Мой вояж в Чехию

Дмитрий Страна:Чехия
Город: Прага
Время отдыха: Дата вылета июль 2003

Дата23.01.04 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели12677

Мысль поехать куда-нибудь в Европу возникла у меня после того, как я прочитал восторженные отзывы о "Европейской прогулке" моей подруги Танюши Чигиревой из Тамбова. Мне тоже захотелось хоть одним глазом посмотреть на то, как же там живут люди. До этого я был (и остаюсь поныне) приверженцем туризма с рюкзаком и палаткой. Но, поскольку так меня в Европу не пустили бы, пришлось заняться туризмом "по-мажорски" :)

Поскольку опыта в этом деле у меня не было никакого, то я начал обшаривать интернет в поисках различных советов туристам: что с собой брать, как и где менять деньги, куда ходить и куда не ходить и т.д. Интересно было и просто почитать впечатления о таких поездках, чтобы примерно представлять с чем придется столкнуться. Ну а вот теперь, уже вернувшись из поездки, я сам хочу выложить свои "мемуары" и некоторые советы туристам на суд общественности. Может кому интересно будет или даже полезно …

А начиналось все так…

Начитавшись рекламы, отзывов и советов, я начал делать обход харьковских турфирм. Сразу отпали варианты авиатуров из-за высокой для меня стоимости. Автобусная "Европейская прогулка", несмотря на Танюшкины восторги, мне тоже не особо понравилась: едешь долго, а видишь мало. Как можно осмотреть Амстердам или Краков за полдня? Наиболее приемлемым вариантом были Чехия, Польша и Венгрия. Когда-то в еще пионерско-школьном возрасте я уже был в Польше, и хотя воспоминаний о той поездке осталось мало, но все же хотелось чего-то нового. Посчитав Чехию "более европейской", чем Венгрия, я решил ехать туда. Обойдя около десятка туристических фирм города, я с удивлением понял, что они в своем большинстве предлагают одни и те же туры, причем ни одна из них сама не занимается организацией туров, а только лишь перепродает путевки других киевских туристических фирм. Особо выбирать фирму посредника не было смысла, все равно ее роль заключается только лишь в отправке моего загранпаспорта в киевскую турфирму. Но все же я обратился к фирме "Саламандра" во-первых, потому что я видел их рекламу не первый год, а во вторых, потому что эта фирма была награждена несколькими почетными грамотами от лица нашей харьковской облгосадминистрации. Какая никакая, но все-таки репутация. Сказано - сделано, разузнав все что меня интересовало, я оставил в турфирме "Саламандра" свой загранпаспорт, 180 евро за поездку и 37 евро на оформление въездной визы в посольстве Чехии. Только лишь за день до поездки из Киева сообщили полную и уточненную программу тура, имя руководителя тура: Ковалева Наталья, номер ее мобильника, тип автобуса: "Neoplan", его гос.номер: 327-47 КА и место сбора в Киеве: стоянка у южного терминала ж/д вокзала. Вечером 16 августа 2003 года поезд Харьков-Киев уносил меня с двумя сумками в киевское далеко.

День первый (17.08.2003)

Утро первого дня моего путешествия начиналось в поезде Харьков-Киев. При въезде в Киев на каком-то бетонном заборе я увидел надпись, сделанную большими буквами: "Кучма – позор Украины". Бросается в глаза множество подъемных кранов, возвышающихся над Киевом. Столица активно строится. Не могу сказать этого о своем Харькове. У нас если сдается в год три новых дома – уже хорошо. Как и Москва, Киев превращается в столицу колониального типа. Это когда в стране лишь один город (столица) резко выделяется по уровню жизни и развитию инфраструктуры, а остальные города находятся в упадке. Примером таких столиц колониального типа являются столицы африканских государств. Вроде бы все там есть: и шикарные отели, и современный транспорт, и отличные дороги, и прочие достижения цивилизации. Но стоит выехать за окружную дорогу, -- начинаются покосившиеся хибары и бедность. Соответственно, у жителей столиц вырабатывается непомерное самомнение, а у всех прочих -- ненависть и зависть.

С такими мыслями приближаемся к вокзалу. Вот и все, приехали! На часах 7.05. Выбираюсь из вагона и неспешно иду к южному терминалу, попутно покупая сборник кроссвордов и пару номеров "Интересной газеты". Автобус должен ждать с 8.00 до 8.30 . В 7.45 на паркинг стягивается несколько десятков человек с чемоданами и большими сумками. Хватаю свои и иду туда же. Автобус прибывает где-то в 8.05. Огро-о-омный бело-серо-синий трехосный Neoplan . Красивый! На борту красуются надписи "Укргазбанк" и "Пилот-Тревел". Пока он заруливает на парковку, замечаю, что у него две управляемые оси: передняя и задняя, а средняя – ведущая. Автобус с изяществом развернулся, остановился и открыл обе свои двери и огромные багажники. Тут же появилась очень даже симпатичная руководитель тура Наталья Ковалева (или просто Наташа) с кипой бумажек в руках. Стоявшие на паркинге люди начали потихоньку подтягиваться к автобусу, отмечаться у Наташи и грузить вещи в багажник. Кое-кто тут же возле автобуса расплачивался за путевку, при этом никто из них не получил от Наташи ни чека ни квитанции.

