Когда наш самолет приземлился в аэропорту Хургады и мы, пройдя все формальности, вывалились в египетские сумерки, я с удивлением поймала себя на том, что меня ничего не удивляет. Как будто я прилетела сюда не в первый, а уже в сто первый раз. Наверно, нельзя было так много расспрашивать знакомых об их впечатлениях и так старательно переваривать всю информацию. В итоге получилось какое-то «дежа вю». С другой стороны, это же было и хорошо. Я оказалось очень хорошо подготовленной морально и к арабам, и к Хургаде, и ко всему такому, что при незнании могло сильно испортить впечатление.
Но плохо я знала одно: что Египет – это пустыня. То есть нет, теоретически знала. Но чтоб настолько пустыня! Пески, холмы и горы из песчаника, все оттенки песка на многие десятки и сотни километров. Несколько десятков отелей на берегу Красного моря, окруженные не очень обильной растительностью, выглядят как-то вымученно среди полного отсутствия жизни. Меня всю неделю отдыха не покидало ощущение, что стоит людям отвлечься – и пустыня набросится и пожрет Хургаду в очень короткие сроки.
Пустыня сначала вызывает волнение и восторг, смешанные с легким недоверием. Потом, когда первый восторг уляжется, недоверие к желтым бесконечным пескам перерастает в тревожное желание поскорее выбраться из них. Слишком мало здесь жизни.
Можно себе позволить это чувство собственной незначительности и тоскливого одиночества, которое вкрадывается в душу, пока экскурсионный автобус петляет среди ирреально красивых, но безрадостных ландшафтов. Но позволить ненадолго, зная, что скоро ты сможешь о нем забыть навсегда. А вот как люди проживают тут жизнь - мне непонятно. Наверно, спасаются тем, что никогда не остаются наедине с собой. По крайней мере, мне показалось, что молчащий египтянин – зрелище крайне странное и неестественное. Когда египтянину есть с кем поговорить, остановить его практически невозможно. Когда поговорить не с кем, египтянин поет - себе под нос или в полный голос, в зависимости от настроения и темперамента.
Вообще, кто они такие, эти египтяне, мы так и не поняли. Вернее, не поняла я, потому что мой спутник сразу составил о них однозначное мнение и его придерживался. Я же пыталась сохранить романтический настрой и время от времени восклицала: «А ты знаешь, эти арабы, они даже ничего! Я думала, все будет гораздо хуже». На что мой спутник хмуро заявлял: «Стрелять их всех надо!» И я его понимала, потому что самолюбие человека, который гордится своим умением считать деньги, в Египте может пострадать очень сильно. Потому что считай не считай – все равно надуют. Так что мне, глядя на его моральные страдания, так и не удалось полюбить египтян.
Я, как любительница отдыха в Турции, все время пыталась понять разницу между турками и арабами. Внешнее сходство сильное, но все равно что-то не то. Если попытаться выразить словами это ощущение, то получится примерно следующее: арабы – это дикие турки. Соответственно, турки – это цивильные арабы.
Поясняю. Цивилизованность в этом узком смысле – это умение скрывать свои низменные инстинкты и позывы под маской порядочности. Соответственно, если турок хочет тебя надуть, он всячески старается это скрыть. Араб же, по-видимому, придерживаясь мнения, что все небезобразно, что естественно, даже и не скрывает своего желания погреться у твоего кошелька. При виде денег или же какого другого бакшиша у египтянина разгораются глаза и распускаются руки - даже при отсутствии шанса поиметь эти денежки или бакшиш. В качестве последнего служить может что угодно: в нашем случае покушения были совершены на ручку «Паркер», солнечные очки (без имени), мой поцелуй и даже на клок волос из моей же многострадальной головы, который пытались выдрать на сувенир.
Правда, что касается поцелуев, это уже из области египетских страстей другого рода. Как известно, и турки, и арабы сходны еще и в темпераменте. Но и здесь проступает цивильность турок. Большинство из них выучило фразу: «Я тебя люблю» и «Какой ты красивый» и употребляет их, прежде чем за что-то ухватиться. Египтяне же, как народ дикий и ленивый, подобных лингвистических усилий не предпринимают и хватают без предупреждения за то, что окажется ближе. Так что милым дамам хочется дать совет – приехав в Египет, не провоцируйте горячих местных жителей и постарайтесь не вызывать в них никаких ассоциаций, если не хотите быть захватанными до смерти.
