типичная небольшая компания: пара вагончиков, пяток яхт. Передаю Зорану (так зовут менеджера) подарок из Москвы (литровую бутылку «Столичной», от его компаньонов из московской компании «Виктория Трэвел»), а вот с оформлением приходиться подождать – наша яхта еще в море, будет только завтра (оно так и положено по контракту, но ведь хочется побыстрее…). Зоран еще раз уверяет нас, что все в порядке, я даю ему «указания» на тему, как лучше и качественнее употребить подарок, и Зоран отправляет нас в отель «Зора» в Примоштене. Денек есть на акклиматизацию.
Отель «Зора» 3*, Примоштен. Плюсы: отель стоит на мысу и занимает его весь, так что и пляж со всех сторон, и город сразу за воротами. Сосны и прыгающие по ним белки, большая территория, чистое море, вежливый и приветливый персонал, чистота. Минусы: отель построен явно при Тито, так что архитектура советская. Кондиционеры отсутствуют как класс, мебель и сантехника периода постройки. Каменистый пляж, ежи. Отель очень большой, но жили в нем в момент нашего посещения пенсионеры и пионеры (это правда – видимо, организованные группы). Главный минус: цена! 80 Евро с носа за сутки – это дорого, кто бы что не говорил! Да с нас на
Крите за отдельное бунгало брали 63! Страна явно не для пляжного отдыха, по крайней мере – не в отелях. Но и выбора особого у нас нет – уже вечер, окунувшись в море, идем гулять в город (заодно и ужинать).
Примоштен – небольшой красивый город старинной архитектуры. Стоит на соседнем с отелем мысу, поднимаясь пешеходными улочками к вершине холма, на котором церковь и кладбище. Вино – 20 кун, ужин – 100. В куне примерно 5 рублей, так что жить можно. Усталость после дороги и набитый желудок гонят спать, так что оценить ночную жизнь города не получается.
День Д, 07 июня 2003 года. Примоштен.
Разница в часовых поясах сорвала нас с постели примерно в 6 часов утра. До завтрака успели искупаться, после завтрака и до обеда – тоже. Хоть яхту нам должны были передать только в 17 часов – в марине мы были уже в 14, приплясывая от нетерпения.
Несведущему человеку не объяснить и не передать словами эту портовую жизнь – временное пристанище моряка. А яхты, стоящие у пирсов, как будто сами готовы, сбросив путы-швартовы, выйти в море и, оставив за кормой чуждый им берег, идти, разрезая носом податливую волну, уплывая все дальше и дальше… А вот и Зоран, улыбаясь, зовет принимать яхту – Beneteau First 36,7 со звучным именем Roko.
Дальше повествование ведет яхтенный. Вообще, раз есть домовой, есть леший, есть вагонный – это в поезде – то должен быть и какой-нибудь корабельный. В нашем случае, раз на яхте – то яхтенный, все логично.
День 1-й, 07 июня 2003 года, марина Кремик.
Зоран привел новый экипаж. Я таких еще не видел – белые, словно из сметаны. Наши-то все смуглые, загорелые, а эти откуда? Говорят яхтенные из Атлантики, что бывают моря, где лед лежит даже летом – может, оттуда? А чего их на теплое потянуло? У меня же не ледокол, яхта 11-метровая…
Из
России, говорят. Капитана Максимом звать – нормальное имя. Но сам не худенький, солидный. Интересно, если фал заест, как на мачту полезет – она ведь 14 метров? Нет, наверное матроса пошлет, Ирину – стройненькая, симпатичная. Посмотреть на нее нужно будет попозже, когда душ будет принимать – есть на что. Только вот как-то неуверенно она себя на яхте чувствует, первый раз, что ли?
Яхта у меня – первый сорт. Не очень большая, пять с половиной тонн, но все при ней. Новенькая, 2002 года постройки. Оборудована GPS, навигационным комплексом с автопилотом, холодильником, плитой, аудиосистемой. Есть два душа – внутри и на корме. Воды двести сорок литров, топлива шестьдесят. Дизель. Паруса – главный и
генуя.