Погрузились, расселись по местам, но не едем. Ждем трех человек из Одессы, у них поезд только в 9.00 приходит. А пока Наташа раздала всем загранпаспорта с вклеенной чешской визой. Вот наконец-то и одесситы! Все в сборе! Отъезжаем, на часах 9.15. Итак, на борту нашего лайнера 50 туристов из различных уголков Украины, два сопровождающих от фирмы: Наташа и Паша (Пашину фамилию я так и не узнал) и два водителя. Только тут я узнал, что фирма, которая организовала наш тур называется "Домино". Моего соседа по автобусу (и как оказалось в дальнейшем по гостиничному номеру) звали Стас. Он - человек серьезный и правильный, смотрящий на мир исподлобья с большой долей недоверия ко всему происходящему. Единственная его неправильность выражалась в привычке курить. А я же, наоборот, к курению отношусь очень негативно.

Что же представлял собой наш автобус? На нижнем уровне находится кабина водителя, спальник для водителей, туалет и бар. Наверху - пассажирский салон. Кресла могут откидываться, перемещаться влево-вправо, есть даже ремни безопасности (но ими никто не пользовался). Между креслами установлены "кобры" – светильники на выгнутых ногах, напоминающих стойку кобры, в верхней части "кобры" – динамик и кнопки включения ламп светильника. Над креслами есть вместительные закрывающиеся полки. Ну и как положено 5-ти звездному автобусу: система вентиляции, кондиционер, автоматические люки, аудио-видео. В общем, немцы из Штудгарта, которые наш "Neoplan" построили, постарались на славу!

Через полчаса, выехав за город, остановились в каком-то лесочке. Т.н. "санитарная остановка" у туалета типа "сортир". Посетив сие заведение, с легким сердцем мы направились в сторону Житомира. Дорога более-менее нормальная, смотреть вокруг особо не на что. Люди начали постепенно друг с другом знакомиться. Наташа раздала бумажки, которые нужно было подписать. Там было что-то типа обязательства: обязуюсь вернуться в оговоренный срок, не устраиваться на работу, отдать паспорт руководителю группы и т.д. Кто-то подписал, кто-то нет (и я в том числе), Наташа не настаивала. Лично меня смутил пункт о необходимости отдавать кому-то свой загранпаспорт, поэтому я решил "будем посмотреть", а там видно будет. В итоге, паспорт я все-таки отдал на хранение в гостиничный сейф, а носил с собой его ксерокопию. Но и она не понадобилась, ни один чешский полицейский не выразил желания проверить наличие у меня визы или регистрации.

Проехали Житомир. Впечатление такое, как будто пересекли какой-то большой райцентр. В город Ровно мы не заезжали, объехали его по окружной. За Ровно решили сделать "привал" чтобы набрать воды для бара. Чтобы не тратить много времени, было решено, что будем обедать прямо в автобусе на ходу. Еда все равно была у каждого, а чаем и кофе займется Наташа. Остановились у какой-то придорожной забегаловки, водители быстро набрали воды, а народ несмотря на договоренность обедать в автобусе побежал в забегаловку. Кто-то заказал борщ, кто-то еще чего-то. В общем, пока суть да дело, потратили час на обед. Ну а я, имея основательные "стратегические" запасы провизии, приступил к их планомерному уничтожению, решив поберечь финансы для других целей.

Сёла восточной и западной Украины отличаются друг от друга. На западе бросается в глаза отсутствие высоченных заборов в человеческий рост вокруг дворов. Заборчики тут чисто символические из сетки, высотой только по пояс. Сразу за заборчиками расположены палисадники с цветами, а дальше - дом, обычно выкрашенный в белый цвет. Все хозяйственные постройки и двор находятся за домом и их с дороги не видно.

Проехали окраину Львова. Все вывески и бигборды там только на украинском языке. Вообще, чем дальше на запад, тем меньше русского и больше украинского языка. Ну от Львова, другого сложно ожидать! Город давно стал "столицей" украинского национализма и славится нелюбовью к русскому языку. Похоже, что это стало почти навязчивой идеей в этом городе. За Львовом недалеко от указателя "Краковцы – 70 км" водители решили подзаправить наш автолайнер на одной из АЗС. Дело это небыстрое, потому что заливали в бак 320 литров топлива. Интересная такая АЗС: рядом кафешка, туалет, хоть и без воды в кране. Зато рядом построен фонтанчик, весело журчащий струйками. Бак наконец-то залили, шланг отсоединили. Водитель пошел рассчитываться, но не тут-то было! Оказывается, водитель хотел рассчитаться по электронной карточке, а автомат, ее принимающий, выдает ошибку. Надо звонить в офис в Киев, а куда звонить, если сегодня воскресенье и уже вечер к тому же! В общем, прошел еще час в переговорах водителей, Паши и персонала заправочной станции. За это время мы уже успели налюбоваться фонтанчиком, посетить WC и насладиться зрелищем заката солнца.