Чтобы никого не обидеть, добавлю, что все описанные выше впечатления мы получили, общаясь с египтянами, имеющими то или иное отношение к туризму и туристам – с гидами, водителями, работниками кафе и продавцами лавочек. Очень часто бывает, что в этой сфере собираются не самые лучшие представители, поэтому ничего не буду говорить о жителях страны в целом.
Из всего вышенаписанного понятно, что общение с египтянами– это целая наука. Зато, овладев ею, вы научитесь множеству полезных вещей: например, умению сдерживаться, когда хочется треснуть собеседнику по башке, умению говорить «нет» на любой вопрос. Возможно, к концу поездки вы даже станете невозмутимым, как египетская мумия.
…Впрочем, несмотря ни на что, наш отдых прошел довольно-таки гладко. Мы ни разу не были серьезно кинуты или подставлены, правда, для этого все время приходилось быть настороже. Потому что египтянин, даже если нарочно и не сделает ничего плохого, то сделает это случайно или же просто так. Размышляя над этим феноменом, я пришла к выводу, что все дело в их чрезмерной религиозности. Действительно, в отличие от Турции, где мы ни разу не заметили, чтобы при звуке призыва на молитву хоть кто-то из турков обратил на это внимание, в Египте первым, что (верней, кого) мы увидели, выйдя из аэропорта, был египтянин, который расстелил коврик прямо на земле и молился. Еще у нас был гид на экскурсии в Каир – очень толстый и очень прикольный араб – у которого на лбу был внушительный синяк. Я как раз до этого читала путеводитель и знала, что это признак набожности мусульманина – синяк образуется, когда он кладет поклоны при молитве и яростно бьет головой о землю. Чем больше синяк - тем сильнее вера. Я все это рассказываю к тому, что к вере у египтян отношение не чисто формальное, а искреннее, и живут они, основываясь на ее законах. Египтянин считает, что наша жизнь не стоит ни гроша и что жить мы будем в другом мире, а посему не стоит особо цепляться за жизнь эту и придавать в ней чему-либо слишком большое значение. Вот они и не придают, и очень многие вещи делают как попало :-)
Ну что ж, от рассуждений перейду к вещам конкретным. Что, где и с кем. Насчет того, с кем – ездили мы в Египет через небезызвестную компанию Express Line, а их партнером по ту сторону были Regency Travel.
Жили мы в Хургаде, в отеле Princess Palace (4*). Когда мы определялись с маршрутом, я была против Хургады, так как наслышалась о ней всякого. Думали о Шарм-эль-Шейхе и Эль-Гуне, но они оказались как-то слишком намного дороже, и в итоге мы поехали в самое расхожее курортное место Египта, посудив, что ради пирамид можно и потерпеть. В итоге неделя в этом достойном отеле нам обошлась (со всем инклюзивом) долларов в пятьсот на человека.
Отель Princess Palace иногда объявляют как трехзвездочный, но это неправда, а ошибка происходит оттого, что на самом деле рядом с ним, или, вернее, в его составе есть трехзвездочный Princess Club – как бы два отеля в одном. Princess Club – это бунгало, а Princess Palace – отдельное здание, розовенького такого цвета. Не знаю, в чем разница, говорят, что жить в бунгало хуже. В Princess Palace надо просить sea view, потому как одной своей стороной он смотрит на дорогу, и в номере с таким видом нет ну никакого кайфа. Вид же на море просто потрясающий. Нас об этом предупредили, и мы поселились в номере с видом на море, но, к сожалению, слишком близко к правой стороне здания, из-за чего вид этот слегка портил какой-то мусор и странного вида постройки. Впрочем, в Хургаде на это нельзя жаловаться – такого добра везде хватает.
В других отношениях отель нас тоже порадовал. Номера были выполнены в красно-белом цвете, на стене красовалось огромное зеркало, балкон был просторный, и лебедей из полотенец крутили исправно, вне зависимости от количества чаевых (которые оставлялись каждый день). Одна маленькая особенность – в Египте нет горничных, то есть они есть, но это не женщины, а мужчины.