Вещи погрузили, пошли документы подписывать. Зоран их каким-то новым напитком угощает – водка называется. А, они вчера и привезли, подарок, говорят. Ну-ну. Белая, ну-ка, в бинокль… ого, сорокаградусная. Зоран разбавить хочет газировкой. Надо же, Максим не велит, наливает грамм по 70, говорит, что это один «дринк». Наши на него смотрят, типа, сам первый «дринкай». Оп-па, дринкнул! Рукавом занюхал, пижон, у наших-то глаза на лоб от водки полезли, а ему хоть бы хны. Посмотрим, каков в деле, посмотрим, водку пить – не штурвал ворочать.
Выходим в море – Максим дизель запустил, Зоран пошел на нос, муринг отдавать. Ирина точно первый раз в море – загнали ее в кубрик, чтоб не мешала при отходе. Максим швартовы отдал, Зоран муринг отбросил, перепрыгнул на соседнюю яхту – машет рукой. Капитан обороты прибавляет, идем к выходу из бухты – держит посредине фарватера, по эхолоту смотрит. Ага, в первый раз капитаном идет – нужно присмотреть за ним повнимательнее.
Ирина кранцы убирает, в жилете спасательном ходит – боится за борт упасть, что ли? Максим ей указания дает, а сам от штурвала отойти не может – мели тут у нас. Ну да ничего, скоро в море выйдем.
Вышли, носом к ветру и паруса ставим. Геную капитан ставит быстро и собственноручно – она на закрутке. А вот главный у нас на гике, приходится фал цеплять и лебедочкой работать. Ничего, подняли, бриз с берега тянет, хорошо пошли.
Ух, как люблю, когда под парусами идем! Ни тебе стука дизеля, ни запаха соляры. Только вода журчит да ветер шумит. А капитан-то ничего – ровненько держит, паруса не полощут, узлов 6 даем в бакштаг при легком бризе. Славно!
Куда – в
Пулу?! И без остановки?!! Так это же миль 250 верных! Нет, зря они это придумали, в первый-то раз самостоятельно. Да еще ночью – ведь закат уже. Красивый закат, очень красивый. Да только море самоуверенных не любит. Ох, не подкинуло бы сюрпризов…
День 2-й, 08 июня 2003 года, острова Корнати.
Утро встретили ничего себе, после ночного перехода. С удивлением отмечаем что живы и здоровы и даже бодры немного. Ночью, правда, и мне, и капитану чуть не поплохело – глубины везде приличные, судя по карте, а эхолот вдруг начал выдавать – 80…70…50…40…20…4…1…0… Я-то сразу сквозь днище глянул – явно эхолот врет, сбился, бедный, а вот таких слов, которые капитан говорил, я еще и не слышал никогда. Дед рассказывал, что боцманы примерно такие же слова употребляют – так ведь не капитаны же! А вообще, нужно запомнить, чужая терминология не помешает. Отвернул он от предполагаемой мели, а толку-то – эхолот сразу на 100 метров перескочил. И чего он на бедный прибор ругается? Ну да, люди же сквозь воду не видят, я и забыл.
В 6 часов у острова на якорь встали, все спали два часа. Глубина приличная, 10-12 метров, так что спокойно было. Потом встали, искупались, позавтракали – и дальше, сквозь проливчики между островами. Красиво здесь у нас, сосны прямо к воде спускаются, народу немного на островах – заповедник. Зато яхт между островами много – и встречных, и попутных.
Снова на якорь вставали, в бухточке у деревеньки. Ничего себе справились, молодцы. Лодку спустили, поехали на берег – при отходе из Кремика спички забыли. Но до берега они не дощли – мотор заглох. Капитан опять непонятные слова говорил, чудило – а ведь сам виноват, клапан в крышке бака открыть нужно было. Догадался, наконец! Магазина, впрочем, все равно на берегу не было, капитан сказал «Ну и … с ним!» и решил идти в марину Zuk (Зак, по-ихнему).
Марина в бухточке, пирс длинный – потихоньку кормой подошли. Максим Ирину «на муринг» послал, а она обиделась – не поняла. Он объяснил, что это такой канат, который от пирса в море уходит, его нужно вытянуть и на носовой кнехт закрепить – вместо якоря. Так она, смешная, не из моря, а с пирса его выбирать начала. Матрос на причале едва от смеха не умер, ладно, Максим вмешался. Бить не стал, но что-то долго объяснял, и опять с непонятными терминами. Богатый русский язык, подучить надо бы.
