Предисловие.
Все началось с мечты моей сестры-художника «Хочу в
Брюгге!». Еще в студенческие годы она обнаружила в библиотеке книгу «
Антверпен. Гент. Брюгге.» с черно-белыми фотографиями бельгийских городов и «заболела» идеей когда-нибудь попасть в сказку Андерсена наяву.
Бельгия только недавно начала выдавать индивидуальные туристические визы, а все предлагаемые туры по Бенилюксу отводили посещению Брюгге максимум пол-дня, а то и 2 часа! Решили ехать самостоятельно. Билеты купили по акции Аэрофлота. Визы и гостиницу оплачивали через турагентство, т.к. все трое мы живем в разных городах, времени заниматься посольством самостоятельно не было. Информацию искали в Интернете. Нашей «путеводной звездой» был отчет Талюши (Nat-ka) «Вкус Бельгии», с ее распечатками мы путешествовали по городам. Еще очень помогли рассказы Светланы Нарожной, отчеты Вацлава «
Германия-Бегилюкс» и Lipovetsky Elena «Неожиданная Бельгия». Также большое спасибо Panda-913 с сайта «Русские в Бельгии» за помощь в «ориентировании на местности». Еще мы пользовались путеводителем по Бельгии серии «Вокруг света», оказался очень полезным по части адресов музеев, времени их работы, да и приведенные схематические карты городов очень пригодились при составлении маршрута.
В своем рассказе я не буду приводить исторические сведения – все это достаточно подробно описано и у Талюши и в путеводителях, просто расскажу, как мы провели неделю в Бельгии, с какими трудностями (может быть только для нас) столкнулись в своем самостоятельном путешествии. Может быть, кому-нибудь тоже пригодится наш рассказ при планировании путешествия. Ездили мы втроем, иностранные языки – только английский в школе-институте, но оказалось, что этого вполне достаточно – везде нас понимали.
Аэропорт.
Прилетели в
Брюссель около 10 вечера по местному времени, очень быстро прошли паспортный контроль и получили багаж, довольно легко разобрались с указателями и спустились на -1 этаж к поездам. Спускались на эскалаторе, только на обратном пути обнаружили лифт, в нем на кнопках написано, что где (на 0 этаже – посадка на автобусы, 2 этаж – зал прилета, 3 – зал вылета). Билетные кассы уже не работали, с автоматами связываться не стали, т.к. знали, что билеты можно купить прямо в вагоне. Не сразу разобрались с поездами и путями, пришлось побегать с платформы на платформу с чемоданами – чуть было не уехали в Левен, в результате сели на последний поезд из аэропорта в Брюссель в 23.52. В вагоне кроме нас было 2 человека и никаких табло с указанием, куда идет поезд, какая станция. Контролера тоже не было, так зайцами и доехали. В отзывах путешественников нашли, что сначала должна быть станция Gare du Luxembourg, потом станции Shumann и Brussel-Nord и, наконец, Brussel-Centrale. Ночь, за окном ничего не видно, контролера нет. Решили считать станции. В результате первой остановкой была станция Brussel-Nord, а потом и наша Brussel-Centrale, всего поездка заняла минут 15. Видимо, что-то в отзывах не так поняли.
Вообще, чтобы закончить тему «аэропорт», могу добавить, что поезда из Брюсселя в аэропорт ходят каждые 15 минут. Есть поезд «аэропорт-экспресс», на котором мы уезжали из Брюсселя на обратном пути – у него конечная станция аэропорт, а перед ней «Завентем», на которой мы чуть было не вышли, т.к. аэропорт тоже носит это название. Как у нас есть аэропорт Домодедово и город Домодедово. Есть поезд Брюссель – аэропорт – Левен, именно на нем мы чуть не уехали из аэропорта вместо Брюсселя в Левен.
Отель.
Вышли мы из вокзала Brussel-Centrale, на улице ночь, проливной дождь и мы втроем с чемоданами и под зонтами. Отдельное спасибо Panda-913, очень подробно написала, как идти от вокзала до нашего отеля, где куда сворачивать. Следуя ее описанию, почти дошли, только последний переулок не нашли – не на всех домах есть таблички с указанием улиц, пришлось отлавливать ночных прохожих и пытаться «на пальцах» сориентироваться на местности.
