Во многих отзывах о
Греции и Фессалониках мало рассказывается о самой большой достопримечательности этого города древнейшей провославной базилики Дмитрия Солунского и о самом святом.Попробую хоть немного шире рассказать об этом.
В 315 году до н.э. Македонский правитель Касандрос основал город на территории древнего поселения Ферма(Therma) и дал ему название Фессалоники(Thessalonikia) в честь своей жены (родной сестры Александра Великого).Далее в 146 году до н.э. город стал столицей Македонии Римской империи.В 3 веке нашей эры здесь проживал император Галериус.Он построил арку в честь победы над персианами,часть её до сих пор сохранилась в центре города, где изображены сцены битв 297 года.После римской битвы под Пидной в 168 году Македония стала Римской областью.В 58 году здесь жил в изгнании Цицерон. Помпей Великий нашёл убежище в этом городе в 50 году. Благодаря сильным укреплениям Фессалоники успешно отражали нападения сначала хуннов,потом авар и наконец язычников славян.Во времена Византийской Империи,город был вторым по значимости после Константинополя. Это родина Кирила и Мифодия,откуда они в 8 веке отправились на проповедование хрисианства в юго-восточную Европу.Здесь же проповедовал апостол Павел.
Самая большая церковь во всей Греции находится здесь-это базилика Святого Дмитрия (по русски Дмитрия Солунского).Построена она в 5 веке нашей эры.Управляющий иллирийской епархией Леонт заболел и не мог ходить.Принесённый на носилках к могиле Святого Дмитрия он в короткий срок выздоровел.Во славу великого мученика Христого он разрушил печи, бассейны бань и стены возле городских ворот.Из этого материала между театром и обществеными банями создал храм Святого Дмитрия всячески его украсив.
Я считаю что немного сказать, как погиб Дмитрий,мало где об этом говорится.
Максимиан Геркулий римский император побив готов и сарматов остановился в Фессалониках, где наместником был Дмитрий из знатного сенаторского рода.Он с детства не ведал страха и не терялся перед невзгодами (поддержка семьи) и проповедовал христианскую веру и заповеди Петра, как то кротость,любовь к ближнему,надежду на жизнь вечную после смерти. Приходили к нему многие язычники и собирались они в подземных галереях вблизи общественных бань.Римляне же всегда всячески старались уничтожить христиан.
Узнав про это Максимиан приказал схатить и уничтожить иноверцев.Среди схваченных в простом платье был и Дмитрий. Император очень разозлился и велел его заточить в печных каморах общественных бань.Все эти события произошли, когда Максимиан смотрел бои гладиаторов и своего любимца-гладиатора Луи в городском театре. который находится чуть ниже по холму.Мы там то же были и видели раскопки.
Молодой юноша по имени Нестор(христианин) пришёл к Дмитрию за благославлением на бой со знаменитым гладиатором.Дмитрий конечно же осенил знамением Христовым чело его и грудь,сказав при этом:"И Луя одолеешь и за Христа будешь замучен."Так оно и вышло, Молодой и сильный Нестор не послушался уговорам уступить в бою любимцу императора. Гладиатор Луи всётаки был убит в этом поединке.
Максимиан злобный вскочил со своего трона и печальный возвратился в царский дворец, говоря: «Если бы не было чародеяния каких-то богов, то не был бы Луи, отличавшийся таким мужеством, убит этим юношей». И призвал к себе мучитель Нестора и сказал ему: «Скажи мне, юноша, какие чары ты использовал или кого имея в помощниках Луя убил?» Отвечал Нестор: «Никаких чар не было, и без какого-либо обмана он убит, но бог Димитрия и бог христианский послал ангела своего и убил моей рукой кичливого гордеца».
Очень разгневался император приказал отвести его ,как христианина в западную часть города, к так называемым Золотым воротам и отрубить ему голову своим мечом.
Недруги Дмитрия стали наговаривать Максимиану и убеждать его в том,что причина гибели Луи в христианских кознях и в его вере. Император прислушавшись к их доводам приказал убить распространителя христианской веры. На следующий день Дмитрий был заколот копьями около тех же печных камор,где и был в заточении.
Слуга Дмитрия по имени Лупп снял перстень с руки и собрав остатки крови в кувшин обмакнул в неё эту драгоценность.Этим перстнем и молитвами начал Лупп исцелять больных.Но это продолжалось не долго, его вскоре казнили в городском трибунале.
Тело же Дмитрия присыпали верующие христиане,чтоб не съели собаки.Так он и остался покоится на месте своей гибели.
Слава о святом мученике и месте где он был убит,а так же об исцелениях, разнеслась не только по Македонии, но и по Фессалии.К этому месту потянулся народ с верой на покаяние и исцеление.
Создание жития Святого Дмитрия относится к концу 4 века,когда «святой» оказал чудотворную помощь городу,явился «небесный воин» и заставил в панике бежать тогда ещё язычников-славян ,осаждавших Фессалоники.
В Византийской империи широкое признание святости Дмитрия начинается с 9 столетия. Позднее именно у славянских народов Дмитрий станет наиболее почитаемым святым-воином,хотя воином никогда и не был.Они восприняли греческого святого,как своего национального заступника «отечестволюбца».Древнее же предание гласит, что он был выходцем из славянской семьи.
В нашей истории Святой Дмитрий упоминается ещё дохристианскую эпоху,когда князь Олег осадил Константинополь.В 1113 году на столбе Михайловского собора впервые выкладывалась(конечно же греками) мозаика с изображением солунского святого воителя.Таким образом можно утверждать что к началу 12 века в Киевской Руси уже существовал развитый культ Дмитрия Солунского ( из греческого города Фессалоники).
Так как Дмитрий был не только воин, но правитель, то он особо почитался среди древнерусских князей и считался их ревностным покровителем. Об этом свидетельствует княжеская традиция давать первенцу имя в честь греческого святого. Дмитриями были старшие сыновья Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Ивана II, Ивана Грозного, Алексея Михайловича.
День памяти Дмитрия Солунского -26 октября по старому стилю.
Собор Святого Дмитрия представляет собой пятинефную базилику.Это единственный памятник,показывающий какими были истинные христианские соборы до Византийской эпохи с однорядным иконостасом. В городе также присутствуют купольные церкви более позднего периода (например Святой Софии 8 век)..В соборе так же как и в католических присутствуют скамьи,где верующие спокойно могут молиться.Всё это можно видеть на моих фотографиях.
Вот таким образом,через туризм мы больше познаём историю своей страны,историю христианства.