День пятый. 17 сентября.
Прага, Чески Крумлов, Глубока над Влтавой, Ческе Будейовицы
Полчаса седьмого направился на продолжение вчерашнего вечернего обхода непосещённых мною ранее районов центра Праги. Мимо дома «У каменного колокола» начала XIV века, построенного якобы как резиденция короля Яна Люксембургского и его жены Элишки Пржемысловны (родители Карла IV), прошёл под мрачной громадой Тынского храма. В XV веке храм был главной церковью гуситов, которые воздвигли на фасаде статую короля Иржи из Подебрад и золотую чашу - символ борьбы за возможность для мирян причащаться не только хлебом, но и вином. После поражения гуситов на место Иржи поставили Деву Марию, а из чаши сделали ей нимб. В этот мой приезд Дева с нимбом были на реставрации. За храмом - Унгельт, двор, где в средние века жили иностранные купцы. Чуть далее церковь святого Иакова,
по описаниям, у входа в неё в клетке лежит иссохшая человеческая кисть вора, посягнувшего на церковные драгоценности. Церковь была закрыта, кисть я не увидел. По Рыбной улице направился в Йозефов - Еврейский город.
Евреи появились в Праге почти со дня её основания. Для защиты их от погромов, был выделен ограждённый стеной квартал - Еврейский город. Естественно, преследования их не прекратились, зато образовалось гетто. Йозефовым квартал называется в честь австрийского императора Йозефа II, который во второй половине XVIII века велел снести стену вокруг гетто и улучшил правовое положение евреев. Нынешний вид этот район приобрёл на рубеже XIX-XX веков, когда почти все старые постройки были снесены, а на их месте возникли жилые дома в различных архитектурных стилях. Остались лишь шесть синагог, кладбище и ратуша.
На улицах попадались редкие прохожие, студенты стайками спешили на занятия. В
Чехии у молодёжи вообще учебный день начинается рано, тут не поваляешься в постели. У отеля “Astoria” швейцар пылесосил перед входом не только коврик, но и изрядную площадь тротуара. Чистоту здесь ценят. Встречается, конечно, всякое - и мусор валяется и в подворотнях не продохнуть. Но на порядок реже, чем у нас. И это независимо от статуса и численности населённого пункта. Даже, наверное, в маленьких городках чище. У нас же в столицах ещё как-то блюдут чистоту, а во многих провинциальных городках грязища– слов нет.
Вышел на Гаштальскую площадь, большую её часть заняла церковь святого Гаштала
начала XIV века. По узеньким улочкам, оставшимся незастроенными новыми домами в конце XIX века и сохранившим средневековый колорит, дошел до монастыря святой Анежки, который был основан в 1223 году королем Вацлавом I и его сестрой Анежкой для монахинь ордена кларисок. Этот монастырь является двойным. Около 1240 года Анежка основала здесь же мужской монастырь ордена миноритов. Комплекс состоит из двух готических костелов - святого Франциска и святого Сальватора, нескольких монастырских зданий и сада. Сейчас в монастырском комплексе выставлена большая и коллекция средневекового искусства. Для посещения монастыря время явно было слишком ранним. Обошёл вокруг, готика конкретная, жаль, что рядом со стенами шёл какой-то ремонт и весь вид портили заградительные щиты. В оставшееся время зигзагами прошёлся, любуясь домами, по улицам Kozi, Dusni, Siroka, Parizska(настоящий «заповедник модерна»), что ни дом, то красавец с привлекательным фасадом. Невозможно найти дома с одинаковым оформлением; с мастерством и фантазией сделаны балконы, орнамент на обрамлении окон, дверей. К сожалению, время поджимало, но я ещё вернусь сюда обязательно.
В 9-50 автобус повёз меня в Чески Крумлов. Билеты вчера предварительно не зря купил: народу битком, многие, купившие билет у водителя, ехали все 4 часа стоя - мало приятного, надо думать. Где-то в отзывах прочитал, что на дальних расстояниях в междугородных автобусах не разрешается ехать стоя. Не знаю, видимо это зависит от водителя. Больше часа стояли в пробке из-за ремонта дороги где-то у Весели над Лужнице. На улице + 25, в автобусе жарко. Двое ребят-американцев, явно хорошо принявших вчера на грудь, вылакали всю газировку у стоявших рядом японцев. В общем, вместо 13-05 прибыли на автовокзал Крумлова в 14-20.