Отель «OPERA 2*» расположен очень удобно – минут 10 до вокзала и минут 5 до Grand Place пешком. Отель маленький, в 3 этажа, зажат соседними зданиями. Так получилось, что мы жили практически во всех возможных номерах отеля. Мы оплатили в
Москве номер «triple», но в первую ночь нас поселили в «double + extra bed» - маленькая комната, в которой две кровати вместе и рядом – железная раскладушка с коротким матрацем, рассчитанная явно на ребенка или подростка, но не на взрослого человека. Когда мы возмутились, то сначала нас пытались убедить, что это и есть номер «triple» и других нет. Но на сайте отеля я видела совсем другой номер! Тогда нам пообещали на следующий день переселить. На следующий день мы переселись в два номера - один стандартный «double» с двумя кроватями, второй – «twin» - с одной широкой кроватью. Через открытую дверь я видела, что есть еще номера на одного – с одной узкой кроватью. Все номера очень маленькие, но все необходимое есть – телевизор, телефон, в шкафу сейф, в ванной – душевая кабина, фен, мыло, шампунь. В двух номерах мы прожили еще две ночи (ничего не доплачивали) и, наконец, переселились в наш «triple» - огромный по сравнению с остальными номер в два окна, три полноценные кровати, четвертая кресло-кровать, круглый стол и три кресла, в ванной тоже окно. Здесь нам было удобно и просторно! Вот если бы сюда нас поселили сразу!!! В таком номере очень удобно и семье с двумя детьми.
Завтраки в отеле по типу «cold breakfast» - кофе из автомата; молоко в кувшине; соки двух видов из автомата; колбасная и сырная нарезка; вареные яйца; масло, мед, джем в стандартных маленькой упаковке; мюсли; хлеб, круассаны вкуснейшие, во рту тают; апельсины и яблоки. Каждый день одно и то же, но неограниченное количество, когда что-то заканчивалось – тут же выносили новый поднос. Яблоки очень сочные, мы брали по яблочку с собой днем на перекус.
В принципе, отель для 2* очень даже неплохой – очень удобно расположен, хороший завтрак, даже есть фен и сейф (что не в каждом трехзвездночном присутствует). На сайте также указано, что есть беспроводной Интернет, но мы с собой компьютер не брали, так что проверить не смогли. Единственный недостаток – очень шумно. Шум идет и с улицы, рано утром какие-то машины гоняли с ревом, хотя вроде тихий переулок. А также галдят постояльцы и вечером и утром, особенно в выходные. Но мы так уставали за день хождения по достопримечательностям, что нам бы уже не до шума.
Поезда.
По стране мы перемещались на поездах с центрального вокзала Brussel-Centrale. Сначала купили 2 карточки Rail Pass на 10 поездок каждая по 71 евро, потом покупали разовые билеты, т.к. намеченный в Москве план поменялся в зависимости от погоды, самочувствия и чехардой с номерами в отеле. Расписания в привычном для нас бумажном виде на весь день мы не нашли, ориентировались по табло над кассами. Там высвечивались поезда на ближайший час по всем направлениям, причем первой указывалась ближайшая крупная станция, потом конечная, время отправления и путь. Это сначала мешало правильно ориентироваться, мы же привыкли, что у нас сначала указывается конечная станция, куда поезд идет. Так, например, в Брюгге мы ездили на поезде, который на табло был указан как «Gent St.-Pt Ostende». На самом деле он делал еще остановки: Brussel-Midi, Gent, Brugge. Вообще там есть скоростные поезда, которые делают мало остановок, чаще всего они двухэтажные и с табло снаружи и внутри вагонов, на которых высвечивается следующая остановка. А есть поезда типа наших электричек, снаружи и внутри табло нет, остановки объявляют только по радио, они обычно едут со всеми остановками. Так, когда мы ездили в Брюгге – то в Генте были уже через полчаса. А когда ездили в Гент – то тащились со всеми остановками час. Различить их можно уже только на платформе – на электронном табло высвечивается конечная станция и время отправления, а на мониторе рядом перечисляются все остановки. Если поезд проходящий и опаздывает, то красным цветом показано, на сколько минут он опаздывает. Контролеры в вагонах ходят, но не всегда и могут проверять билеты не у всех подряд. Так, вечером после семи у нас ни разу не проверяли билеты. В результате вторую карточку на 10 поездок мы исправно заполняли, но ни одной отметки контролера на ней нет. Один раз контролер раза три прошел туда-обратно, но ни разу к нам билеты проверять не подошел. Все поезда очень комфортабельные, мягкие самолетные сиденья, откидные столики, туалет в каждом вагоне, что оказалось весьма полезным после дня , проведенного в очередном городе.
День первый, вторник 11 марта – Брюссель.
С утра светило солнце. Первым делом мы пошли, конечно-же, на Grand Place. В туристическом офисе в Ратуше взяли карту города в дополнение к той, что получили в отеле. Вся центральная часть площади была огорожена и занята крытой сценой, рядами для зрителей и вагончиками. Как потом оказалось – шла подготовка к субботнему телевизионному шоу, французские артисты приехали развлекать бельгийцев, что-то типа нашей «Дискотеки 80-х». В углу – маленький цветочный рынок. Народу с утра немного, но от того, что центр был весь занят, в полной мере насладиться видами Ратуши и Дома Короля не удалось, ведь «большое видится на расстоянии». Прогулялись до Манекена Писа, осмотрели Биржу, церковь Св. Николая, дошли до церкви Св. Катерины и вернулись в гостиницу – переселяться в 2 номера.
