Путешествие по Сайменскому каналу 4-5 июня 2008 года.
Сама мысль о таком путешествии возникла давно, но осуществить эту мечту мы собирались на своём катере, на котором до этого обошли и Ладогу, Онегу, и Финский залив. Следующий этап был - Беломоро-Балтийский канал и Белое море, но это очень далёкое путешествие и отпуска на него могло не хватить. А Сайменский канал и огромное Сайменское озеро - это совсем рядом с нашим родным городом
Санкт-Петербургом. Однако, несмотря на географическую близость этих мест, возникает множество проблем следующего характера: во-первых, незнание языка, во-вторых масса неясностей с документами на катер и судоводительскими правами, так как они официально не признаны мировым сообществом. Но нам было известно, что отдельные судоводители – любители всё же каким-то образом совершают путешествия на своих катерах по многим странам Европы. Выяснение подробностей привело к пониманию того, что просто так осуществить путешествие на своём катере за границу на полностью законных основаниях практически не возможно. Зависит это не только от признания или не признания наших судоводительских прав, но и от организации процесса прохождения таможенного и паспортного контроля на границе. В результате эта красивая мысль тихо умерла.
Однажды нам попалась реклама различных туристических фирм, предлагающих туры по
Скандинавии. И где-то в уголке, между какими-то фотографиями жена случайно обратила внимание на коротенькое сообщение, что уже с прошлого года, а может быть и раньше, существуют туры по Сайменскому каналу. В результате мы стали более внимательно изучать рекламные материалы с целью получения более подробной информации по этим вопросам.
Постепенно наши поиски привели к ООО «Саймаа Трэвел Раша». Мы связались с ними по телефону (+7-812-335-91-92), затем запросили более подробную информацию по e-mail, и получили исчерпывающие ответы. Все переговоры по телефону и лично проходили с очень приятной сотрудницей фирмы, говорящей с ярко выраженным финским акцентом, но это не только не затрудняло общения, но даже наоборот, придавало некоторое волнение от ощущения реальной близости предстоящего путешествия. Затем всё пошло по проторенной колее: приобретение тура и подготовка к поездке с учётом полученных рекомендаций.
Начало маршрута в городе Выборг. Но до Выборга ещё надо добраться. Это надо было сделать надёжно, без опозданий, поэтому из трёх вариантов: своя машина, автобус или электричка мы выбрали автобус. Автобусы отправляются в Выборг от станции метро «Парнас» через каждые полчаса и в пути находятся около двух часов. Если по дороге с автобусом что-то приключится, то через полчаса можно пересесть на следующий.
Благополучно прибыв в Выборг, мы отправились на причал, от которого нас должен был забрать теплоход «
Карелия» и провезти по всему маршруту. Место расположения причала нам было любезно отмечено на карте Выборга ещё в турфирме. Расстояние от автовокзала до заветного места, судя по карте, можно было преодолеть за 10-15 минут. Времени у нас оставалось вполне достаточно и мы, не торопясь, прогулочным шагом отправились к причалу, который должен был находился рядом с Выборгской крепостью. Любуясь красотами и фотографируя наиболее интересные места, мы пытались определить возможный путь теплохода от причала до входа в Сайменский канал. И тут возникло некоторое тревожное ощущение, связанное с тем, что теплоход на своём пути должен был бы пройти под тремя довольно низкими мостами, из которых только один был разводной. Это означало, что мы идём куда-то не туда. Нам пришлось ускорить ход, чтобы выяснить, где же действительно находится наше судно, чтобы во время успеть на него. Мы были уже около Выборгской башни и собирались перейти через мост, к яхтклубу, где можно было бы получить необходимую информацию. Но тут мы заметили сквозь деревья буквально в каких-то 30-40 метрах на белом фоне яркую надпись «Карелия» Лаппеенранта». Это оказалась корма искомого судна, и мы с радостью и воодушевлением устремились к нему. Но путь нам преградила металлическая ограда, проход через которую мы сразу не разглядели. Наконец мы прошли во внутрь скромного, но очень приличного и чистенького садика, в конце которого виднелся павильон с заветными надписями: «Таможня» и «Паспортный контроль». За этим павильоном возвышалось наше судно. В садике было пусто, лишь на скамеечке сидела пожилая супружеская пара, по-видимому, тоже пассажиры. Тут, откуда ни возьмись, практически из-под земли, возник милиционер, который скромно полюбопытствовал, что мы здесь делаем и есть ли у нас билеты. На что я тут же ответил, что билеты есть, и когда милиционер удалился, спросил у жены: а есть ли у нас эти билеты? На что получил ответ, что фирма снабдила нас всеми необходимыми документами. В павильончике у симпатичных девушек в форме мы узнали, что выполнение всех пограничных формальностей начнётся всего за полчаса до отправления, которое состоится в 17 – 00 по Московскому времени. А финское время отличается от нашего на один час в меньшую сторону. То есть по финскому времени судно отходит в 16 часов и исчисление времени в течение всей поездке только финское, поэтому либо надо свои часы переводить на час назад, либо чётко об этом помнить. Мы помнили.
