Египет. Дахаб-Иерусалим. Конец ноября 2007 года.
Попытка записать свои впечатления от Египта, поездки в Иерусалим и расстаться с прочими мыслями занимающими голову.
На то, чтобы «отключить» голову ушла практически вся первая неделя. Два года московский суеты без полноценного отпуска дали себя знать. Сегодня, на седьмой день отдыха приснился первый сон за, наверное, пару лет как минимум. Вообще говоря именно первая неделя двухнедельного отпуска даёт столь необходимое ощущение продолжительного отдыха – ведь сознание того что впереди ещё одна неделя создаёт необходимый настрой для расслабленного времяпрепровождения в первые семь дней. Вторая неделя самим своим приходом включает обратный отсчет оставшихся дней и эта мысль, несмотря на все старания не думать об этом, постоянно всплывает в сознании.
В предыдущую поездку а Дахаб я каждый день поочерёдно то серфил, то дайвил. В этот раз не возникает даже желание проявлять какую бы то ни было активность. Одна из причин, конечно же в том, что несмотря на географию Египта, зима ощущается даже здесь. Конечно +25 днём и не по-зимнему палящего солца здесь по-прежнему хоть отбавляй, однако вечером приходится одевать теплый свитер, так как одной футболки уже явно недостаточно.
Вечер здесь занимает около часа с пяти до шести, в течение которого свет солнца, только что скрывшегося за Синайскими горами окончательно гаснет, передавая вахту огромной, ослепительно яркой луне. Луна же светит так сильно, что видно всё вокруг лишь чуть хуже чем днём. Во время поездки к бедуинам в горы свет почти полной луны был настольно мощным, что казались лишними и неуместными свечи, зажженные и расставленные для освещения пути в нишах по стенам ущелья. Наклон месяца здесь совсем как на его изобажениях на шпилях мечетей.
Море в ноябре уже прохладное, но это ощущение ещё более усиливается из-за постоянного ветра дующего со стороны Акабского залива. Залив создаёт эффект аэродинамической трубы, который позволяет не ощущать даже 50-ти градусную жару летом. Тот книжный факт, что Красное море не остывает ниже +22 по цельсию, иначе кораллы, растущие повсеместно, не выжили бы, не кажется таким уж убедительным когда входишь в воду в первый раз. Однако стоит проплыть десять метров и ощущение комфорта приходит, чтобы не уйти уже весь день.
Солёная (в два раза по сравнению с Чёрным морем) вода Красного моря держит на плаву, не требуя никаких усилий от пловца. Условия для обучения плаванию самые наилучшие.
Однодневная экскурсия в Иерусалим началась с преодаления египетско-израильской границы. Именно преодаления, судя по серьезному настрою израильких пограничников и таможенников. Но нам повезло и оба раза мы прошли паспортный контроль и таможню довольно быстро, что бывает довольно редко.
Первая остановка на пути в Иерусалим случилась на полпути возле Мёртвого моря. Купание в море помимо коммерческих целей (предложения приобретения всевозможных солей и грязей) прежде всего преследует цель разбудить и взбодрить группу после 5-6-ти часового ночного переезда. Ощущения после купания остались приятные несмотря на прохладную воду. Группа в большинстве своём осталась глуха к призывам прикупить якобы необходимое после купания мыло, предлагаемое сразу же по приезду всего за десять долларов САСШ. С точки зрения здоровья, скорее всего, поголовное купание не приносит ощутимой пользы, надеюсь как и вреда. Обмазывание же непонятного содержания и происхождения грязями, на мой взгляд следует практиковать более вдумчиво.
То обстоятельство, что мертвое море и окружающая его каменисто-солевая пустыня расположены на месте уничтоженных за грехи библейских городов Содом и Гоморра не прибавляет привлекательности местным лечебным процедурам по уверениям более осведомленных в религиозных вопросах туристов.
После посещения смотровой площадки и 10-ти минутного рассказа от том, что с неё видно, нас из только что увиденного Иерусалима зачем-то повезли в Вифлием. Мотивировка была такая, что в это время мы успеем посетить церковь Рождества без потери времени в очередях. Так оно и случилось, однако первой остановкой в Вифлиеме стал на целый час ... магазин сувениров. Как заявил наш гид, это не какой-то шаромыжный магазин, а чуть ли не официальный магазин патриархии. Сразу скажу, что те же вещи по соседству стоили в два раза дешевле, а качество предлагаемого ассортимента не выдерживает никакой критики. Иконки и иконы разного размера и стоимостью от 5 до 400 долларов являются продукцией полиграфической промышленности, боГАто тисненными серебром и золотом. Рукописные иконы начинаются от 500 долларов и представлены в отдельном помещении. Серебрянные оклады на деле в лучшем случае посеребрение, а крестики и цепочки начали разваливаться уже при попытке их освятить через несколько часов в храме гроба Господня на Голгофе. В общем на эти трофеи мы потеряли считая дорогу в Вифлием и обратно, магазин и средней паршивости общепитовскую едальню около трёх часов драгоценного светлого времени суток.