Немного передохнув и попив чайку, направились смотреть дальше – мимо памятника Дон Кихоту и Санчо Панса к кафедральному собору Св. Михаила и Гудулы. После обеда погода испортилась – пошел дождь. Церковь расположена на возвышении, а перед ней – сквер со скамейками и деревянными шезлонгами(!), развернутыми к церкви. Здорово, наверно, летом лежать в шезлонге и любоваться видом на храм. А мы пошли прятаться от дождя внутрь. В соборе традиционно проходят бракосочетания членов королевской семьи - на входе висят фотографии торжеств.
По вторникам в 15.15 в Ратуше проводятся экскурсии на английском языке (3 евро). Не сразу нашли, где продаются билеты. Нужно войти в арку в центральной части Ратуши, затем направо в подъезд отеля «De Villa», внутри справа – стойка reseption отеля, а слева продаются билеты на экскурсию и сувениры (открытки, книги). На экскурсию не пускают с большими сумками, пришлось оставить наши рюкзачки в специальной комнате на входе. Фото и видео тоже запрещено. Помимо внутренних интерьеров Ратуши, большое впечатление на нас произвели оставшиеся после прошедшей здесь выставки «Лучшие отели мира» огромные цветочные композиции в корзинах – лилии благоухали, некоторые цветы я лично видела впервые (что-то типа огромных орхидей).
После Ратуши пошли в здание Дома Короля напротив в музей Брюсселя (3 евро). На последнем третьем этаже – гардеробная Манекена Пис, особого впечатления не произвела. А вот фотографии и картины на втором этаже, изображающие старый Брюссель, очень заинтересовали. Особенно макет-реконструкция самой старой центральной части.
Наш отель расположен на улочке, которая является продолжением «Чрева Брюсселя», там тоже много кафешек, но цены пониже. «Комплексный обед» из трех блюд+десерт в среднем 12 евро. А еще чуть подальше за углом – уже куча забегаловок типа «фаст-фуд» с шаурмой и стандартными «американскими бутербродами» - огромный батон с овощами и ветчиной, такими очень любят перекусывать студенты в поездах (неоднократно наблюдали – сидят с книгой или компьютером, в наушниках от радио или плеера, едят свои «бургеры»).
Вечером после ужина прогулялись по ночному Брюсселю, посмотрели на ночную подсветку Grand Place. Очень красиво оформлены витрины шоколадных магазинчиков – куча шоколадных зайцев, а одном – целый фонтан из льющегося шоколада.
Зашли на вокзал, купили карточки Rail Pass на 10 поездок каждая по 71 евро. Карточка содержит 10 строчек, которые нужно заполнять каждый раз при посадке в поезд – на каждой строчке день недели, число, пункт отправления, пункт назначения. Поскольку нас трое, то заполнять нужно было 3 строчки туда и 3 строчки обратно. Это удобнее и дешевле, чем покупать разовые билеты туда-обратно. Например, билет Брюссель-Брюгге стоит 12.30 евро, а по карточке получается по 7.10 евро. И не нужно каждый раз стоять в очереди в кассу. Народ там не суетливый, в очереди стоят строго друг за другом, пока с одним клиентом не разберутся, другие терпеливо ждут. А нужный поезд в это время тю-тю…
День второй, среда 12 марта – Брюгге.
В Брюгге мы приехали в 10 утра (поезд из Брюсселя шел ровно час). От вокзала пошли пешком, ориентируясь на возвышающуюся башню Собора Богоматери. По узким улочкам вышли к госпиталю Святого Иоанна и музею Мемлинга (5 евро), куда и направились первым делом. На входе купили «комплексные» билеты по 15 евро. К билету прилагается список музеев, можно выбрать из них 5 любых. Не могу сказать, что билеты оправдали себя – нам удалось побывать только в 4 музеях, но зато не тратили время на покупку входных билетов в каждом музее. В музее Мемлинга на входе выдается аудиогид (мы взяли на английском). Осмотрев шедевры музея, долго не могли попасть в старинную аптеку во внутреннем дворике госпиталя – главный вход был закрыт, боковая дверь в арке, на которую указывала табличка, тоже. Хотя по времени все должно было работать. Наконец, с третьей попытки дверь открылась. Кроме нас, посетителей в аптеке не было. Видимо, из-за отсутствия наплыва туристов служащие периодически «отлучаются с рабочего места». По большому счету, смотреть там особо нечего, можно было и не рваться так настойчиво в закрытую дверь. Вызвала веселье галерея портретов руководителей госпиталя от древних времен до сего дня – классические парадные портреты маслом, а портрет действующего главы, довольно молодого человека – что-то вроде наброска цветными карандашами в стиле «модерн».