На КПП "Краковцы" мы прибыли в 21.00. Поскольку мы ничего такого не везем по определению. (А что такого может везти туристический автобус?) Наш автобус направился в зону "зеленого" коридора для автобусов. Впереди нас уже стояли 3 других Neoplan-a. Ну понятно, что таможенники и пограничники никуда не спешат, поэтому процедуру оформления всех необходимых документов они проводят о-о-очень неторопливо. Пока наш автобус стоял, дожидаясь своей очереди, мы потихоньку продолжали знакомиться, переминаясь с ноги на ногу у его дверей. Заходили и в местный WC. Посещение сего заведения стоит 50 коп. За это время сзади успели подъехать еще 5 таких же огромных автобусов, среди них были и парочка с польскими номерами: поляки возвращались домой из Львова. Но наши "доблестные" украинские пограничники не спешили, прилагая максимум усилий лишь бы не потерять своей спесивой важности. И вот … О, счастье! Наконец-то наши храбрые стражи границы снизошли и обратили внимание на наш Neoplan. Но тут самый главный и пузатый на автобусном терминале пограничник вздумал наконец-то показать (кому непонятно?) как надо работать! Обычно пограничник заходит в автобус, собирает паспорта, попутно сверяя фотографию в нем с оригиналом. Паспорта уносятся на проштамповку, потом выдаются тем же пограничником. Но пузатый решительно выгнал всех нас из автобуса в крытый павильон и проводил процедуру фейс-контроля там. Он предупредил, что нужно отдать ему паспорт, отойти на расстояние 2-2.5 м и стоять там, ожидая его высочайшего соизволения, пока он не убедиться что на фотографии изображено именно ваше лицо. Фейс-контроль проводился очень тщательно, лицо сверялось с фотографией минимум 2 раза. К одной девочке он прицепился, что выглядит она не так как в паспорте. Начались расспросы: ФИО? год рождения? где паспорт выдан? Наконец, с явным неудовольствием страж границы окончил процедуру фейс-контроля и унес штамповать наши паспорта. Хорошо, хоть не заставили заполнять таможенную декларацию! Потекли долгие минуты ожидания. В это время таможенники с фонарями заглядывала в недра нашего автобуса в поисках неизвестно чего. Но вот наконец-то розданы паспорта, в них на последней страницы появился штампик с датой и временем выезда из Украины. Пересекаем в автобусе 50 метров от украинского до польского терминала. Посередине этой зоны стоят друг напротив друга два пограничных столба: польский и украинский, а между ними непонятно для чего установлена метровая бетонная тумба. На польской стороне опять очередь из автобусов, но поляки работают намного быстрее наших. Наконец-то в салон заходит седой пограничник, молча собирает паспорта и удаляется. Затем он появляется обратно и возвращает их со штампом о въезде на территорию Польши. Итак, на пересечение украинско-польской границы потрачено 3 ч 45 мин (2:45 на украинской таможне и 1 час на польской). Здравствуй, Польша! Позади остаются огни таможни, а мы въезжаем в какой-то небольшой польский городок. Пассажиры, утомленные пограничной суетой и нервотрепкой, засыпают под мерный рокот мотора.

День второй (18.08.2003)

Утро начинается на автозаправочной станции у которой мы остановились, чтобы умыться и навестить тамошний WC. В туалете очень чисто, есть холодная и горячая вода, бумага, жидкое мыло и бумажные полотенца. Все это бесплатно! Понемногу начинаю привыкать к порядкам цивилизованной страны. Время 6:45, но это еще киевское время, перевожу стрелки назад. Получаю 5:45 Рань то какая! Но спать уже не хочется, с ненасытной жадностью впитываю в себя все, что вижу за окнами несущегося автобуса. А посмотреть интересно все! Вот проезжаем типичное сельское поселение, но как же оно отличается от украинских (и русских) деревень! Аккуратные белые домики в 2-3 этажа, крытые глиняной или металло-пластиковой черепицей красного цвета. Домики - это не просто 4 стены и крыша, они имеют различные башенки, флигельки, мансарды. Каждый дом отличается от соседнего, одинаковых нет. Почти на каждом из них установлена спутниковая антенна. Много ли вы видели спутниковых антенн в деревнях России или Украины? За домом не видно привычных огородов, там только аккуратно подстриженные лужайки. Выезжаем за пределы селения, вдоль дороги тянется с обеих сторон металлическая сетка, отделяющая лес или поле от автотрассы. Служит она как для предотвращения въезда транспорта в лес, так и для предотвращения выхода, выбега и выполза на дорогу диких животных. Удивительно, но никто до сих пор не додумался сдать эту многокилометровую сетку в металлолом! :)

Интересно, что на полях солома упаковывается комбайнами в цилиндрические брикеты. Эти цилиндрики там и тут лежат на полях. Вспоминается мультик "Ну погоди", там где волк ездил на комбайне.

