Несмотря на кажущуюся абсурдность заголовка в нём есть доля истины и причём не малая. Всё объясняется довольно просто. В 60-е годы прошлого столетия, уставшая от канонов академической живипоси группа французских художников выбралась на природу и попыталась поймать и осмыслить игру света и тени в конкретно выбранный момент, а затем перенести это чудо на полотно. Конечным результатом стала выставка в парижском салоне в 1872 г., где, по названию картины Клода Моне «Impression. Soleil levant» («Впечатление. Восход солнца»), живопись пленэра получила название Импрессионизм.
То же самое происходило и в душе венгерского художника Пала Синеи-Мерше. Окончив мюнхенскую академию живописи, Синеи-Мерше вовсе не собирался уединяться в четырёх стенах мастерской. Детство его прошло на природе в небольшой венгерской деревушке, посреди рощь и лугов, наполненных многоцветием красок. Проведённые здесь счастливые годы явились определяющими в формировании характера человека и мастерства художника. Вернувшись из
Мюнхена, Синеи-Мерше, наряду с портретами, всё чаще пишет пейзажи. От картины к картине оттачивается техника пленэра, а в 1872 году она достигает своего совершенства в картине «Пикник» («Majális», Национальная галерея,
Будапешт ). Судьба этой картины, выставленной годом позже на венской международной выставке, как и судьба её автора до мелочей схожа с судьбой художников парижского салона: абсолютное непонимание, обвинение в грубом натурализме, скандальное отвержение. Импрессионизм в
Венгрии, так же как и во
Франции, в данный момент, не состоялся!
После провала картины Синеи-Мерше уехал в своё поместье, в деревню Йерне, где прошло его детство, к тому буйству красок полевых цветов, яркой зелени деревьев и чистой голубизне неба, которые вдохновляли его все эти годы в поиске нового пути в живописи. Но на этот раз не помогло даже спокойствие родных мест. Почти на десять лет художник замкнулся в своём уединении. Палитра была заброшена, годы проходили практически бесплодно. Слишком силён был удар судьбы.
В 1882 г. Синеи-Мерше переселяется в
Вену и в следующем году пишет картину «Жаворонок» («Pacsirta», Национальная галерея, Будапешт), которую выставляет в Будапеште. И вновь провал! Судьба продолжала играть в свои злые игры. Художник вновь четыре года не брался за кисть. И лишь в 1896 г. на выставке, посвящённой 1000-летию Венгрии, где он выставил свои лучшие работы, наконец-то пришёл успех. Запоздалый успех. Венгерское правительство купило тогда для музея тот самый «Пикник», который когда-то Синеи-Мерше безуспешно пытался ему подарить. Последующие годы принесли художнику много призов на различных международных выставках, правительственные награды. В 1905 г. он становится директорм академии искусств, его картины раскупались за огромные деньги, но всё напрасно. Ни призы, ни деньги не могли возместить потерянных лет ни художнику, ни венгерскому искусству.
В 1920 г., в возрасте 75 лет, кисть художника окончательно выпала из его рук.
Эдуард Суровцев
Будапештский гид.
www.budapestgid.com
[email protected]+36-30-248-25-63