Нет, наши люди: яхту вымыли, прибрались, только потом купаться пошли. Потом пивка попить и поужинать. Дальше пойдем утром, так что лягу-ка я поспать.
День 3-й, 09 июня 2003 года, порт и город Задар.
Сегодня хорошо прошлись, миль сорок. Максим при прокладке курса ошибся, пошел между островами, а до Пулы нужно морем, иначе здорово путь удлиняется. На первый раз прощается. Тем более, что с утра и часов до 11 туман был, на зги не видать, все равно после выхода пришлось на якоре отстаиваться. Потом – ветер прямо в нос, шли лавировкой, скорости, считай, никакой. А ближе к обеду капитан вдруг понял, что ночевать-то, кроме как в Задаре, и негде. Чего-то он опасается на якоре вставать у островов на ночь – а может, и правильно: дна-то он не знает, а мне подсказывать не положено. Так вот и прошли между островами по проливчику, пошли на Задар. Волна разыгралась, качает – ничего, экипаж не зеленеет. Подошли к Задару, так заправились сначала – а потом к пирсу. У Ирины уже опыт появился – быстро ошвартовались.
Задар - город не сильно большой, но посмотреть есть на что. В старой части крепость, рынок. В новой – просто дома. Сходили мои (мои?! – да, я уже к ним привык, хорошие ребята) до магазина, вина взяли, еды, посидели. И то правда – в порту стоим, можно и расслабиться. Тем более, что наши хорватские вина неплохи – ага, вот и Максим то же говорит. Завтра дальше на Пулу идем. Так что я спать пойду, рано они вскакивают.
День 4-й, 10 июня 2003 года, Задар.
Плохой день – капитан заболел. Камни в почках – выходят, говорит. От пива и воды, говорит, да от качки. Больно ему, таблетки горстями ест. Ирина на рынок сходила, принесла черешни и еще фруктов, а Максим сидит, пиво пъет, камни, говорит, выдавливает. До обеда 5 камней вышло.
После обеда ничего, отошел. На рынок прогулялся, мяса и вина принес, собрался готовить. Капитан – и в коки? Однако сказать нечего, умеет – такой запах от стряпни пошел, даже с соседних яхт принюхиваться стали. А он еще и в красном вине потушил свинину. Я кусочек стащил – вкуснотища! С сыром да вина стаканчиком – пальцы оближешь. С таким коком, ой, капитаном, можно плавать.
День 5-й, 11 июня 2003 года, Задар – Водице.
В Пулу не пошли – ветер в нос. Максим решил идти обратно, пройти Примоштен, Трогир, Сплит и дальше. Ветерок свежий, вышли, поставили паруса – молодцы, ребята! До 9 узлов выжимали, ай да команда! И ведь Ирина уже не боится, и Максим на нее почти не ругается. Иногда только…
Часам к 17 пришли в Водице, встали в марине. Тут мелко, поставили нас на трех метрах, а у яхты осадка два с половиной. Ладно, в нашем море отливов не бывает. Ушли мои на берег, гулять, пришли веселые, город им понравился: старинный, маленький, улочки узкие, да еще и дайкири попили в баре – коктейль такой из рома и лайма. И ведь нет, чтоб принести попробовать немного – такие вот вы, люди…
День 6-й, 12 июня 2003 года, Водице – Трогир.
Позор! Максим при выходе «на муринг сел». Отчасти его извиняет то, что ветер прижимной был довольно сильный, но ведь он капитан! Опыта наберется, конечно, еще, но килем за муринг зацепился и выводили его кормой. Ладно, хоть на муринг а не на камни. Или выпил в вечера много?
До 16 часов шли с ровным ветром, под парусами. А к 16 ветер спал – легли в дрейф, стали купаться. Ира плавать боится, в жилете купается – зато без купальника, тоже неплохо. Потом они еще чего-то делали, я не вникал – сушились, наверное. Потом пообедали, а потом и ветерком потянуло. И часам к девяти вечера прибежали в Трогир, где нас и обломали – мест в марине нету! Макс, правда, приткнулся где-то сбоку, но ему сказали – только до утра! Они с Ириной обиделись и не пошли гулять – и то, поздно уже.
День 7-й, 13 июня 2003 года, Трогир – Милна.