До начала формальностей осталось ещё 45 минут. Супруга осталась в садике, а я пошел на прогулку по окрестностям, любуясь красотами центральной части Выборга, небольшого старинного, в прошлом шведского городка.
По возвращении к назначенному времени в садике собралось на удивление мало народа, человек 10. Вскоре из павильончика вышла миловидная женщина лет тридцати, которая что-то сказала по-фински, и все туристы как-то сразу оказался внутри павильона, у турникетов. Как потом выяснилось, все они были финнами. Нам ничего не оставалось, как присоединиться к ним. А так как они встали в «зелёный коридор», то и мы оказались там же. В двух следующих коридорах было пусто и там девушки в форме что то весело обсуждали друг с другом. Все формальности оказались весьма простыми. В начале миловидная женщина с улыбкой и очень приветливо сверила всех нас со списком и пригласила к паспортному контролю, который прошел в лёгкой домашней обстановке, в отличие от такого же контроля в пунктах Торфяновка или Брусничное, где всё строго и сурово. Далее наш путь лежал на теплоход. Взойдя на борт, мы могли попасть либо вниз в ресторан, у стойки которого сразу же обосновались финны, или подняться на верхний этаж, где в небольшом зале стояли столики и буфет. Около него собрались оставшиеся финны, которые не поместились у стойки в ресторане. Поэтому нам пришлось проследовать дальше, и мы оказались на корме. Как впоследствии выяснилось, в том зале, который мы только что прошли, проводятся коллективные песнопения под управлением специально выделенных и обученных членов команды. С кормы по крутому трапу мы поднялись на открытую пассажирскую палубу. С неё открывался чудесный вид на яхтклуб, крепость и портовые сооружения. Как только мы расположились с комфортом на свежем воздухе, теплоход плавно отошел от причала и лег на курс, прямо противоположный ожидаемому. То есть на юго-восток, в то время как канал от нас находился на северо-западе. Мы вышли в Выборгский залив, и по узкому фарватеру начали петлять среди многочисленных камней и мелей, постепенно удаляясь от Выборга. Следует отметить, что скорость судна была достаточно высокой, и повороты капитан закладывал достаточно крутые. Но не настолько, чтобы стаканы при этом съезжали бы со столов. Пришлось мысленно признать высокий класс судовождения. В конце концов, обогнув город по широкой дуге, мы легли на курс северо-северо-запад, который и привёл нас к высоким мостам (высота пролётов 25 метров), пройдя под которыми мы вскоре пришли к началу Сайменского канала. Перед входом в канал теплоход пересекает один из многочисленных заливов, в конце которого находится любимый нами парк Монрепо, но расстояние до него было очень большим и что-либо разглядеть было не возможно, даже используя телеобъектив фотоаппарата.
Практически всё время из крошечного динамика на корме доносилась негромкая, приятная финская музыка, которая совершенно не мешала, если не хочешь её слушать, а если прислушаешься, то громкость оказывается вполне достаточной. Из этого же динамика вскоре зазвучали какие-то пояснения, но на финском языке и без всякого перевода на какой либо другой язык. Это начало напоминать какую-то небольшую финскую parti, но вскоре по крутому трапу поднялась та самая миловидная женщина, которая направилась прямо к нам и по-русски, только для нас двоих, стала рассказывать об истории канала, его технических характеристиках, особенностях, об окружающей природе и достопримечательностях. Такое внимание нас глубоко тронуло. Ощущение что мы на чужой вечеринке тут же пропало, и мы почувствовали себя, вполне комфортно. И так было на протяжении всего времени путешествия. Она подходила к нам и давала необходимые пояснения. Ближе к концу рейса мы уже были друзьями. Её имя Кирси-Мария Юконен, она входит в состав экипажа теплохода «Карелия» и занимается пассажирами. А прекрасное впечатление о команде, теплоходе и обо всём путешествии в основном сложилось под влиянием этой женщины с красивой и доброй душой.