До очередного своего «дома» добирался не долго, благо гостиница мои недалеко от вокзала. Pension Ametyst (Latran,81) напротив почты, на пересечении улиц Латран и Пивоварска. Вообще то, я хотел забронировать номер в отеле у реки, но во многих отелях нет одноместных номеров, в других дорого. Из двух не пришёл ответ на мой запрос о брони, так я попал в Аметист. Со скидкой (за семь ночей) получилось по 25 Евро за сутки за благоустроенный номер (без ненужного мне завтрака) с ванной и телевизором, принимавшим кроме четырёх чешских, каналов тридцать немецких. При моём разъездном образе жизни месторасположение очень удобное – 100 метров до Будейовицких ворот и 200 - до автобусной остановки U Luny. Хозяйка пенсиона, с которой я по Интернету договаривался о брони - пани Hana – приветливая чешка лет 45. Немного говорила по-русски (изучала в школе); но в основном я разговаривал на смеси русского и английского, а она - по-английски. Показала мне мою комнату на втором этаже, кухню на менсардном - третьем, приятный садик за домиком, в котором я не удосужился отдохнуть ни разу – неугомонный. Пообещала принести утюг из дома (что и исполнила на следующий день), в чемодане мои футболки и рубашки изрядно помялись. Не смотрите на то, что я могу одним чешским пивом питаться, я ещё и чистюля. По словам Ханы, она и не помнит – жили ли в пенсионе когда-либо русские туристы, ого, я ещё и «Колумб». Обычные жильцы – американцы, австралийцы, англичане и немцы. Русские вообще обычно посещают Крумлов с экскурсиями только на день, изредка группы ночуют, есть и индивидуалы, снимающие, как и я, номер самостоятельно. Но вообще русскую речь можно услышать в основном днём. С кем я ни общался ближе к вечеру, жаловались, что им скоро уезжать в Прагу. Что ж, каждый сам творец своего счастья.
Приведя себя в божеский вид, посмотрел в распечатки расписаний автобусов. И понял, что если хочу увидеть замок Глубока над Влтавой в искусственной подсветке вечером (на фотографиях в инете смотрится великолепно), надо поспешить. С утра я ничего не ел (не считая шоколадки и 0,5 л. минералки в автобусе), время – начало пятого. Но на перкус времени не было, по дороге на вокзал заскочил в пивнушечку у пивовара «Эггенберг». Утолил голод пивом «Питер Вок» и тёмным «Эггенбергом».
Глубока над Влтавой. Уже в XIII веке на скале высотой 83 метра стоял готический замок Фрауенберг. В XVI веке его перестроили в манере итальянского ренессанса, а позже в стиле барокко. Свой нынешний псевдоготический романтический вид в духе английского Виндзорского замка, с обширными залами, двумя внутренними дворами, более чем десятком башен, оранжереей и обширным английским парком, он окончательно приобрёл в 1871 году, при вездесущих Шварценбергах. Целью перестройки было создание иллюзии древности. По-моему, иллюзия удалась.
Приехал к 18 часам. На улицах – ни души. Поднялся по дорожке в гору к замку. Впечатляет - сказка! Даже и не вспоминаешь о том, что, в сущности, всё это импозантное великолепие - имитация готики под старину. Народа нет – можно отвлечься от реалий и пофантазировать о том как это великолепие могло бы выглядеть соответствующую эпоху: дамы, прогуливающиеся по парку; галантные кавалеры, ведущие беседы; всадники, в окружении слуг, скачущие на охоту… . Потом появилась пара англичан – вовремя, а то грёзы далеко унесли бы меня (наверное это уже галлюцинации голодающего), попросил их сфотографировать меня на фоне ворот замка. На ручке ворот ворон точно клюёт турка, только - вопреки многочисленным описаниям - не в глаз, а в лоб. Не ворон, а мозгоклюй какой-то. Обошёл вокруг дворца, побродил по небольшому замковому саду, из него открываются симпатичные виды на Ческе Будейовицы вдалеке и его окрестности. Заходящее солнце окрасило стены замка в какой-то нереальный розовый цвет, часами любоваться можно. Несомненно, Глубока – самый красивый замок, который я видел в Чехии. Правда, в следующий раз я хочу посетить Леднице и Валтице в Южной Моравии, посмотрим, что произведёт большее впечатление, уж куда больше-то, разве что – увидеть и умереть. Вообще-то, хотелось увидеть Глубоку в подсветке прожекторов, но солнышко не желало садиться быстрее, жаль. Тут я понял, что жить в одном месте, пусть даже это и Ч.Крумлов, и совершать оттуда поездки в другие места, не совсем верная тактика. Снял бы себе комнату здесь под замком на ночь и спокойно созерцал бы всё что хочешь. Лучше, видимо переезжать с места на место, и ночевать каждый раз в новом городке. Хлопотно (хотя можно заранее всё заказать по интернету), зато можно посмотреть какое-либо понравившееся местечко и днём и вечером и утром, в любое время суток есть свои прелести. В следующий раз так и сделаю, останавливаясь в каждом новом месте на сутки, максимум двое. Ох. Алексеев, не доведёт тебя до добра твоя беспокойная натура. Люди в твои годы уже спокойно у телика сериалы и ток-шоу смотрят, потягивая «Клинское», самого, не дай Бог, дети скоро дедушкой сделают, а тебе всё неймётся.