Сегодня ерунду прошли, 14 миль всего. Говорят, отдохнуть решили. Дошли до острова Брас, городка Милны, курсом 142 градуса. Встали в летней марине, в заливчике, примерно метрах в 500 от городка. Как дети – яхту моют, брызгаются, потом купаться полезли. Вода, правда, очень чистая, прозрачная. Ближе к вечеру оделись, отправились в ресторан. Я за ними потихоньку пошел, хоть городок посмотреть – не был я здесь.
Ничего городок, красивый. Ну, на островах они все красивые. Мои-то в ресторане сидят, Макс барашка заказал, а Ира скампий – не ела, говорит, попробовать желает. Принесли ей пять креветок сантиметров по пятнадцать каждая, она удивилась – думала, что скампии – это рыба. Но делать нечего, стала чистить. Меня смех душит, как она их очистила – так там сантиметра три мяса оставалось. Я ее такой обиженной еще не видел. Максим ей тоже баранинки заказал, так она потихоньку успокоилась. Ну, и вино, конечно – 2 кувшина выдули…
День 8-й, 14 июня 2003 года. Милна-Хвар.
Здесь слово опять возьму я, капитан – ибо яхтенный с нами стал совсем плохой, вино пъет и русской терминологией изъясняется, аж неудобно. К тому же успокоился он, больше спит, чем видит. Писать не хочет, рассказывать – тоже. Ну и бог с ним, у меня не хуже получится…
Так вот, до Хвара добежали быстро – часам к трем дня, т.е. со средней скоростью узлов 5. Правда, с ветром было плохо, пришлось на движке идти. В порт Хвара (это город) я становиться побоялся, затопчут – а марина напротив, через пролив. Яхту поставили, на катерке - морском такси, отправились в город.
Городок – сказка! Как в книжках про пиратов: губернаторский дворец на площади, главная улица для променада, магазинчики, крепость, собор… Попали прямо на хорватскую свадьбу в том соборе. Что интересно, несмотря на жару, все – и жених, и гости, - в черных костюмах. После венчания отправились с визитом (естетсвенно, молодожены) ко всем знакомым, а у них, видимо, все окружающие – знакомые: прямо у каждого местного останавливались… А мы посмотрели на них, поужинали, и обратно отправились – в марину, домой, на «Роко».
День 9-й, 15 июня 2003 года. Хвар – Врбоска.
Ушли утром, под накрапывающий дождик. Впервые за отдых пришлось надеть «непромоканец». Пока огибали остров Хвар – дождик прекратился и даже ветерок подул. Пошли веселее… Угу, тут оно и произошло: в Хварском проливе ТАК шквалом прихватило, что едва грот успел убрать – а то бы конец страховому депозиту: порвало бы к чертям. Так что, перекрестившись, решил в ближайшую марину зайти – в (или во?) Врбоску. Маленькая деревушка с приличной клубной мариной.
Штрих: пока швартовались, подошла еще одна яхта – Бавария 44. Пара немцев. Встали рядом - и принялись выбрасывать из яхты кучи мусора в виде разбитых тарелок и прочего оборудования. Шли они за нами, прихватило тем же шквалом, но они убрать паруса не успели – и вот результат… Море шутить не любит, за что вечерком с Акселем (шкипером –соседом) мы благополучно и надрались «Джонни Уокером».
Да, банкомата в Врбоске не было, карточки на почте и магазине не принимали, а кэш кончился. Служащий марины вручил мне скутер и отправил за 6 км в городок Стари Град, причем велел найти там какого-то Антонио, который и дает напрокат эти скутеры, чтоб он мне его заправил и взял с меня денежки за пользование. А, между прочим, на скутере я сидел ПЕРВЫЙ РАЗ В ЖИЗНИ! Уж как я проехал эти 6 километров по горной дорожке – лучше меня не спрашивать (да еще с супругой за спиной). Найдя каким-то чудом Антонио, я отдал ему скутер и дал понять, что это – не мой бизнес. По-моему, что-то в его глазах я потерял – он с меня даже денег не взял. Обратно вернулись на такси…
День 10-й, 16 июня 2003 года. Врбоска.