Очень часто вдоль дорог встречаются вышки с антеннами сотовой связи, похоже что Польша полностью ими покрыта.

Сопровождающие нашу группу сотрудники фирмы "Домино" Наташа и Паша были на редкость молчаливы. За всю дорогу от Киева до Праги никто из них не удосужился хотя бы огласить маршрут, по которому мы едем. Поэтому ориентироваться приходилось самостоятельно по дорожным указателям и атласу. Как говорили мои более опытные в таких поездках спутники, обычно руководители групп знают маршрут от и до, рассказывают, какую местность мы проезжаем, показывают различные встречающиеся на пути интересные объекты и т.д. Наши же двое молчали, ограничиваясь только объявлением в микрофон о времени остановки и спрашивали какой фильм включить на видео.

Одним из указателей, который я успел прочитать, был указатель с названием города Брно. Так я узнал, что, судя по схеме дорог в атласе, мы будем проезжать через древнюю польскую столицу город Краков. Но еще раньше в городе Вроцлав нас ожидал сюрприз.

Вдоль улицы тянулся довольно длинный павильон, как было понятно из надписей на его крыше, это был автосервис для "Опелей", Рядом с этим автосервисом размещалась небольшая автостоянка. Надпись на плакате, предупреждала, что она предназначена только для автомобилей фирмы "Опель". К автостоянке от дороги вела узенькая дорожка. Вот именно туда на эту узенькую дорожку почему-то нашему водителю очень срочно понадобилось заехать длиннющим автобусом. Пока он пытался повернуть нашу громадину под прямым углом, перегородив обе полосы улицы, с обеих сторон образовалась пробка. Сидящие за рулем водители легковушек с диким недоумением смотрели, как большой автобус зачем-то пытается втиснуться на стоянку легковых автомобилей. Это продолжалось минут десять. Наконец поняв, что поворот и стоянка явно не вмещают автобус, наш водитель начал выруливать задним ходом обратно на дорогу. При этом машинам, чтобы не быть задетыми нашим "Неопланом" пришлось в срочном порядке убираться из-под его колес по газонам вдоль дороги. А вот бетонный столб с каким-то дорожным знаком не захотел проявлять чудеса изворотливости, за что и поплатился, будучи поваленным, задом автобуса :) Наш водитель, используя обе поворотные оси автобуса, все-таки сумел вырулить назад на дорогу до того, как хозяин стоянки вызвал полицию. Но далее он обнаружил, что, судя по указателю, нужно было ехать не этой, а другой дорогой. Пришлось ему опять перегораживать неширокую улицу и разворачиваться. Так мы еще раз встретились с поваленным бетонным столбом у стоянки "Опелей". В души туристов закралось сомнение в том, что водители знают маршрут, по которому едут. Эти сомнения потом только укрепились.

Приближение какого-либо польского города можно определить заранее по обилию гипермаркетов вокруг него. Каждый город окружен ими со всех сторон. Возле одного из них под названием "Macro" мы и останавливаемся для санитарных целей. Туалет тут все такой же чистый и бесплатный, а вот на заправке рядом вход стоит 1 злотый. Удивил меня магазинчик на заправке. Это такой себе минимаркет, в котором продается все от моторных масел до продуктов питания, есть даже небольшой выбор эротических журналов и видеокассет. Представляю себе дальнобойщика, одним глазом смотрящего на дорогу, а вторым созерцающего прелести какой-нибудь кинодивы :)

На дорогах Польши работает большое количество строительной техники. Поляки продолжают расширять и улучшать свою и так хорошую дорожную сеть. Было заметно, что слой укладываемого асфальта составляет около 40 см. (у нас максимум сантиметров 5 кладут).

Вот такими ровными дорогами доезжаем до границы Польши и Чехии. Таможенный пункт пропуска здесь общий, т.е. нет отдельно польской и отдельно чешской таможен, они работают вместе в одном здании. Впереди и сзади нас - несколько автобусов с польскими, немецкими и итальянскими номерами. Их пропускают почти сразу, а мы всё стоим! Рядом терминал для проезда легковушек. Наблюдаю до смешного простую процедуру пересечения границы: к окошку подъезжает автомобиль, водитель и пассажиры, не выходя из салона, просто помахивают паспортами. Девушка-таможенница в окошке им кивает, даже не беря паспорта в руки, и автомобиль пересекает границу. Лишь изредка таможенница берет паспорт в руки для проверки.

Как ни прискорбно, но именно тут на границе приходит чувство собственной ущербности: вот они граждане объединенной Европы – ездят свободно где хотят, а мы обязаны стоять и ждать пока поляки не поставят штампик о выезде, а чехи о въезде. Наше безрадостное ожидание разделяют только туристы из автобуса с латвийскими номерами и длинные фуры на соседнем грузовом терминале. Погода довольно жаркая, солнце греет автобус, его двигатель выключен, а значит, выключен и кондиционер. Идем гулять по таможне!

