27.09
Подъем в 5.30, как обычно. Очень холодно и сильный ветер. Термометр в машине показывает +5. Торопимся как можно быстрее выехать на дюны. Палатки и вещи оставляем в кемпинге, сами же без завтрака и чая едем в сторону парка. Солнце встает очень быстро, так быстро, что хочется нажать стоп-кадр. Вокруг опять сумасшедшие виды. Торопимся. Скорость 180. Взлетаем на горочку, перед которой стоит знак - "осторожно, спуск с водоемом". Не обращаем внимание и при спуске еле протискиваемся среди двух спинбоков, чуть не сбив бедных животных. Чиркаем зеркалами по их ушам и несемся дальше… К сожалению, животных заметили в самый последний момент, а они даже не двигаются. Стоят и зачарованно смотрят на свет фар.
Звенит в голове предупреждающий звоночек - "так ездить нельзя!".
Доезжаем до дороги 4 на 4 и берем такси, полноприводный сафарийный джип. Проезд на одного стоит 50 ранд. Едем в одну сторону, думая, что на обратном пути пойдем пешком.
Солнце уже взошло и впечатления не такие сильные, как на закате. Дюны розовые в дымке. Освещение сразу же становится жестким.
Поднимаемся на высокий бархан, сидим свесив ноги и смотрим на окружающий пейзаж. Здесь дорога заканчивается. Только высохшие озера и пески, разные по форме и по оттенкам. Одинокие деревья замерли, раскинув сухие ветки.
В 8 утра начинают подтягиваться группы организованных туристов. Ну почему, все организованные туристы ходят группами и бегают по одной дюне? Непонятно…Песка кругом много, так нет, выбрав одну дюну уселись все как мухи и сидят…
Пытаемся идти назад через пески. Буквально за 10 минут понимаем, что занятие это бесперспективное. Во первых, сразу же теряется ориентация. Во-вторых, то, что кажется близким, типа "вон за той дюной наша машина", обманчиво. Ну и в-третьих, это просто тяжело, т.к. ноги вязнут в песке и натираются мозоли.
Правда, радуют всякие зверушки, выскакивающие из под ног, оставляя дымящиеся кучки…
Возвращаемся втроем на дорогу и ловим джип-такси. Платим 150 ранд. Наши попутчики, как и вчера, проехали по дороге 4 на 4 на Субару. Им такси не нужно. Но рисковать второй раз мы не хотим. На встречу нам попадаются уже не группы, а целые колонны с джипами, где сидят туристы. Один сафарийный джип застревает в песках и его толкают сразу 20 человек. Пески обманчивы…
Возвращаемся в кемпинг. По дороге делаем вывод, что те дюны, что стоят по левую руку (если ехать в парк), намного колоритнее и интереснее, чем те дюны, что справа. И выше и оттенков больше.
Оставляем машину на дороге и идем еще раз к дюнам. Одна нам очень понравилась, у нее гребень спускается к земле под углом 40-45 градусов. Идем минут тридцать и думаем о том, что вряд ли еще сюда приедем. Настолько это далеко от всех дорог и от всего мира.
У заправки встречаемся с попутчиками. Завтракаем в фаст фуде, картошкой, сарделькой и кофе. Решаем куда ехать дальше. Вернее многие хотят остаться еще на один день, другие же не соглашаются еще на одну ночь в необустроенном кемпинге. Так как нет ничего, кроме песка и палатки. Берем карту и смотрим - до следующей заправки - кемпинга - лодж в Солитаре всего 70 км. Решили поехать и забронировать себе лодж на ночь там, а к вечеру вернуться еще раз в парк пустыни Намиб. Это было самой большой ошибкой, т.к. 70 км мы ехали почти 2 часа. Но все по порядку.
На часах 12 и еще есть время съездить в каньон Сесрием. От заправки туда ведет каменистая дорога , 5 км.
В полдень в каньоне не протолкнуться - автобусы, машины, кемперы. Маленький каньон наполнен голосами туристов. Каньон наверное очень красивый, в лучах заходящего солнца. В полуденной же жаре все краски блекнут, и мы сами перемещаемся от одной тени к другой.