Затем осмотрели Собор Богоматери – прекрасные витражи, «Мадонну с младенцем» Микеланджело, гробницы Карла Смелого и его дочери Марии Бургундской (вход платный - 2.5 евро, мы использовали свои билеты – контролеры пробили дырочки). Внутри гробниц можно фотографировать со вспышкой и снимать на видео.
Возле Собора Богоматери, кроме музея Мемлинга, еще несколько музеев – Городской музей изящных искусств (более известный как Грониге), музей кружева (1 этаж), музей Брэнгвина (2 этаж) в особняке Аренцхейз в саду Аренцхоф, дворец Грютхузе (музей быта средневековья), куда мы и направились дальше (третий осмотренный нами музей). Ну что сказать… Если есть время и денег не жалко, то посмотреть можно, но по-моему, в Брюгге есть гораздо более интересные места.
Дальше через мост Св. Бонифация вдоль каналов мы дошли до Рыночной площади. Погода в этот день была весьма своеобразная – светило солнце (очень не хотелось попасть в Брюгге в дождь!), но ветер сбивал с ног – на площадь мы «вползали» против ветра под углом 45 градусов! По этой причине башня Белфорт была закрыта для подъема туристов. С утра вся рыночная площадь выполняла свое предназначение – все было заставлено фургонами и торговыми рядами. Фотографировать было затруднительно.
Поэтому мы направились на площадь Бург. Осмотрели Ратушу. Перед ней в это время была стоянка конных повозок, на которых катают туристов по городу. Потом они передислоцировались на Рыночную площадь, а конечная точка маршрута – у Бегинажа. Долго не могли найти базилику Святой Крови. Она прячется в правом углу площади (если встать лицом к Ратуше) в сером здании, украшенном золочеными статуями графов фландрских, без привычных для церкви куполов. К сожалению, именно в среду после обеда базилика закрыта, мы опоздали.
Затем мы прогулялись вдоль каналов к памятнику фламандскому живописцу Яну Ван Эйку, дошли до собора Христа Спасителя, осмотрели ее внутри, и вернулись на Рыночную площадь. Теперь она предстала перед нами во всей красе – торговые ряды убрали, туристов тоже уже мало, и на закатном солнце можно было от души пофотографировать.
Последним пунктом нашей программы был музей изящных искусств – картины ван Эйка, Мемлинга, ван дер Вейгена, Босха. На входе выдают аудиогид, большие сумки нужно сдавать в камеру хранения, одежду в гардероб, фотографировать можно без вспышки. В музее мы пробыли до самого закрытия, ровно в 5, подгоняемые служащими, вышли на улицу вместе с ними – и ворота заперли, все ушли домой.
Уставшие и переполненные впечатлениями, двинулись вдоль витрин сувенирных магазинчиков на вокзал.
Итог дня – не все намеченное успели посмотреть. Очень хотели прокатиться вдоль каналов на кораблике, но они тоже работают только до 5. Когда мы подошли к пристани, последняя лодка ушла прямо у нас из-под носа. Не посетили Бегинаж, этнографический музей… Вывод – нужно составлять маршрут на карте накануне. Мы же, ошеломленные открывшейся красотой города, пошли наобум «куда глаза глядят», а потом долго пытались сориентироваться по карте – где мы находимся, где север-юг, в результате несколько раз проходили туда-сюда по одним и тем же местам в поисках нужного музея.
День третий, четверг 13 марта – Левен.
Изначально планировали поехать в этот день в Гент, но поскольку нужно было в очередной раз переселяться в другой номер, решили остаться в Брюсселе и осмотреть «верхний город». Но неожиданно номер освободился рано, мы быстренько перенесли свои чемоданы и рванули в Левен, пока дождя нет.
Левен - университетский город. Католический Университет Лёвена был основан в 1425 году папой Мартином V. Это один из старейших университетов в мире (самый старый католический), на улице полно молодежи. Все очень близко, там одна улица Bondgenotenlaan от вокзала в центр, которая потом расходится, мы пошли направо и пришли на Grote Markt мимо пямятника-фонтана студенту, «промывающего» себе мозги не только чтением книги («Фонске»)– на этот раз он был одет в белую тунику.
Ратуша (Stadhuis) на Grote Markt считается самым впечатляющим строением города и, вполне вероятно, наиболее прекрасным архитектурным сооружением во всей Бельгии. Она относится к 1439 году и в нишах на ее стенах размещено 236 статуй людей, одетых в бургундские одежды, которые были добавлены после 1850 года. Одновременно мы выдохнули «Ух ты, вот это да!». Каждый день в три часа дня по ратуше проводятся экскурсии на нидерландском языке (2 евро). Они так же проводятся по рабочим дням с 11 часов дня, с апреля по сентябрь. Турбюро расположено в здании ратуши, можно приобрести план города с несколькими рекомендуемыми маршрутами прогулки по Левену (2 евро), но мы пользовались своим путеводителем.