Вокруг расположились многочисленные обменные пункты и магазинчики, торгующие всякой всячиной. Захожу в один из обменников, там, оказывается, можно поменять полтора десятка различных валют! Замечаю даже в этом списке украинскую гривну. На вопрос "Добрый день! Что пан желает?" (не смотря на польский язык, на котором эта фраза была произнесена, ее смысл понятен) выдаю заученную чешскую фразу "Колик корун достану за едну долару?" Кассир, как ни странно понимает мой ломаный чешский, делает несложный расчет на калькуляторе Casio и затем показывает его дисплей мне с цифрой 27. Понятно, что курс обмена на границе всегда менее выгоден. А потому говорю ему "Декуйу!" и удалюсь.

А автобус все стоит. Ладно, обследовав обменники и магазинчики, обследую местный WC. Он в идеальном состоянии и бесплатен! Чтобы еще такого сделать? Ага, надо щелкнуться на фоне таможни! Устав от похождений, наша группа постепенно собирается на скамеечке возле навеса таможни и делится первыми впечатлениями, а чай и кофе, которые Паша раздает через открытую дверь автобуса, очень этому процессу помогают. Наконец-то возвращают наши многострадальные проштампованные паспорта. Ура! Привет, Чехия! На пересечение этой границы потрачено 2 часа с минутами.

Чехия. Прекрасные дороги, аккуратные дома с неизменной черепицей. Но, похоже, наша группа уже устала любоваться красотами через окно и нетерпеливо ждет приезда в Прагу, в которую мы уже опаздываем. Так оно есть!

Попутно определяемся, кто хочет ехать на факультативные экскурсии в Пльзень, Карловы Вары и замок Конопиште. Желающие сдают Наташе 35$ за первую и 25$ за вторую экскурсию. Затем Наташа раздает памятку о правилах пользования транспортом в Праге, отксерокопированную карту центра Праги и приблизительное меню ресторана "Пивной Дум". В "Пивном Думе" у нас должна быть дегустация 5 сортов пива за счет фирмы, но к пиву надо еще что-нибудь заказать покушать уже за свой счет.

Прага встречает нас гипермаркетами на окраине. Наконец-то въезжаем в город и зачем-то пытаемся пересечь его по каким-то нешироким улочкам на своем огромном автобусе. Тут молодежная часть нашей группы окончательно просыпается и наперебой пытается прочесть и обсудить все встречающиеся на пути вывески и таблички. Настроение повышается, с нетерпением ждем приезда и жаждем новых впечатлений! Наконец-то петляние на узких улочках заканчивается, и мы выезжаем на широкий проспект. Вот и наш трехзведный отель "Dum", сразу прозванный "Думой" Ты где был в отпуске? – В Думе! Наташа быстренько раздает нам ключи в виде пластиковых карточек от номеров. Идем поселяться! Время 17:45, а по плану мы должны были прибыть в Прагу около 14:00. Опоздали почти на 4 часа :-( Сегодня вечером нам еще предстоит первое знакомство с городом, поэтому времени на поселение и размещение всего час.

Нам с соседом Стасом достался номер 815. Две комнаты: спальня и гостиная, ванная, туалет, прихожая с холодильником и телефоном. Обстановка в номере не роскошная, но очень даже приемлемая. В спальне две кровати, тумбочки, две настольные лампы, шкаф для одежды. В гостиной: диван, два кресла, телевизор и тумба под ним, шкаф, столик. В ванной комнате: раковина для умывания и отдельно душ, отгороженный шторкой, два комплекта полотенец. Чисто, опрятно, приятно. Необычно устройство оконных рам, окна открываются, поворачиваясь вокруг горизонтальной оси, расположенной посередине рамы.

Быстренько распихиваем вещи по шкафам, тумбочкам, холодильнику, по очереди моемся. Времени мало, но я еще успеваю заварить и съесть скоростной супчик. Вилка кипятильника с успехом влезала в евророзетку. Успеваю разглядеть и покрутить телевизор. Это маленький 15-дюймовый "Daewoo". В гостиничной кабельной сети я нашел около 20 каналов: в основном чешские и всемирные на английском языке. Радует наличие двух музыкальных каналов и "Euronews". На русском (и тем более украинском) там ничего не было. Хотя, зачем нам телевизор? Ведь не за тем приехали! Около 19:00 возле выхода собирается наша группа. В автобусе уже сидит вызванный Пашей меняла-подпольщик. Доллары он менял по курсу 1 доллар : 27.83 кроны. Естественно без комиссионных, но и без выдачи чека. Позже в городе я видел в обменниках и более выгодный курс 1:29, при этом, как было написано на вывеске, комиссионные не взимались, но так ли это или нет, я не проверял. Как говорят, рекламное утверждение об отсутствии комиссионных не всегда соответствует действительности.