Канал очень интересный, берега чистые, ухоженные, трава в окрестностях шлюзов ровно и аккуратно подстрижена. Берега либо облицованы гранитом, либо очень крупным гранитным щебнем, укреплённым металлической сеткой. В отдельных местах канал прорублен через гигантские гранитные скалы. Это впечатляет! Вдоль одного, или по обоим берегам канала идёт местная грунтовая дорога, но это не наша грунтовая дорога, а финская, очень ровная и прямая. Когда по ней промчалась какая-то местная легковая машина на скорости существенно превышающей 100 км в час, то лёгкий пыльный след за ней протянулся более чем на два километра. На отдельных участках канала, в непосредственной близости от воды, проходит автострада А-127 между Выборгом и Лаппеенрантой, причём на финской стороне она имеет номер 13. По ней через Брусничное друг за другом проносятся грузовики, автобусы и легковые авто, пассажиры которых, конечно же, не видят всех красот водного пути! А жаль!
Канал имеет длину 43 километра, из них 23 проходят по территории
Финляндии, а остальные 20 по территории арендуемой у
России. Договор аренды на 50 лет был заключён в самом начале шестидесятых годов прошлого века. Следовательно, через два года срок аренды истечёт и что случится с каналом, если договор не будет продлён, можно себе представить, глядя на плачевное состояние Ладожского обводного канала. Конечно, Сайменский канал в большей степени нужен финнам, но это красивейшее место, кроме хозяйственного назначения, вполне может служить образцом того, как надо относиться к природе, к памятникам инженерного искусства, трудолюбию и целесообразности, в их материальном воплощении.
Очень интересны и, возможно, спорны технические решения, принятые при модернизации канала. Особенно интересно то, что верхние и нижние ворота шлюзов, выполнены по разным схемам. Верхние ворота опускаются под воду вертикально, а нижние открываются внутрь шлюза, поворачиваясь как обычные двустворчатые двери. Точно также как и ворота шлюзов Волго-Балта. Только на наших шлюзах верхние и нижние ворота имеют один и тот же принцип работы. Они поворотные и открываются только в сторону верхнего бьефа, что обеспечивает не только плотное закрытие ворот под напором воды, но и безопасность. А у финнов для обеспечения безопасности предусмотрены 3 огромных поворотных клапана, расположенных довольно далеко от шлюзов в спокойных с геологической точки зрения местах. Это, внешне не заметные, предохранительные сооружения с полукруглыми в плане воротами – клапанами, размер которых равен ширине канала в этом месте. При закрытии этих клапанов (в случае аварии) вода из Сайменского озера не сможет свободно вытекать и озеро сохранится. Таких клапанов на наших каналах нет.
Но самое интересное, на что я обратил внимание, это организация пропуска судов. Время прохождения шлюза очень короткое. Оно экономится буквально на всём. Я с удивлением и даже с некоторой долей страха наблюдал, как наш теплоход не уменьшал скорости хода даже перед закрытыми воротами шлюза и горящими красными огнями светофора. Ворота, а с ними и автомобильный мост начинали открываться только тогда, когда до них оставалось не более 100 метров. Открывание ворот и подъём моста заканчивались в то время, когда форштевень судна уже находился на уровне ворот. При этом теплоход ещё двигался со скоростью не менее 15 км/час, а при длине шлюза всего 85 метров на исправление возможной ошибки при торможении практически не оставалось времени. Тем не менее, процесс торможения не заканчивался даже в тот момент, когда матрос успевал набросить петлю швартовного каната на штырь причальной бочки. Именно на штырь, а не на крюк как в наших шлюзах. А дальше начиналось не мене удивительное: ход с заднего, включённый для торможения, менялся снова на передний, швартовный канат натягивался, а руль перекладывался на противоположный борт. Таким образом, судно прочно прижималось к стенке шлюза и удерживалось на месте только с помощью одного каната и тяги винтов. Как только корма судна прошла через ворота, так они тотчас начали довольно быстро закрываться. Одновременно стал опускаться и автомобильный мост. Кажется, он ещё не встал на место, как уже открылись шлагбаумы на автодороге и через мост, будто наперегонки, бросились грузовики и автобусы. И тут пришло чёткое осознание того, что существуют два, совершенно различных мира – один неспешный, спокойный и безопасный мир воды, и второй – быстрый, суетливый и опасный мир автомобильных дорог. Как же я обеднял себя, ограничивая своё существование только этим суетным миром асфальта!
Но лучше вернёмся к каналу и шлюзам. В шлюзе всего две бочки ближе к началу и к концу шлюза, причем только на одной его стенке. На наших шлюзах их великое множество, причём сразу по двум сторонам. Ширина Сайменских шлюзов всего 13,2 метра, длина 85 метров, а глубина 5,2 метра. Перепад уровней между Сайменским озером и Финским заливом - 76 метров, это как раз высота башни Выборгской крепости. Подойдя к башне поближе, можно представить себе истинную величину этого перепада.
Капитан нашего судна входил в шлюз, оставляя всего полметра - метр зазора со стороны стенки, где размещались бочки. Оставшийся зазор 2 – 2,5 метра оказывался с противоположной стороны (ширина судна около 10 метров). И всё это чуть ли не на полном ходу. Не даром финны занимают призовые места на гонках «Формулы 1»!