Не порадовала нас привычка персонала травить тараканов посредь бела дня каким-то жутко вонючим средством. Правда, тараканы нас порадовали бы еще меньше, поэтому мы не возникали, а старались не обращать внимания и по коридорам днем не ходить.
С едой все обстояло нормально. То есть насколько нормально может быть относительно египетской еды. Все настолько специфично, что не берусь даже это описывать. Скажу только, что оторваться, как, скажем, в Турции, в этом смысле не удалось. Очень бедно с фруктами и десертом. Разнообразия меню никакого (изо дня в день одно и то же). Не порадовала медлительность официантов. Но откровенного хамства замечено не было.
Если бы меня попросили оценить отель, то за номера он получил бы у меня «пять», за сервис «пять с минусом», за еду «четыре с минусом». Думаю, это неплохая оценка.
Что портило впечатление от пребывания в Хургаде – запахи. Везде, куда ни ступишь, чем-то пахнет, но далеко не розами. Я все время сравнивала с Турцией, где воздух благоухает цветами, и сами понимаете… Даже на территории отеля был ощутимый запах не то прогорклого подсолнечного масла, не то какой-то подпорченной еды. Кстати, Princess Palace довольно далеко расположен от центра Хургады, и по мне, так это здорово. Потому что центр Хургады в отношении вони и грязи намного превосходит окраины. Правда, там нет отелей, а в основном магазины и тому подобное. Представьте себе серые облезлые дома, мусор, отсутствие нормального тротуара, никакой растительности, мерзкий запах, жару, на которой в лавках висят безо всякого холодильника мясные туши – вот вам готовый портрет downtown Хургады.
Еще об одной стороне отдыха в Египте, о которой нельзя умолчать – о так называемой «египетской болезни». Везде пишут о том, что в Египте нельзя пить воду из-под крана, нельзя покупать еду в сомнительных заведениях, и так далее. Начитавшись подобного, я была уверена, что все это очень легко выполнять, и что «египетская болезнь» нам не грозит, и заболевшие ею сами виноваты – не соблюдали таких простых правил! Приехав в Хургаду, мы сразу закупились водой в бутылках, ели только в ресторане при отеле, а я чистила зубы и мыла фрукты исключительно бутылочной водой и посмеивалась над «глупыми россказнями». Тогда я не знала, что в Египте Это приходит из ниоткуда, и беречься бесполезно – разве что сидеть безвылазно в гостинице и питаться привезенными с собой консервами :-)
А теперь серьезно. Не рассчитывайте на крепость своего желудка. Если он у вас нормальный, и по жизни особо не подводит, то вы можете отделаться легкой стадией сей болезни продолжительностью не более дня. Но тем, у кого желудок слабый, отмеченный гастритом, я даже не знаю, что посоветовать – ну разве что вообще не есть вне отеля… Потому как помимо нескольких испорченных дней отдыха, когда все едут в Каир или на сафари, а вы торчите в туалете или, обессилевший, валяетесь с температурой в номере, вы можете иметь отголоски египетской болезни уже дома – и не одну неделю. Не хочу никого пугать, многие туристы отделываются легким отравлением, а некоторые и вообще чувствуют себя прекрасно всю поездку. Но если желудок плохой, и отравились конкретно – считайте, что остаток отдыха погиб на корню.
В любом случае, если вы едете в Египет – возьмите с собой пачку «Имодиума».
Что до экскурсий – много писать о них я не буду. Все и так знают, каков их стандартный набор в Египте: огромный Каир и седые пирамиды, древние храмы Луксора, удивительный подводный мир Красного моря… Вот как врезаются в память слова рекламы! Пожалуй, здесь не хватает лишь «захватывающего сафари на джипах по бескрайним пескам пустыни»…
Весь этот стандартный набор мы выполнили за неделю, и очень этим были счастливы. Приобщились к божественному у пирамид, поджарились на 40-градусной жаре в Луксоре, поплавали с рыбами в теплых водах Красного моря и поплясали с бедуинами под звездами Аравийской пустыни.
Но стоит ехать в Египет или нет – я вам совета такого не дам. Потому что Египет – это особенное место, и для каждого оно разное. Я съездила однажды и больше меня туда не тянет. Но если бы я еще не бывала там – то обязательно поехала бы.