Здесь же на площади - церковь Св. Петра, открыта для посещения с 10 часов утра до 5 часов вечера (до 16:30 по субботам, с 14:00 до 17:00 по воскресеньям и праздникам). Церковь закрыта по понедельникам в период с 16 октября по 14 марта. В сокровищнице (5 евро) можно увидеть картины XV века, среди которых "Тайная Вечеря" и "Мученичество Святого Эразмуса" пера Дирка Бутса (Dirk Bouts). По пятницам и субботам с 15.00 до 16.00 проводятся концерты карильонной музыки.
Осмотрев эту площадь, пошли искать другую - с мухой, пронзенная огромной иглой, и университетской библиотекой. На нее можно выйти, если от вокзала на развилке повернуть налево (что и рекомендуем сделать, а потом уже идти на Grote Markt). Нам же пришлось возвращаться. Огромная площадь была пуста (никакого огородика, как на снимках у Талюши), только перед входом в библиотеку стояли два маленьких автомобильчика – черный и белый смартики – и два человека с профессиональной видеоаппаратурой, видимо, снимали рекламу. Справа от библиотеки очень симпатичный памятник воздухоплавателям – воздушный шар с гондолой.
Вернувшись на Grote Markt, через второй переулок справа от Ратуши вышли на Oude Markt, посидели на скамейке рядом с бронзовой тетечкой с лейкой, и пошли искать бегинаж.
К бегинажу можно идти от Ратуши вниз по улице Naamstraat (первая справа от Ратуши) по правой стороне, достаточно далеко, затем свернуть направо к реке, затем первый переулок налево - и вы у главного входа перед готической церковью Св. Яна из Допера. Домики в бегинаже сдаются профессорам и студентам университета. По бегинажу мы ходили в гордом одиночестве – узкие улочки, красивые игрушечные домики, каналы, начинающие цвести деревья, тишина и покой. Лепота!
Итог дня – не спешили, все что хотели - посмотрели.
В Брюссель приехали довольно рано и продолжили знакомиться с городом. От вокзала пошли налево и вышли на площадь, с которой открывается красивая панорама вверх на холм Куденберг. У подножия сейчас ведутся грандиозные строительные работы – земля разрыта на большой площади примерно на 3 этажа вглубь, но после 5 вечера все замерло, стройка огорожена, тихо, грязи нет. По широким боковым лестницам поднялись вверх, мимо фонтана с флюгером, мимо внутреннего двора музея изящных искусств, мимо очень интересных домов по левой стороне, в том числе здания бывшего универмага Old England в стиле арнуво (сейчас там музей музыкальных инмтрументов) – к церкви Св. Иакова на Куденберге и конному памятнику правителю-строителю Готфриду Бульонскому. Вниз спускались по правой стороне – и в 6 часов оказались около очень оригинальных часов, которые как раз начали бить. Современные часы, состоят из циферблата, окруженного нишами с фигурками, внизу ряд колоколов.
День четвертый, пятница 14 марта – Гент.
Гент – единственный город, в котором от вокзала до исторического центра мы ехали на трамвае, а не шли пешком. С платформы по эскалатору у последнего вагона спустились прямо к остановке трамвая №1 (для тех, кто выйдет из вокзала через главный вход – слева от вокзала в тоннеле). Билеты покупали тут же в автоматах. Сначала нужно выбрать язык (мы выбрали английский), а потом следовать подсказкам. Для пробы купили сначала один билет (1.2 евро 1-2 зона). Расплачиваться можно либо монетами, либо бумажными деньгами, либо кредитными картами, для каждого вида – свой приемник. Мы сунули бумажку 5 евро – автомат выдал билет и сдачу монетами. Потом купили уже сразу 5 билетов (и на обратную дорогу сразу). При входе билет нужно прокомпостировать. Ехали минут 15 до остановки Kоren Markt (в трамвае висит схема остановок).
И вот мы в старом городе, налево – мост Св.Михаила, собор Св. Михаила и красивейшие набережные Грасляй (Graslei) и Корнляй (Koornlei), направо друг за другом - собор Св. Николая, колокольня Белфорд, Ратуша, собор Св. Баво и за ним «дом Дьявола». Все очень близко и компактно.
Сначала мы пошли направо, т.к. главной целью было посмотреть Гентский алтарь - знаменитую на весь мир картину «Поклонение агнцу» (Het Lam Gods, 1432) Яна ван Эйка в соборе Св. Баво. Билет стоит 3 евро, на входе дают краткое описание фигур на полотне на русском(!) языке. Стоит упомянуть историю "Агнца" ван Эйка. Картина, изображающая смерть Христа на одной своей части, и Адама с Евой на другой, была почти уничтожена кальвинистами в XVI веке. Ханжеский австрийский император Иосиф II (Joseph II) был шокирован обнажёнными "предками" и приказал зарисовать их "одетыми". Картина была перевезена в
Париж во время французской революции, украдена немцами во время Второй Мировой и спрятана в австрийской соляной шахте, пока наконец не вернулась в Гент.