Через час выезжаем в Солитаре (Solitare). Дорога С19 очень плохая, крупная галька присыпанная песком. Быстро ехать не получается, машину заносит из стороны в сторону. У красной Субару второй прокол колеса, сильный боковой порез. Выгружаем все вещи на дорогу и меняем колесо. Через полтара часа приезжаем в Солитаре. По пути заезжаем во все встреченные нами кемпы и лоджи. Везде получаем отказ - мест нет! В одном месте, свернув с дороги, поехали в сторону гор, думали, может там есть места. Мест нет ни в лодж, ни в кемпе…
- можно мы палатку поставим у забора?
- нет, нельзя…
- а что же нам делать? Уже скоро вечер?
- ехать дальше!
Солитаре оказался очень уютным местом. На небольшой территории расположился лодж с бассейном, кемпинг, апартаменты, заправка, шиномонтаж, магазин и кафе. Цивилизация! Немецкий пудинг! кофе! хорошо!
Только вот уже 16 часов и мы уже точно, не успеваем на закат в парк Намиб. И уже никогда больше туда не поедем. От этого становиться очень грустно…Парк пустыни Намиб - самая большая изюминка этой страны.
За 170 ранд пытаемся восстановить колесо. Ставим огромную заплатку и внутрь приходиться поставить камеру. Колесо почти не рабочее, теперь это наша запаска, только на крайний случай. Селимся в кемпинг за 55 ранд, апартаменты, по 112 ранд и есть всего 1 номер в лодже, за 325 ранд. Берем и его.
Вечером катаемся вдоль гор, пытаясь увидеть красивые пейзажи. Нам не везет, небо не прозрачное и горы в дымке.
Легенда: Дюны - кемпинг Сесрием - каньон Сесрием - Солитаре - окрестности. (2099-2415 км.)
28.09
Этот день мы не забудем никогда. Ничего не предвещало беды. И началось все с того, что мне приснился плохой сон. В этом сне я видела себя и Лину. Рассказываю утром всем про сон.
- это плохо, - говорит Лиина, -после таких снов я как правило болею…
Шутя собираем машины, как всегда запихивая вещи под самый потолок. В одной машине едут трое, в другой четверо .В той машине, где едут трое, откинуто одно сиденье и часть вещей лежит еще и в салоне. Сегодня в серебристой Субару еду я, Лиина и Сергей.
С тяжелым предчувствием сажусь за руль.
В 8 утра выехали в сторону Свакопмунда. Скорость под 100 км/ч. Первая машина с попутчиками быстро отрывается и уезжает вперед. Ехать близко за первой машиной нельзя, так как пыль и вылетающие камни из - под колес мешают вождению. Через 14 км что-то происходит - ни с того ни с сего машину понесло. Ничего не могу понять, машина не управляется рулем и попытка выравнить ее приводит к тому, что мы виляем от одного борта дороги к другому. Пытаюсь прибавить немного газа, что бы рулем выправить передние колеса. Тщетно. На огромной скорости машина летит к песочному краю. Еще доля секунды и я уже знаю, что будет дальше. Страха нет. Мы просто смотрим немое, замедленное кино. Коснувшись правыми колесами высокого песчаного бортика, машина начинает валиться на бок.
Удар… Переворот. Стекла разлетаются вдребезги. Удар… Машина переворачивается на крышу. Лопается лобовое стекло и на скорости 100 км/час мы несется на крыше, засасывая килограммы песка внутрь. Удар… Переворот …в который уже раз?
Сергей не пристегнут и на него валятся рюкзаки, кастрюльки, бутылочное пиво, крема, атласы. И толстый слой песка…
В какой-то момент, кажется, что машина остановилась и у меня только одна мысль: как выбраться из нее вверх ногами?
Удар, переворот. Машина становится на все свои 4 колеса и замирает.
Изрезанные стеклами руки и целое все остальное.