В кафе напротив марины – обалденный шашлык на углях, 7 Евро за полкило. Да еще вино… Поэтому сегодня в море и не вышли (зато на мою долю досталось 2,5 килограмма шашлыка и 4 литра вина – за день, естетственно)…
День 11-й, 17 июня 2003 года, Врбоска-Макарска.
Макарска – это на материке. Полное название этой местности – Макарска Ривьера. Гм… Нет, про порт и заправку ничего плохого сказать не могу – порт и есть порт. Глубины приличные, подходы просторные. А вот марина… Нужно сказать, что это ПЕРВЫЙ РАЗ, когда пришлось ЗАПИРАТЬ яхту – причем это делали все в марине. Уж прошу прощения за сравнение –
Турция Турцией (в плохом смысле). И это первый раз, когда, выйдя в город, увидел молодых людей «с бегающими глазками», увы! Да и пейзаж полностью турецкий, в общем – чисто пляжное место.
Еще одно неприятное переживание – почувствовали себя на месте зверей в зоопарке. Нужно представить: обычно, яхту ставят кормой к молу – так меньше место занимает. Вечером по молу (это в марине-то!) гуляют отдыхающие – и смотрят, чего это ты там делаешь, в кокпите?! (Оговорюсь – ничего предосудительного, просто пили вино). Ощущения – жуть!
День 12-й, 18 июня 2003 года. Макарска – Корчула. (А также день 13-й).
Проши почти 50 миль до Корчулы – и стало ясно, что в Дубровник уже не успеваем: время вышло. Так что, встали в Корчуле. Прелестное место – город очень старый, марина находится прямо у подножия старинной крепости, построенной еще венецианцами, но содержащейся в образцовом порядке. На самой высокой башне – бар, причем, что редкость – коктейль-бар. А вот лезть на эту башню нужно по крутой приставной (!) лестнице, так что коктейль после нее – кстати. Ира пошла в узком и коротком платье, так что я, в брюках, едва от смеха удерживался. А вот пара американцев по лестнице не полезла, причем супруга американца что-то нелестное по адресу хозяев бара бормотала, а америкашка на мою супругу пялился – ну, вообще-то, было на что.
Корчула – отличное место для отдыха: много отелей, приличные пляжики. Отели, конечно, как и везде, старые, но, в общем – душевно. В городе красиво, масса кафе, в которых ничего не стоит за чашкой кофе просидеть часа четыре (ну, если к кофе чего-нибудь добавить), что, собственно, мы и сделали. Гуляли и медитировали на старых камнях крепости – полное очищение…
День14-й, последний, 20 июня 2003 года.
21 июня нужно вернуть яхту, поэтому программа такая – по большой дуге обогнуть остров Вис и, пройдя за сутки 135 миль, утром с моря подойти к Примоштену и войти в марину под звуки оркестра. Однако…
Еще в Корчульском проливе заду ветер с севера, хотя прогноз погоды клятвенно обещал юго-западный бриз. Затем северный ветер усилился, пошла волна и – холод. Облачились в одежду, затем пришлось и в «непромоканцы». Волна усиливалась, ветер тоже – шторм. Балла 3-4, немного, но все-таки. Пришлось срочно корректировать курс – прямо на Примоштен. Скорости – нет, узлов 4,5-5 по GPS, т.е. по спутнику. В итоге – 16 часов за штурвалом. К марине подошли около полуночи, новолуние, ни черта не видать. Кругом – мели, шел по буйкам и сил даже ругаться не было. Иру нарядил в спасательный жилет и велел крепко держаться – если бы ее смыло, то в темноте на волне я ее в одиночку вряд ли сумел бы на борт принять. К тому моменту, когда я увидал зеленый входной огонь, у меня уже глюки появлялись. Но вошли за мыс – и, как по волшебству, гладкая вода и полное отсутствие ветра. Пирс и плотный (очень плотный!) ужин. И последняя ночь на яхте…
День 15-й, 21 июня 2003 года, марина «Кремик».
Зоран на прощание вручил в подарок хорватскую настойку на полыни и пригласил на следующий год. Присели на дорожку, и – прощай, «Роко»!
ДО СЛЕДУЮЩЕГО ЛЕТА, КОНЕЧНО!
«Лей звездный дождь, вселяя в наши души
землей и морем ВЕЧНУЮ болезнь…»
В.Высоцкий