Народу было немного и мы смогли спокойной рассмотреть все детали триптиха. Ради интереса нашли в одной из капелл слева за алтарем «бесплатную» копию – она совсем маленькая, можно открыть-закрыть створки, народу рядом никого, но качество живописи не идет ни в какое сравнение с оригиналом…
Из шедевров собора следует отметить картину «Вхождение св. Баво в Монастырь» (1623) Рубенса (висит с левой стороны, напротив входа в крипту), роскошную кафедру творения Лаурена Делво (Laurent Delvaux), датируемую 1745 годом, и огромный орган 1653 г. (есть мнение, что он самый большой в Бенилюксе). С правой стороны - цветные портреты всех епископов Гента, начиная с 1561 года. Собор огромный, очень большое заалтарное пространство – в капеллах красивейшие витражи, скульптуры и картины фламандских мастеров, начиная с 15 века. Внизу, в крипте, можно увидеть каменные стены самой первой церкви, на фундаменте которой был построен собор, захоронения епископа и некоторых знатных горожан, 2 картины Босха, еще один Рубенс. Собор открыт ежедневно с 8:30 до 18.00 (с 13.00 по воскресеньям), а с ноября по март закрывается на час раньше. Он закрыт первого января и утром в дни церковных праздников. Вход бесплатный.
За собором - позеленевший от времени бронзовый памятник братьям Ван Эйкам. Два немолодых человека в традиционной одежде сидят в раздумьях, а к ним склонилось множество людей – восхищенных, почтительно умолкших, тянущихся за благословением…
Еще дальше – «дом Дьявола», один из первых каменных домов в городе. Согласно легенде, мужчину, жившего здесь, прозвали Дьяволом за то, что он был женат пять раз, и каждый раз он убивал свою жену, чтобы жениться на другой.
От этого маленького замка мы пошли обратно мимо собора Св.Баво – к башне Беффруа (Belfort) с карийоном из 44 колоколов, с которой открывается великолепный вид на Гент и окрестности. Бесплатные экскурсии май-сентябрь в 14.00, 15.00, 16.00. К сожалению, нам не повезло опять – сезон подъема на башню начинается 15 марта, нам сказали «приезжайте завтра»! На первом этаже – туристический центр информации (9.30-17), где нам выдали карту города (бесплатно), в подвале – бесплатный туалет.
В узком переулочке справа от башни (если стоять спиной к собору Св. Баво) прячется Ратуша. В Тронном зале стоит коронационный трон Иосифа II и развешены большие живописные панно, которыми украшали город к приезду монархов.
В скверике между Беффруа и церковью Св. Николая стоит колокол Роланд - так в Генте называли сторожевой колокол, который собирал народ для защиты города от врагов, и когда-то эта громадина висела на вершине башни. Еще в этом скверике, но уже ближе к башне, необыкновенный памятник от скорбящего города Гента одному из бургомистров – барону Эмилю Брауну (1895-1921) – над гранитных колодцем стоят с опущенными головами пять коленопреклоненных скульптур…
Дальше – готическая церковь Св.Николая, построена в XIII в. Росписи в алтаре выполнены Ван Дейком.
Затем наш путь лежал на мост Св. Михаила, с которого открывается великолепный вид как на анфиладу церквей, так и на набережные реки - Грасляй и Корнляй. На самом мосту – очень симпатичная фигура Св.Михаила на фонарном столбе. Установлена подзорная труба – можно в мельчайших подробностях рассмотреть и дома, и проплывающие внизу кораблики, и сидящих на лавочках, лежащих прямо на плитах у воды туристов, в основном молодежь.
Перейдя по мосту на другую сторону реки Леи, мы обошли вокруг громадину церкви Св. Михаила с недостроенной колокольней. Внутри - «Распятие Христа» работы Антонио Ван Дейка, но церковь была закрыта (часы работы 14-17), ждать не стали. За церковью – университет Гента и очень симпатичные садик с подстриженными кустами, который в это время года на фоне серых зданий смотрелся веселеньким островком лета.
Вернувшись на набережную, по другому мосту (под ним – пристань, от которой отправляются кораблики каждый час) перешли обратно через реку и мимо Дома Мясников вышли к замку графов Фландрских Gravensteen. Здесь находится музей пыток (6 евро), часы работы нужно уточнять в турбюро, мы внутрь не пошли, обошли и пофотографировали замок со всех сторон. У стен плавали лебеди.
