Сегодня фаду — это Мариза. Можно даже сказать, что
Португалия вообще — это Мариза. Модельного вида блондинка родом из Мозамбика ныне стала самым знаменитым жителем страны. Концерты по всему миру, премии, восторженные отзывы, платиновые диски, миллионы поклонников. 16 декабря Мариза Рейш Нунеш будет праздновать свой 35-й день рождения в честно заработанном статусе мегазвезды.
Когда будущей звезде было три года, её родители переехали из Мозамбика в
Лиссабон. В доме петь любили — и музыка продолжалась в семейном ресторане в Моурариа, средневековом квартале португальской столицы. Так что, как и полагается каждому чудо-ребёнку, Мариза начала петь — и петь для публики — ещё до знакомства с букварём. Потом был перерыв — кто-то сказал, что фаду, мол, это только для стариков, и юная певица перешла на босанову, джаз и блюзы. Но потом снова вернулась к фаду, начались записи, пластинки и концерты.
Поначалу это были программы в небольших клубах — и наща героиня никак не помышляла, что когда-нибудь ЮНИСЕФ объявит её «Послом доброй воли». А слава началась в 1999 году. Мариза выступила на концерте, посвященном памяти умершей Амалии Родригеш, самой знаменитой исполнительницы фаду, певицы, бывшей для Португалии тем, чем была для
Франции Эдит Пиаф. Концерт проходил на Большом стадионе в Лиссабоне и транслировался по всем национальным телеканалам. Послушав молодую исполнительницу португальцы поняли — фаду продолжается, их национальная душа получила новый уникальный голос.
Альбомы Маризы — «Fado em Mim», «Fado Curvo», «Live in London», «Transparente» — непременно становились «платиновыми». Очень быстро слава её перешагнула границы Португалии. От BBC певица трижды получала титул лучшей в мире. В 2000 году Мариза получала приз «Голос Фаду» и на церемонии награждения познакомилась со Стингом. Перед Олимпийскими играми в
Афинах они вместе записали композицию «A Thousand Years».
с которым теперь сотрудничает. В том же году мировая серия триумфальных концертов Маризы завершилась декабрьскими выступлениями в камерном зале Московского международного Дома музыки. И в прошлом году «принцесса фаду» приезжала в
Россию — уже в рамках официального визита португальского премьер-министра Жозе Сократиша. Будем надеяться, не в последний раз.
Мариза считает, что фаду — «самая эмоциональная, самая искренняя музыка на свете, а потому, чтобы исполнять её, необходимо быть искренним». Это непреложно, а в остальном возможны варианты. Фаду могут быть наполнены страстью и ревностью, скорбью и радостью, любовью и жестокостью, горем и надеждой, юмором и даже сатирой». Для своих песен она сама выбирает тексты — штудирует Фернандо Песоа, «португальского Шекспира», и Луиша ди Камоэнса. Но и о новом поколении не забывает: много молодых поэтов пишут слова для песен фаду. Претерпела изменения и музыкальная часть. Певица выступает не с классическим составом «сопровождения» фаду ( португальская гитара плюс скрипка), а с пятью помощниками — несколько гитар, ударные и даже рояль. В таком вариант «португальский блюз», как называет фаду сама Мариза, становится более «доходчивым» для слушателей из разных стран. Поклонница Рюичи Сакамото и Пако Де Люсии поёт как актриса, делает драматические паузы, экспериментирует с вокалом, привносит в свои номера элементы новых культур, благо объездила весь мир.
Одним словом , она уже не «новая Амалия». Она — Мариза. И фаду её, будучи близким к традиции, принадлежит дню сегодняшнему. Это фаду третьего тысячелетия, жанр, который дышит, живёт и развивается. А скептиков-консерваторов, слишком рьяно охраняющих устои, Мариза призывает не быть «висячими замками» для фаду. Да и вообще: «Я занимаюсь музыкой, а не только фаду». Представляя свой диск «Transparente», записанный в
Бразилии, она порекомендовала слушателям самим решать: фаду это или нет. Для себя-то она давно решила: «Это – фаду. Что бы я ни пела, получается именно в этом стиле».
Когда-то португальские «городские романсы» звучали в уютных ресторанчиках Лиссабона под бокал вина и при неярких свечах. У Маризы же — шоу. Шоу масштабное, постановочное,яркое. По-иному и быть не может — она и сам очень яркая. И современная. Всё же Послом доброй воли стала — поэтому говорит о борьбе с болезнями и бедностью, о глобализации. А совет даёт очень толковый. «Вы сходите в театр и послушайте фаду в большом зале. А уже потом найдите в Лиссабоне хорошую таверну, возьмите бокал доброго вина и оставайтесь там на весь вечер. Тогда вы и поймете, что такое фаду».
Слово «фаду» неотделимо от слова «саудад». Первое значит «душа», во втором сплелись понятия грусти, одиночества и сердечного томления. В фаду можно найти отголоски и греческих, и арабских, и бразильской музыкальных культур. Можно сказать, что путь фаду похож на путь нашей бардовской песни: от бедняцкой баллады, от фольклора городского «дна» — к интеллектуальному жанру, где текст играет всё большую и большую роль.
Из исполнителей фаду помимо великой Амалии Родригеш можно назвать популярного лет сорок-сорок пять назад Тони де Матуша. Сейчас же фаду даже с хип-хопом скрестили. Всем интересующимся этим жанром стоит порекомендовать посмотреть вышедший в прошлом году фильм знаменитого испанского режиссёра, автора многих музыкальных лент, Карлоса Сауры «Fados». В фильм вошли выступления Маризы, певца и автора песен Карлоса ду Кармо и многих старых и новых исполнителей.
Существует два основных центра фаду — Лиссабон и Коимбра. Коимбрский стиль фаду неразрывно связан с академической традицией Коимбрского университета. Он имеет более утонченные мелодии и исполняется исключительно мужчинами. Будучи в Коимбре в мае, грех не заглянуть на университетский праздник и не послушать фаду «по-коимбрски». А в влюбое время года надо зайти в тамошний «A Capela bar». В Лиссабоне фаду исполняются в «домах фаду» (casa do fado), как мужчинами, так и женщинами. Лучшие дома — в историческом районе Алфама.
Михаил ГУРЕВИЧ