Отстегиваю ремень и выхожу наружу. Лина сидит молча, у нее заклинило дверь и ей не выбраться. Осматриваем с Сергеем покалеченную машину и замечаем из под капота слабую струйку дыма( или пара???).Еще незная, что это, дым или пар, с ужасом вспоминаем о 25 литрах бензина в салоне.
- документы, быстро…
Лина уже выбралась наружу и помогает нам. Выключаем зажигание и лихорадочно выкидываем все из салона и багажника. Под слоем песка с трудом находим документы, фото и видеокамеры.
- уф…
Первая машина с попутчиками уехала довольно далеко. Никак не можем найти рацию. Ходим вокруг и пытаемся понять, что делать дальше. Наконец рация затрещала:
- вы где?
- мы разбились…
- возвращайтесь…
Мимо едет автобус с бэкпекерами. Все дружно нам машут руками, еще не поняв в чем дело. Водитель же все увидел и уже бежит к нам:
- это случилось вчера или сегодня?
- сегодня, утром…
- в этом виноваты звери?
- нет, мы сами…
- вам нужна помощь?
- спасибо, сейчас приедут наши друзья…
- кто был за рулем?
- я…
Меня берут за руки, заглядывая в глаза:
- вам точно не нужна помощь?
Я понимаю, о чем он думает. Меня надо отвезти к врачу и промыть мозги… Но со мной все в порядке. Сейчас только найдем аптечки и забинтуем руки.
Автобус уезжает, а мы садимся на песок и думаем. Еще недавно мы все обсуждали такую тему:
Из многих источников известно, что в Намибии погибает много людей. Вернее погибших к числу аварии наибольшее соотношение. Причин несколько - заснул за рулем, выпрыгнувшее на дорогу животное. Вот про зверей я и подняла вопрос.
- что делать, если на дорогу выпрыгнула антилопа?
Мнения разделились.
- однозначно уходить на обочину, не тормозя, - говорит Влад.
- наверно надо давить, не выскакивая на обочину, - говорю я.
Теперь я сижу и думаю, о том, что практика показала, ни при каких условиях нельзя выскакивать на обочину. А обочины в Намибии, в том месте, где дороги близко подходят к пустыне Намиб, очень плохие. Бортики из песка и гальки.
Приезжают наши попутчики. У них шок. В том, что случилось, трудно поверить. Осматриваем вместе машину. Заднее правое колесо спущено и соскочило с диска. Идем по следам. Один след от колеса нормальный, второй, от правого, шире в 2 раза. Версии аварии можно выдвигать множество( ошибка водителя ,резкий прокол колеса, добавление газа в тот момент, когда начало крутить…). Одно из них такое - прокол колеса приводит к тому, что быстро спускает колесо. Не понимая в чем дело, водитель добавляет газ. В этот момент машина касается правыми колесами песка и два колеса становятся как бы резко заблокированными. Два левых колеса крутятся, два правых стоят. От этого происходит переворот.
Начинаем обычную процедуру при аварии. Надо звонить в полицию и в Авис. Ближайший телефон находится в 17 км от нас, в Солитаре. Часть попутчиков уезжает в лодж, а я и Лиина бродим вокруг и собираем разбросанные вещи. Дело в том, что мы практически уже жили в этой машине. И все кармашки, бардачки, щели и выемки были забиты нужными, и не очень, вещами. Все то , что могло понадобиться в любой момент - крем, фонарик, навигатор, атласы, диски, вода, салфетки, очки, туалетная бумага, билтонг и печенье, все это разлетелось на 200 метров вокруг…
Машина сильно помята и мне ее очень жаль. Она была совсем новая.
Наконец отыскав аптечку, перевязываем руки. Открываем багажник и в его тени садимся ждать помощи.
Тем временем, Влад из лодж пытается дозвониться до полиции и имеет с ними такую беседу:
- у нас машина попала в аварию.
- где?
- в 17 км от Солитаре.
- аааа, далеко это от нас, наверно километров 65-70.
- вам надо приехать и засвидетельствовать, для страховой компании.
- есть пострадавшие?
- нет.
- где машину брали?
- в
ЮАР, в Ависе.