От замка мы просто пошли «куда глаза глядят» по улочкам вдоль каналов, заглядывая в сувенирные магазинчики. Случайно вышли мы и к огромной старинной пушке Дуле Грит (Безумная Маргарита по-местному), отлитая в 1578 году и привезенной в Гент по реке. От нее – на просторную площадь Vrijdagsmarkt (Пятничный рынок) с памятником Якобу ван Артевелде, под руководством которого на этой площади в 1340 году гильдии провозгласили Эдуарда II Английского королем
Франции. Время близилось к 5 вечера, именно на этой площади мы впервые увидели в небе медленно плывущий голубой рекламный дирижабль, который на фоне старинных башен смотрелся фантастично. Дирижабль двигался вокруг всех местных достопримечательностей еще по крайней мере час, и мы по очереди засняли его и рядом с башней Беффруа, и рядом с колокольней церкви Св. Николая.
От площади Пятничного рынка вышли к церкви Св. Якоба (?), обошли ее вокруг, от нее узким переулком между домами, стены которого расписаны уличным граффити (как раз трое подростков с помощью баллончиков с краской создавали очередной «шедевр»), вернулись на площадь Kоren Markt и на трамвае поехали на вокзал. Очень оригинальная площадь перед зданием вокзала. Она современная, круглой формы, по периметру вся заставлена велосипедами, в центре – современная абстрактная скульптура, по стилю очень гармонирует с растущими по периметру площади деревьями, которые в это время года без листьев с «бугристыми» ветвями на фоне сумерек смотрелись очень графично. Так закончился наш день в Генте.
Вечером в Брюсселе мы еще успели прогуляться к церкви Св. Екатерины, обошли ее с другой стороны и обнаружили очень симпатичную площадь - фонтан со львами, ярко освещенные ночной подсветкой дома отражались в воде… Нашли взятую в кольцо современных зданий Черную Башню. От нее дошли до церкви Сен-Баптист-о-Бегинаж, вся в строительных лесах, следов бегинажа не обнаружили.
День пятый, суббота - Брюссель
Этот день мы посвятили осмотру «верхнего города». В очередной раз прошли через Grote Markt, на балконе Ратуши удалось сфотографировать людей, одетых в старинные костюмы и треуголки, а внутри крытой сцены толпу людей с флагами – видимо шла подготовка к вечернему телевизионному шоу. Манекен Пис оказался на этот раз одетым в свой очередной костюм. Мимо Халских Ворот (небольшой сохранившийся кусок городской стены и фортификационные ворота) вышли на площадь de la Chapelle к церкви Нотр-Дам-де-ля-Шапель. В этой самой старой церкви Брюсселя похоронен Питер Брейгель Старший. Около церкви – роллеродром, на котором куча детишек училась ездить на досках. Удивительное сочетание старины и современности. Осмотрев церковь внутри, по улицам rue Naute и rue du Temple вышли к церкви ордена Миноритов.
От нее пошли к Дворцу Юстиции (Мамонт). На смотровую площадку поднимались на лифте (бесплатно), погода была солнечная, вдалеке блестел на солнце Атомиум и виднелся зеленый купол самой большой церкви Бельгии - базилики Святого Сердца (пятая по величине среди всех церквей мира). Однако вид на город, по-моему мнению, неудачный – весь передний план закрывают плоские крыши современных домов. Более удачный снимок был сделан из лифта, на верхней площадке. Дворец Юстиции весь в лесах – хороший боковой вид на него только с мостика, ведущего из лифта на смотровую площадку. На площади перед дворцом – памятник, посвященный Второй мировой войне. Здесь, сидя на лавочке и любуясь открывшимся видом на город, мы попробовали, наконец, знаменитые брюссельские вафли (1.5 евро без начинки, 3 – с начинкой, продавались в передвижном фургончике).
Затем по rue de la Regence мы пошли к площади Саблон. Очень уютный зеленый скверик на площади окружен решеткой, увенчанной 48 статуями, символизирующими гильдии средневекового Брюсселя. В центре парка памятник-фонтан графам Эгмон и Орн. Напротив – красивейшая церковь Нотр-дам-дю Саблон, внутри ее украшают 11 изумительных витражей. Дальше вверх по улице по левой стороне красивый внутренний дворик музея изящных искусств, куда мы и направились.
Музей огромный, разделен на две части – Музей древнего искусства и Музей современного искусства (5 этажей вверх – 19 век, 6 подземных этажей – 20 век). На входе выдают схему музея, где разными цветами указаны зоны, относящиеся к разным эпохам – мы смотрели только синюю, расположенную в старинной части здания на 2 этаже – Мемлинг, Брейгель, Дирк Бутс, Рубенс. В очередной раз вышли из музея «с последним звонком» - в 5 часов все закрывается.