В начале восьмого вечера мы выехали в центр города на первую экскурсию. Паша рассказал нам план сегодняшних мероприятий: до 21:00 – экскурсия по городу, потом ужин в "Новоместском пивоваре" (по желанию и за наши деньги) и потом добираемся в отель на городском транспорте самостоятельно. Тут часть группы взбунтовалась: "Почему назад мы должны ехать на городском транспорте?" "Мы потеряли один экскурсионный день, кто нам его компенсирует?!" "Что это за идиотская организация тура?!!" "Какая экскурсия, через час стемнеет!!!" Претензии, на мой взгляд, вполне обоснованные. Паша начал довольно грубо пререкаться с недовольными туристами, заявив, что фирма "Домино" ответственность за простои на таможни не несет. Интересно, а кто же за это ее должен нести? Очереди на таможне и дурость таможенников надо предусматривать при составлении плана тура, обеспечивая запасы времени для этого! Простаивание на заправке под Львовом, фигуры пилотажа на автобусе у автосервиса "Опель" в Польше и сбитый там же столб – тоже, как оказалось, не есть вина фирмы "Домино". Наверное, это входит в программу тура и было запланировано? Потом он завил, что водители находятся за рулем уже больше положенного срока и если их остановит полиция, то это грозит большим штрафом (о переработке водителей я еще вспомню далее). Второй сопровождающий – Наташа в это время сидела и тихонько помалкивала. Скандал замяла наш чешский гид пани Ливия. Тут и состоялось наше с ней знакомство. Ливия – весьма приятная женщина пенсионного возраста, отлично владеющая русским языком. Как оказалось впоследствии, она не только прекрасный гид, знающий массу сведений о любом месте Праги и других городов, но еще и просто очень приятный в общении человек. Несмотря на свой пожилой возраст, она очень подвижна и бодра. Каждый день в 8 утра она встречала нас у автобуса, проводила экскурсии и вечером возвращалась к себе домой, чтобы утром опять встретиться с нами. По образованию она математик, кроме русского знает еще несколько европейских языков. В общем, считаю, что с гидом нам очень повезло!

С горем пополам, мы отправились на первое знакомство с Прагой. Автобус высадил нас на Чеховом мосту. Панорама столицы Чехии была впечатляющей, но очень смущали свинцовые тучи над головой. Пока мы пересекали мост, налетел сильный ветер, и начали падать первые несмелые капли дождя. Ливия повела нас в еврейское гетто. Стемнело, поэтому фасадом Старо-Новой синагоги нам пришлось любоваться уже в сумерках. Во время рассказа о Големе, небо прорвало, и вниз на древнюю мостовую (и на нас) понеслись потоки воды. Зонтов, конечно (кроме Ливии), почти никто не взял. Продолжать экскурсию смысла не было, поэтому Ливия повела нас в ресторан. Этот путь сопровождался воплями возмущения в адрес распроклятой "Домино" и ее работников со стороны старшей половины группы. "Мы промокли!" "Заболеем, подхватим воспаление легких!!" "Ваша фирма разорится на медицинской страховке!!!" Промокшие Паша и Наташа слушали это молча. Молодежной части группы дождь был пофиг! Настроение было отличным, не каждый же день можно попасть под пражский дождик! Хотелось новых впечатлений, они были рядом, и никакая вода с неба не могла воспрепятствовать их получению! По словам Ливии, дождь в Праге ждали уже очень давно, это лето выдалось на редкость засушливым. Так что и у пражан тоже было хорошее настроение.

Ну, хоть в ресторан то мы не опоздали! В "Новоместском пивоваре" уже сидела вторая группа из Киева, которая выезжала вместе с нами. Они прибыли в город вовремя, сходили на экскурсию, нигде не мокли и теперь наслаждались пивом. Но вот с эмоциями у них было туговато. Юра (сопровождающий от фирмы) пытался их развеселить возгласами "Будьмо!". Но это удавалось ему с трудом. Зато за нашим столиком эмоции и смех лились через край, наконец-то мы все перезнакомились! Тут подошел официант и, извинившись, сказал, что в наличии есть блюда, начиная с позиции 113 в меню. Меню было на русском языке, поэтому сложностей с выбором блюд особых не было. Почему-то большинство из нашей компании (и я в том числе) заказали это блюдо №113 – капуста со свининой в пивном соусе за 160 крон. Пиво варят в ресторане, и оно бывает двух сортов: светлое и темное. Оба по 28 крон за пол-литра. Пиво было отличным и светлое, и темное! Я до сих пор не встретил ни один из обычных "бутылочных" сортов, которые могли бы сравниться с тем живым пивом. Блюдо №113 мне тоже очень понравилось, много, сытно и вкусно. Дикий хохот и гогот нашего столика постоянно привлекал внимание чинно рассевшихся туристов из второй группы. На их лицах было написано удивление: пришли промокшие до нитки, а им весело. Тут же в "Пивоваре" и просочилась на свет жуткая тайна, которую я вез из самого Киева: сегодня 18 августа у меня день рождения!

Обратно в отель наша компания добиралась уже после 23:00. Доехали на метро до станции "Кочеров", потом сели на автобус 139 и доехали до остановки "Лабе".