- в общем, звоните в Авис, у нас пока обед.
Записав марку и модель машины, в полиции отключили телефон. Дозвониться больше мы не смогли. На ресепшене лоджа к проблеме отнеслись с пониманием. Нам дали в бесплатное пользование апартаменты и после долгих поисков нашли телефон Ависа в Виндхуке.
С Ависом разговор был еще короче:
- вы будете брать другую машину?
- да!
- тогда ждите, через 4 часа приедет эвакуатор и другая машина.
Влад возвращается за нами. Мы сидим на солнцепеке и развлекаемся тем, что машем проезжающим машинам. Почти все, завидев нас, и поняв что все нормально, бросают руль и двумя руками, оттопырив большие пальцы, показывают - "молодцы! хорошо так вы ее сделали!" Необычно оживленная с утра дорога. И все готовы помочь. Но вопрос водителя автобуса - "это случилось вчера или сегодня?", наталкивает на мысль, что людно здесь бывает не всегда. И можно всю ночь сидеть и ждать помощи…
Тем временем, Влад решает снять одно колесо с серебристой Субару и поменять его на совсем плохое из красной Субару. В красной Субару уже 2 плохих колеса, одно из которых - запаска "условно".
В Солитаре опять отдаем шины в шиномантаж, меняя диски и резину. Когда же все готово, и пора отъезжать, красная Субару не может тронуться с места. Рабочие ничего не могут понять, а мы знаем - диск и резина сняты с разбитой машины.
- у вас что-то с диском? - спрашивают работники.
- да быть такого не может! - настаивает Влад. - это же просто диск, там нечему ломаться.
Но как бы то там не было, результат налицо - колесо заблокировано и не крутится.
- надо оставить все свое, хоть и плохое… Придется все опять поставить на место.
В обед одна машина с копией всех документов выезжает в Велвис Бей, в компанию Авис. Я, Олег и Люда остаемся ждать эвакуатор и новую машину.
К 19 часам настроение сильно портится - все офисы уже закрыты, эвакуатора нет, и впереди два выходных дня. Видя наше отчаяннее, чернокожие ребята с шиномонтажа предлагают привезти машину в Солитаре, мотивируя это тем, что ее за выходные "разденут". В этом нет ничего удивительного - колеса в Намибии почти на вес золота. Очень трудно купить нужную резину, а если еще и новую…
Когда мы почти соглашаемся на их услуги (просили 300 ранд за буксировку в Солитаре), вдали появляется эвакуатор с Ниссаном Х-трейлом.
Почти час заполняем все бумаги, пытаясь объяснить, что случилось. Для Ависа сделали много фотографий и теперь показываем их служащему. Подписываем бумаги и забираем Ниссан.
Легенда: Солитаре - Солитаре (2415-2419км)
29.09
Машину нам привезли опять почти новую, пробег всего 15700 км. С первого взгляда машина нравится , она кажется намного больше и просторнее. Такое впечатление, что в ней можно уже не ездить, а жить. Внутри много отсеков для личных вещей, подстаканники, подголовники, кармашечки, большой багажник.. Но это только на первый взгляд . Машина при такой массе имеет всего 2 литра и только передний привод. Соответственно, при полном знакомстве с машиной на дороге, мы понимаем , что она на порядок хуже. Плохо держит дорогу и имеет большую парусность.
Ранним утром выезжаем в Свакопмунд, по дороге С14. Часть пути едем по парку Намиб–Науклюфт, а часть по каменистой пустыне. Парк Намиб - Науклюфт –это базальтовые холмы, изрезанные руслами высохших рек. Красиво . Каменистая же пустыня навевает тоску - на много км нет ничего, кроме рваных покрышек и крыш от перевернутых авто ( теперь это больная тема, и глаза невольно начинаю обращать внимание на такие мелочи).
В Walwes Bey встречаемся с нашими попутчиками. Городок не большой и довольно оживленный. Много магазинов. Все портит запах, доносившийся с моря. Это даже не запах, а ужасная вонь ,от 1000 котиков на берегу.