Спустился к остановке автобуса, по расписанию он не пришёл, обманули. Хотя и по листикам, вывешиваемым на всех автобусных остановках в Чехии, приклеенным тут же, он должен был быть. На скамеечке сидят двое парней и девушка, лет двадцать пяти. Спрашивают по-чешски во сколько должен быть автобус, ответил им. Один из ребят признал во мне русского. Сам он словенец, живёт в
Словакии (да здравствует интернационал), учил в школе русский. Познакомились, они сами из Табора, путешествуют налегке. Позвонили в какую-то службу, где можно узнать расписание автобусов для любого места в Чехии. Там сказали, когда будет следующий, но это и в расписании есть, ладно. Следующего автобуса ждать больше часа. Пошли по пиву махнуть в соседний ресторан «Губерт», я бы и поел, правда. Но там товарищам моим не понравилось - пиво по 32 кроны за 0,4 литра – дорого. Пошли искать другое место. Словенец по дороге объясняет мне, несмышлёному как-бы, на сносном русском: «видишь на стоянке машины стоят по 2-3 миллиона крон – это место не для нас». А я бы с удовольствием составил компанию владельцам этих крутых джипов и «мерсюков», меня 32 кроны за пиво не отпугнуло – голод не тётка. Ближе к замку нашли пивную с «Будвайзером» за 23 кроны, посидели, пообщались. Уже перед посадкой в автобус оглянулся на замковую гору, видно только верхушку одной башни, в подсветке. Эх, не судьба. Табориты вышли пораньше, у какой-то железнодорожной остановки, им ещё домой ехать, помахали мне на прощанье из темноты, славные ребята.
Прибыл на автовокзал Ческе Будейовицы. Вокзал новый, расположен на крыше двухэтажного супермаркета, оригинально. Автобусы заезжают и съезжают по тоннелю, а пассажиры добираются через супермаркет по эскалатору. На вокзале тридцать посадочных площадок, места всем хватает. До последнего и единственного автобуса на Ч.Крумлов - в 22-40 - чуть менее двух часов. Пошёл в город. В конце концов, поем я сегодня или нет. На улице, параллельной Вокзальной, обнаружил индийский ресторан. Голодное брюхо радостно заурчало от одних только запахов, противиться ему не стал: ладно, пусть будет индийский. Блюда в меню куриные, рыбные, вегетарианские. Ага, щас я на морковку накинусь! Фигушки, я плотоядный! Заказал что-то куриное с рисом. Принесли солидную порцию, несколько островатую для меня, и пиво «Старопрамен чёрный», но бутылочный… . Ну да ладно, деться некуда, и это подойдёт. Заморив червячка, двинулся к центру города, благо он недалеко.
Потопал по пустынной пешеходной улице Ланнова. На лавочках бульвара под сенью кустов расположились на ночь бомжи. Ческе Будейовицы - развитый промышленный центр с населением около ста тысяч человек (шестой город в Чехии по численности), так что признаки «цивилизации» налицо. Далее увидел Макдональдс совсем без посетителей (одни официанты). Интересно, у нас в
России можно увидеть такую картину, эти заведения «вкусной и полезной пищи» хоть когда-нибудь пустуют? Да простят дети малые и великовозрастные любители фаст-фуда мою иронию. На перекрёстке, по соседству с фонтанчиком в честь основания города Пршемыслом Отокаром II, оригинальная скульптурная группа каких-то идущих стройно «студентов». Немного дальше из темноты таинственно выступала Церковь Страстей Христовых и возвышался мрачной громадой Кафедральный Собор св Николая. Впрочем он был освещён с фасада, сияла огнями и чёрная башня, так что не ночь поглотила не всё. Вышел на красиво подсвеченную площадь Отокара II. На площади у фонтана находится «Блудный камень». Тот, кто перешагнёт его после девяти (или десяти вечера), дорогу домой ни за что не найдёт. Хотел проверить, но не успел. Откуда-то из безлюдной темноты выпорхнули две феи и защебетали по-русски: «красота какая и никого нет». В темноте, наверное, и меня не заметили. Познакомились. Девушки проездом из
Калининграда в
Австрию,
Италию. Автобус на ночь остановился в Будейовицах. Все экскурсанты улеглись спать в гостинице, а девушкам не спалось – пошли обозревать ночной город. Я учился пять лет в Кёнигсберге, так что общий язык нашли быстро. К сожалению, через полчаса у меня был последний на сегодня шанс попасть в Крумлов. «Феи» любезно проводили меня. Помахали на прощание друг другу ручками, всё, автобус тронулся.
К полуночи прибыл в Крумлов, тишина, темнота, только где-то в ресторанчике у Будейовицких ворот вовсю галдит англоязычная публика. День удался на славу, что завтрашний сулит – не знаю, но подъём в 5-20, и самый далёкий и длительный вояж - в Южную Моравию: Йиглава и Телч. Спокойной ночи всем.
Продолжение следует