Метро в Праге мне не понравилось. Как-то некрасиво, нет мрамора и гранита как у нас, все намного проще и дешевле. Существуют два вида электричек: привычные нам мытищинские вагоны и новые чешские вагоны. В новых поездах на каждой двери есть большая кнопка, если вы хотите выйти или войти, то надо ее нажать, чтобы открыть дверь. Не нужно ждать, пока дверь откроется сама (так можно или вообще не войти в вагон, или проехать нужную станцию, если вы уже вошли), она сама не открывается. В этих же новых поездах на электронном табло высвечивается название текущей и следующей станций. В автобусах тоже есть электронные табло, позволяющие ориентироваться в остановках. Надо сказать, что автобусы очень четко придерживаются расписания. Если написано, что на остановке "Лабе" автобус бывает в 11:43, то он там и будет именно в указанное время!

Супермаркет недалеко от "Думы" уже был закрыт, поэтому все необходимое для отмечания моего дня рождения покупали в магазине у автозаправки рядом с "Макдональдсом". Праздновали мы в отеле в 903-м номере, где жили Леша и Света из славного города Одесса. То, что празднование затянулось надолго, думаю и так понятно. :-)

День третий (19.08.2003)



Утро в "Думе" начинается с завтрака и музыки, негромко звучащей в коридорах гостиницы из установленных динамиков. Завтракать с 7:00 до 10:00 можно в помещении столовой отеля. Завтрак представляет собой "шведский стол": макароны или отварной рис - подобие плова, сосиски, салат из капусты, вареные яйца, суп для вегетарианцев (не знаю из чего), булочки, рогалики, нарезка сыра, колбасы и ветчины, взбитые сливки, джем, арбуз. Напитки: вода, кофе, чай, какао, молоко, ice-tea (что-то среднее между чаем и компотом, очень хорошо утоляет жажду в жаркий летний день). Рядом со столовой на этом же этаже находится ресторанчик, посетить который у меня не было ни желания, ни времени. На нулевом этаже рядом с холлом есть еще бар и магазинчик сувениров. Цены на сувениры и открытки немного ниже, чем у торговцев в городе. Рядом с холлом расположена кабинка международного телефона-автомата и интернет-терминала. Интернет-терминал представляет собой обычный компьютер, системный блок и монитор которого встроены в стойку. Клавиатура с латинской раскладкой намертво встроена в поверхность столика, а вместо мыши установлен точпад, как у ноутбуков. Воспользоваться терминалом можно, бросив в приемную щель монеты 2, 5, 10 крон, тогда терминал начинает реагировать на нажатия клавиш. По умолчанию открыто окошко Internet Explorer-a. Точных расценок на интернет там не указано, но похоже, что 1 мин. стоит около 2 крон. Над окошком браузера появляется, окошко, сигнализирующее об оставшемся приплаченном времени пользования. Связь, надо сказать, довольно паршивая. Я два раза в разные дни пытался добраться до своего почтового ящика на Апорте, но мне это так и не удалось. Так и не дождавшись открытия страницы, я прекратил запихивать монеты в ненасытную утробу этого ящика.

Около 9:00 прибыла Ливия, мы загрузились в автобус и … опять начался скандал. Претензии к Паше и Наташе были все те же: сорванный накануне экскурсионный день. Осмотреть не удалось даже четверти от того, что было запланировано! Паша опять пытался свалить ответственность на таможню, пробки и погоду, но тут вмешалась Ливия и предложила сегодня вместо запланированного во второй половине дня свободного времени провести экскурсию, которая была сорвана накануне. Понятно, что возражений не последовало.

В первой половине дня мы посетили: Страговский монастырь и полюбовались видом на город с его обзорной площадки, Лорету, Пражский Град, потрясающий своими размерами и вычурностью храм святого Вита, сад Вальдштейна и всегда заполненный людьми Карлов мост. Вначале то и дело накрапывал маленький дождик, но потом погода улучшилась. На Лоретанской площади я впервые увидел у торговцев сувенирами видеокассету с экскурсией по Праге на разных языках, но цена была слишком большой –450 крон.

При подходе к Пражскому граду, неподвижно стоящие в караульных будках гвардейцы, производят впечатление манекенов. Но подойдя ближе, я увидел, что они вполне живые, хоть и стоят как изваяния. Через некоторое время, в полдень мы стали свидетелями торжественной процедуры смены караула. Как рассказала Ливия, президентские гвардейцы отличаются грубостью и невоспитанностью, в их полку ненормальная психологическая атмосфера. Недавно, один из них покончил жизнь самоубийством, что дало повод целой серии скандалов о порядках в этой части.

В сад Вальдштейна в отличие от других вход бесплатный. Он создает неповторимое чувство умиротворенности и спокойствия. А какие огромные рыбы живут в его фонтане! В этом же саду я увидел павлиниху с павлинятами. На одной из дорожек установлена восковая статуя "Девушка ремонтирует мобильник". Очень реалистично! :-)

Описывать прелести чешской столицы я не буду. Информацию о достопримечательностях можно найти или в путеводителях или в сети. Делиться впечатлениями я тоже не буду, потому что чувство восторга трудно передать письменно, получатся только одни междометья "Ух!" и "Вот это да!!!" Все увидите сами. Скажу только, что я почувствовал себя в детской сказке о королях и принцессах. Помните старую - добрую передачу "В гостях у сказки"? Многие чешские фильмы, которые там показывались, снимались прямо на улочках древней Праги.