Вчера наши попутчики так и не узнали ничего про новую машину, и мы не знаем, на каких условиях ее взяли. Поэтому сегодня пытаемся выяснить все в Ависе.
Авис в субботу оказался закрытым, и пришлось искать сотрудника через туристический информационный сервис. Сотрудник пришел довольно быстро, не прошло и полчаса, и разъяснил нам все пункты договора:
- за разбитую машину мы платим 460 ранд. Это наступление страхового случая,
- у нас полная страховка, которая все покрывает,
- новую машину Нисан-Х-Трейл нам дали на тех же условиях, что и были до этого у Субару. Т.е. полная страховка и безлимитный пробег.
- на руках у нас остается маленькая бумажка о замене машины, и все.
Тем не менее, я очень переживаю, настолько мне жалко Субару…
Бухта Валвис Бей с фламинго не оставила должного впечатления. В первую очередь потому, что именно сегодня, как назло, пасмурно и серо. Бело-розовые фламинго ходят по колено в воде и собирают только им понятную еду. Не поднимая головы, они процеживают воду как пылесосы. В течении часа катаемся и рассматриваем птиц с берега. Их очень много, но подойти к ним невозможно - мелкая бухта полузатоплена и сырой песок проваливается под ногами.
От Валвис Бей до Свакопмунда совсем не далеко, всего 15-20 минут, вдоль моря по хорошему шоссе. Но нам не интересно кататься просто так, нам нужны приключения! И эти приключения находят нас сами. Решаем свернуть с дороги к морю, посмотреть, есть ли на берегу котики. Берег песчаный и вокруг небольшие барханы. Олег, думая, что Ниссан лучше Субары, с разгону заезжает на песок и …застревает…
Блин! Это уже не смешно! Выходим. Вспоминая недавние навыки, упав в светлых брюках в теплый песок, начинаем копать!!!!! Правое колесо, Левое колесо, С одной стороны, С другой стороны… Тщетно.
- где же твой опыт? - спрашивает Люда Олега, - ты же недавно был точно в такой же ситуации…
Олег молчит. Потому как нет у него опыта езды по пескам. Потому как нет в том городе, где он живет, песка. Есть грязь, снег, гравий и ямы по колено, наконец болото и топь. Но нет песка. И нет опыта. И быть его не может. Песок - не снег…
Ниссан намного больше Субару и тяжелее, вытащить его сами мы не сможем. Смотрим вокруг.
Недалеко, на пляже, разместились 2 немецкие семьи. Сегодня выходной, и они в полном сборе: дети копают песочек, подростки гоняют на квадроциклах, женщины жарят барбекю, а мужчины… мужчины занимаются мужским делом - ловят рыбу и пьют пиво. Эту идиллию нарушают трое русских неудачников, завязших в песках.
Сначала к нам подъезжает подросток:
- проблемы?
- да… уж…
- помочь?
- да… будем рады…
Подросток зовет родню, и вот уже две семьи немцев оценивают ситуацию. Выносят вердикт: копать, раскачивать, толкать…
Они живут здесь и конечно все знают. Они - профессионалы по вытаскиванию машин из песков. Хозяин одной семьи расставляет всех по местам. У малышей отбираются совочные лопатки, и вот мы уже готовы к откапыванию. Две немки, ростом под 180, толкают капот. Юноши, с двух сторон, раскачивают сбоку машину, под четкую команду отца.
- айн,
- цвай,
- драй.
Олег подкладывает коврики, а я с Людой бегаем рядом…
- айн,
- цвай,
- драй.
Скажу я вам честно - немцы фору нам дадут на все сто. Женщины у них под стать мужчинам, не отстают не в росте, не в силе. Пока хозяин семьи курил в салоне и командовал, две немки, как два танка–тягача вытолкали двухтонную машину!
- спасибо!
- приезжайте еще!
Отплевываясь и отряхиваясь от песка, догоняем наших попутчиков.
- как ваши котики? Вы их увидели?
- о! у нас была замечательная немецкая семья котиков! - отвечаем мы, вспоминая детей помладше, которые купались в холодном океане.