После музея мимо церкви Св. Иакова на Куденберге вышли на Дворцовую площадь к Королевскому дворцу. Над зданием развивался бельгийский флаг - это значит, что король в Брюсселе. Напротив – городской парк Варанд, по дорожкам которого бегали трусцой несколько человек – рабочий день закончен, можно заняться здоровьем. Мы сидели на скамеечке в теплых куртках, шарфах и перчатках, а мимо пробегали люди в майках и шортах, и не мерзли! Вообще нужно отметить, мы там мерзли, хотя вроде бы приехали из более холодной страны. А местные жители в большинстве своем были одеты гораздо легче – никого не видели в шапках, легкие курточки и максимум – большой теплый шарф вокруг шеи. Прогулявшись через парк до Дворца наций (бельгийского парламента), спустились с холма мимо Собора Святого Михаила и Святой Гудулы и вышли на Grote Markt с другой стороны. Так завершился наш круг по «верхнему городу».
Площадь была вся заполнена народом – ждали начала концерта, стояли кордоны полиции и были организованы специальные проходы для зрителей с билетами, но вся площадь не была перекрыта – по углам можно было зайти, постоять около ограждений – сквозь прозрачные стены была видна сцена. Передохнув немного «дома» в отеле, мы с подругой вернулись на площадь посмотреть немного шоу «вживую», а моя сестра смотрела его по телевизору.
День шестой, воскресенье – Антверпен.
Наши карточки на 10 поездок закончились, на этот раз покупали разовые билеты туда-обратно, в связи с выходными они стоили в 2 раза дешевле и обошлись нам в 14 евро «на нос». Вокзал в Антверпене поражает своими размерами – многоярусный, на каждом этаже несколько путей, на которые прибывают поезда, причем, поднимаясь вверх по эскалатору, можно видеть поезда на трех этажах сразу. Вход в старинную часть вокзала украшают два бронзовых льва. Здесь сразу напротив эскалатора находится турбюро, где нам выдали карту города (бесплатно) и где мы уточнили часы работы дома-музея Рубенса. Согласно нашему путеводителю, по воскресеньям он не работает. Но оказалось, что все работает, выходной только понедельник. Туда мы и направились первым делом.
От вокзала шли пешком по главной торговой пешеходной улице Meir. В начале улицы стоит памятник художнику Яну ван Эйку, чуть дальше – памятник ван Дейку. Улица застроена зданиями в стиле рококо. Особенно выделяются два из них: здание Osterrieth и Koninklijk Paleis (Королевский дворец), в котором жил, среди прочих, и Наполеон, и который был резиденцией бельгийских королей в Антверпене. Свернув налево у фонтана с орлом, разрывающим клювом рыбу, мы оказались на площади перед домом-музеем Рубенса (Wapper, 9-11, 7 евро). Дом открыт для посетителей с 9 до 17 часов ежедневно, кроме понедельников и некоторых праздников. Билетные кассы, камеры хранения и сувенирный магазинчик расположены в современной «стекляшке» на площади. Внутри музея можно снимать только в открытой галерее второго этажа и во внутреннем дворике. Большие сумки нужно оставлять в автоматической камере хранения по залог 1 евро. Вместе с билетом нам выдали описание экспонатов на английском языке, но можно взять и аудиогид.
Питер Пауль Рубенс жил в этом доме, построенном в стиле ренессансного барокко, с 1616 по 1640 годы. В нём же Рубенс создал большинство своих шедевров, принимал гостей и покровителей. Здание было существенно перестроено теми, кто жил там после него, однако оно было восстановлено в оригинальное состояние после того, как город приобрёл его в 1937 году. Около входа – барочный портик, за которым внутренний дворик с садиком. Здание разбито на две части: слева находятся жилая часть и картинная галерея, где Рубенс выставлял скульптуру и живопись художников, которые ему нравились; справа – мастерская, где Рубенс давал уроки и работал, в нее ведет открытая галерея второго этажа. Работ самого Рубенса здесь совсем немного, но большой интерес вызывает сама атмосфера дома. Из зала в зал посетителей провожают служители, направление движения указано стрелками (обратно вернуться нельзя), у многих экспонатов сигнализация – если сильно наклониться над ограждающей лентой, рассматривая детали убранства вблизи – срабатывает сирена.
Чуть дальше музея на площади – воскресный рынок с продуктовыми и шмоточными рядами, забитый толпами горожан с маленькими детьми, да и туристами в поисках сувениров.
Пока ходили по музею – начался дождь, пока моросящий. Свернув с улицы Meir чуть дальше уже направо, мы пошли по направлению к церкви Св. Якоба. Попутно обнаружили очень симпатичный зеленый внутренний дворик церкви Св. Николая с цветущими кустами и цветами внутри. Церковь Св. Якоба (Lange Nieuwstraat 73) - это место, где хоронили антверпенскию знать и буржуа. Церковь была построена между 1491 и 1656 годами. В ней не менее 23 часовенок-гробниц, в одной из которых упокоился прах Петера Пауля Рубенса. Мастер написал картину "Богородица, окружённая святыми" для того, чтобы её поместили в его гробницу. Это семейный портрет, на котором Рубенс изобразил себ