Заполнение финских шлюзов идёт очень быстро, в результате чего создаётся довольно сильное течение. Наверно ещё и поэтому приходится удерживать судно, используя тягу винтов. У верхних ворот возникает высокий пенный бурун. Всё очень красиво и даже слегка пугающе. После заполнения шлюза верхние ворота с шумом и пеной опускаются под воду, и судно тотчас начинает движение. К концу короткого деривационного канала судно уже имеет полный ход. Шлюзов всего восемь и они идентичны друг другу. Причём только три из них находятся на финской стороне, остальные пять на арендованной территории. И что особенно интересно – шлюзы на «нашей» стороне фотографировать можно, а на финской – нет. (Удивительные вещи бывают не только у нас).
Интересно было наблюдать пересечение границы. Она проходит примерно по середине озера Нуйямаа, входящего в состав канала. Все финны высыпали на верхнюю палубу, и Кирси-Мария терпеливо и подробно что-то объясняла и показывала на длинный ряд белых вешек, тянущихся чуть ли не до горизонта. Объяснения приходилось повторять, по-видимому, неоднократно. Потом она, усталая, подошла к нам, чтобы всё это повторить ещё и на русском языке. Но мы сказали, что и так всё поняли сами: где граница по воде, а где контрольно-следовая полоса, проходящая по просеке в лесу. Хоть и далеко, но её хорошо было видно. Она с облегчением и благодарностью удалилась.
В некоторых местах был виден старый канал. Существенно более узкий и извилистый, к тому же дикий, таинственный и романтичный.
По мере приближения к Лаппеенранте стали появляться признаки цивилизации: домики, садики, покосившиеся сарайчики, огороды, ухоженные поля. Видели даже трёх лошадей. Финны проявляли к ним демонстративно повышенный интерес, явно показывая нам - иностранцам, что они якобы уже давно перешли на более высокую ступень развития. Мы, чтобы их успокоить, тоже сфотографировали этих северных лошадок.
Обед и ужин на теплоходе вкусные и обильные, но с несколько меньшим выбором блюд, чем на паромах компании Силья Лайн. И здесь Кирси-Мария опять проявила о нас трогательную заботу, заранее сообщив обо всех особенностях предлагаемых блюд и посадила за удобный столик. Содержимое тарелки набираешь сам, по принципу «шведского стола». Всё сытно и вкусно.
В Лаппеенранту прибыли поздно вечером, перед заходом солнца. Зато фотографии города получились отменные, без грубых теней и контрастов. От причала до отеля пешком всего 6 минут, не считая паспортного и пограничного контроля, которые также как и в Выборге прошли в дружеской, домашней обстановке. После заселения в отель можно ещё полчасика – часик погулять по тихим сонным улочкам красивого городка.
Вставать к завтраку надо было рано. Отправление судна в 8 часов. У финнов день начинается существенно раньше, чем у нас. Они трудяги, а не лежебоки. Завтрак вполне приличный, такой же шведский стол с большим разнообразием салатов, подливок и колбасно-сырных нарезок. Затем снова на судно, через паспортный контроль, и обратно домой, в Россию.
Можно было бы задержаться в Финляндии на один–два дня и вернуться не на теплоходе, а поездом, прямо в Петербург. Во время такой паузы можно посетить Сайменские острова, их множество и они очень красивы и чисты. А можно отправиться в Иматру по озеру или на автобусе, расстояние всего 37 км. Там очень интересно и экзотично. Можно посетить пороги Иматранкоски, их возраст всего 5 тысяч лет, парк Круунунпуисто – самый старый естественный парк Финляндии.
Почти в центре Иматры есть место, где местные Ромео и Джульетты кончают свой короткий жизненный путь, бросившись со скалы в каньон на огромные острые камни. Неподалёку от этого места на берегу каньона в 1972 году создан печальный памятник всем погибшим молодым людям, где сквозь поток воды просматриваются скульптурные изображения останков прекрасного молодого девичьего тела. Посмотришь на такое, и самому захочется последовать их примеру. Но не будем о грустном…
В Иматре можно полюбоваться и сфотографировать старую и новую плотины, а также очень красивый отель-замок, построенный в стиле северный модерн.
На северо-западной окраине Иматры, на обширной территории, расположился вполне современный гостиничный комплекс. Там же находится небольшой, но очень уютный аквапарк «Imatran Kylpyla», который не хочется покидать посетителям любого возраста. Рядом имеются тренажерные залы и прочие объекты обслуживания туристов, а также пункты проката спортивного инвентаря. Вообще говоря, Иматру надо посетить отдельно, там есть на что посмотреть, и где отдохнуть.
А Сайменский канал - это прекрасно!