Обед в этот день был назначен в ресторане "Пивоварский дум", причем пиво оплачивалось турфирмой "Домино". Началось все с того, что нам вместо меню, которое было вчера роздано Наташей, предложили очень сокращенный его вариант, включающий всего десяток блюд. И это меню известнейшего ресторана? Из него я выбрал свинину на пиве и тимьяне с клецками за 145 крон. Пока заказанные блюда готовились, официантки начали разносить пиво. Двум официанткам в униформе помогал мужчина средних лет в рубашке с галстуком, похожий скорее на менеджера. По очереди разносились 5 сортов пива: пиво-шампанское, кофейное, банановое и еще два каких-то сорта. По общему мнению, наиболее вкусным было первое пиво-шампанское. Все же остальные – гадость! Пиво должно быть именно пивом, а не смесью ароматизаторов! Честно говоря, не понимаю, чему восторгались многие посетители этого ресторана, чьи мемуары я читал в интернете. Пиво наливалось маленькими порциями по 150 грамм, но почему-то бокалы были у всех разные, а мне так вообще попались две мерные посудины с нанесенной градуировкой! Похоже, в этом ресторане проблемы с посудой. Наконец-то вынесли заказанные блюда. Попробовал, свинина была какой-то твердой и пресной. Заказывать десерт мне расхотелось. Кое-кто из девушек все же взял мороженое за 35 крон. Но дождавшись пока его вынесут, они были очень разочарованы. Мороженое было обычным мороженым, положенным в вазочку. Никаких добавок, сиропа, шоколада, сливок и т.д. не было. За что такая цена?! Я попросил счет, на что официантка ответила, что счет будет выписан на весь стол один. Стол был длинным, за него вместилось около 10 человек нашей группы. Вот даю я бумажку в 200 крон, кто мне даст сдачу 55 крон? И так почти у всех! В общем, рассчитывались и разменивались мы полчаса. И этот ресторан был признан лучшим в 2002 году?! С таким идиотским сервисом?!!! Очень рекомендую: НЕ ХОДИТЕ в "Пивоварский дум" – сбережете нервы, хорошее настроение и деньги!

Вторая половина дня была посвящена Старому городу и еврейскому гетто. Неутомимая Ливия провела нас теми же улочками, по лужам которых мы вчера шлепали. Она нам показала и дом доктора Фауста, в одной из комнат которого, до сих пор в потолке существует дырка, через которую улетела душа Фауста. А затем у нас было немного свободного времени, чтобы погулять по древним улочкам Старого Места. Где-то без десяти минут до начала нового часа почти все туристы, прогуливающиеся по площади перед Тынским собором, заспешили к часам у ратуши. И вот начали би


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Чехии

Прага: достопримечательности, цены, транспорт
AlexandraRomano  AlexandraRomano   Чехия , Прага   Дата вылета  август 2019
Всем привет! Хочу поделиться своим опытом самостоятельного путешествия в столицу Чехии — Прагу. Сразу отмечу, что в этом месте мы бывали два раза. При этом первый раз решили остановиться в отеле бюджетного уровня. Но во время второй поездки мы поняли...
Читать далее

Дата 19.12.19 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели366

Волшебные каникулы в Чехии
Алина  Алина   Чехия , Прага   Дата вылета  ноябрь 2019
Всем доброго времени суток! Хочу рассказать про наше семейное путешествие в Прагу. Поехали мы в ноябре. Вылетали из города Санкт-Петербург, время полета составило 2 часа и примерно 15 минут, приземлялись в Пардубице. До Праги дорога составила 2 часа,...
Читать далее

Дата 11.01.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели478

Прекрасный тур от фирмы Star Tour
Для меня турфирма StarTour известна как очень надежная и полностью выполняющая свои обязательства перед клиентом – уже не раз пользовались ее услугами. Очень приятно было узнать, что даже спустя годы она не такой же и остается! Нашим направление...
Читать далее

Дата 06.02.20 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели196

Брно, Чехия. «Париж ли ты или Манчестер»? Часть II.
Ирина  Ирина   Чехия , Прага   Дата вылета  февраль 2016
   Из района самых старых улиц и площадей, поход продолжили в более молодые по возрасту и векам. Город как бы стекает с отрогов моравских гор, двух холмов, где стоят доминанты города - крепость Шпилберк и собор Петра и Павла; и плывет в сов...
Читать далее

Дата 19.02.21 Хороший отзыв2 Ответов1 Просмотрели554

Брно, Чехия. «Париж ли ты или Манчестер»? Часть I.
Ирина  Ирина   Чехия , Брно   Дата вылета  февраль 2016
   Во лесах дремучих, во горах  крутых стоит град, почти тайный. Там, где сливаются воедино реки Свратка и Свитава, город прозываемый столицей Моравских гор - Брно. Город, который восемь веков принадлежал сам себе. Вокруг него менялись...
Читать далее

Дата 19.02.21 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели557

Отзывы туристов