Помимо очень интересной церкви Рождества, являющейся чуть ли не первой христианской церковью, датируемой 320 годом нашей эры с местами сохранившимся очень красивым мозаичным полом, Вифлием, как и вся плестинская автономия, поражает грязью и нищетой, вполне сравнимыми с египетскими. Жилыми кварталами Хургады, например. Русская версия слова «Вифлием», кстати, имеет мало общего с местным, звучащем как Бетлехем (Bethlehem).
По возвращении в Иерусалим гид в оставшееся время максимально кратко провел нас в храм гроба Господня, объединивший под своими двумя куполами, на расстоянии в тридцать метров, вершину Голгофы, камень, на который положили снятое с креста тело и пещеру, в которой погребенного тела и не обнаружили.
Сам Старый город, окуруженный стенами, площадью всего в один квадратный километр, представляет собой разделенные на кварталы – соответственно еврейский, мусульманский, христианский и армянский – торговые ряды, сплошь завешенные разнообразными товарами, весьма схожими с тем что можно увидеть на любом египетском или турецком базаре. На первых этапах зданий расположены лавки, на вторых живут торговцы.
Иерусалим производит сложное впечатление – слишком много всего случилось на одной, весьма небольшой территории. Основное впечатление - полная подмена следования заповедям религий соблюдением бесчисленных ритуалов и обрядов, придуманных за более чем две тысячи лет. Именно это и составляет (на мой взгляд) теперешнее содержание всех трёх мировых религий, возникших на ближнем вотоке. Сами предметы культа и всё что можно «пометить» их символикой и является главным товаром на улицах Небесного града.
Израиль как будто состоит из противоречий, вещей взаимоисключающих и менявшихся местами бесчисленное количество раз:
- третья по значимости мечеть, стоящая на месте двух иудейских храмов, в последнем из которых проповедовал Иисус;
- церковь Рождества в Вифлиеме, находящемся в донельзя замусоренной плестинской автономии, огороженной стеной от остального Израиля;
- гид-иудей (из бывшего СССР), рассказывающий группе русских, украинцев и поляков о традициях и обрядах православия;
- ощущение «игрушечности» этой древней страны, возникшей в очередной раз чуть более полувека назад, очевидно неразделяемое населяющими её столь разнообразными людьми, большинство из которых приехало туда из восточной европы. Как минимум половина страны говорит по-русски и уж точно большая часть туристов, посещающих Израиль составляют русские.
Следующей, вернее последней остановкой в Старом городе стала Стена Плача. Как поведал нам гид, Стеной Плача её называют только православные. Для всех остальных это просто огромная стена Старого города. Западная если не ошибаюсь. Случилось так потому, что с точки зрения христиан у этой стены евреи должны оплакивать храм, разрушенный руками римлян в наказание за то что евреи не признали Христа мессией.
Евреи, правда, об этом и не подозревают и плакать там не собираются. Религиозные евреи возле стены в огромных количествах собираются и читают свои священные книги и выглядят при этом вполне счастливыми. Так как мы посетили Стену вечером пятницы, а в это время у евреев уже начинается Суббота, собралась их там огромная толпа. Многие, что было заметно, были уже изрядно подогреты спиртным, благо их религия сие поощряет.
Как выяснилось внутри иудаизма «конфессий» ни чуть не меньше чем среди христиан. Именно этим и объяснялось разнообразие одежд и головных уборов религиозных евреев – от «котелков» и широкополых шляп и до меховых шапок.
Безусловно, одного дня проведенного в городе, тем более таком как Иерусалим, явно мало чтобы составить мнение о нем. И тем не менее стали более понятны булгаковские строки: «Тьма пришедшая со Средиземного моря накрыла ненавидимый прокуратором город...». Пилату явно было с чем сравнивать.
В завершение можно сказать что поездка явно того стоила, хотя для того чтобы испытать более сильные чувства, видимо, нужно быть воспитанным в религиозной семье. Организация же поездки никаких нареканий не вызвала, за исключением распределения времени гидом, но это целиком зависит от него. Тут уж как повезёт.
И ещё одно, посещение Иерусалима, по неизвестной мне причине, ещё больше подогрела давнишнее желание съездить в Рим. И явно не на один день.